Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Гидроаккумуляторы АКПП


Использование гидравлических аккумуляторов позволяет обеспечить безударность переключений АКПП при относительно малой инерционности срабатывания клапанов переключения.

Аккумуляторы призваны выполнять роль своего рода амортизаторов и позволяют контролировать скорость срабатывания сервоприводов за счет ступенчатого перекачивания гидравлической жидкости из одной промежуточной камеры в другую.

В автомобильных автоматических коробках передач используются гидроаккумуляторы двух базовых типов: поршневого и клапанного.

Гидроаккумулятор АКПП поршневого типа

Как и во многих других компонентах клапанной сборки в число основных компонентов аккумулятора входят поршень и пружина.

Однако, в отличие от исполнительных устройств, в данном случае поршень не используется для привода каких-либо компонентов, выполняя исключительно роль поглощающего энергию демпфера.

При подаче напора поток гидравлической жидкости попадает в демпферную камеру аккумулятора и начинает, преодолевая сопротивление пружины, постепенно смещать поршень, благодаря чему удается избежать скачкообразного подъема давления в рабочем контуре.

Подача управляющего давления с противоположной (подпружиненной) стороны поршня аккумулятора позволяет контролировать интенсивность демпфирования, сообразуя его с текущими потребностями.

Так, в качестве управляющего может выступать давления дроссельной линии, давление главного системного тракта или давление аккумулируемого регулятора, отдельным узлом входящего в состав клапанной сборки.

В качестве поршневого аккумулятора могут выступать две отдельных камеры в теле клапанной сборки или корпусе сервопривода АКПП.

Организация аккумулятора в корпусе исполнительного устройства позволяет сократить на единицу количество управляющих контуров, однако ведет к увеличению размеров сервопривода.

Выполненный же отдельным блоком аккумулятор может быть размещен в любом месте клапанной сборки, что позволяет осуществлять «горячую» настройку его управляющей пружины, корректируя соответствующим образом интенсивность демпфирования.

Рассмотрим в качестве примера поршневой гидроаккумулятор сервопривода тормозной ленты заднего хода (реверса) и понижающих передач АКПП:

- давление центробежного регулятора удерживает поршни сервопривода и аккумулятора в отпущенном положении.

- управляющее давление сцепления включения второй передачи подается также в сборки аккумулятора и сервопривода, заставляя их поршни смещаться, преодолевая сопротивление пружины и противодавления аккумулируемого регулятора.

Тормозная лента включения первой передачи продолжает оставаться в отпущенном положении до тех пор, пока управляющее давление не будет подано на противоположную сторону поршня сервопривода, обеспечивая также вывод жидкости из поршневой камеры аккумулятора.

Управляя скоростью нарастания давления в обоих направлениях, данный аккумулятор позволяет осуществлять контроль плавности ввода в зацепление двух различных тормозных барабанов.

Гидроаккумулятор АКПП клапанного типа

Широко применяемые в коробках производства компании Ford клапанные аккумуляторы действуют не менее эффективно, чем поршневые, заметно отличаясь от последних принципом функционирования.

Давление в рабочей линии удерживает золотник в аккумуляторе клапанного типа в отжатом положении.

При срабатывании клапана переключения управляющий поток жидкости через демпфирующее дроссельное отверстие подается на сервопривод и (одновременно) на подпружиненную заднюю сторону золотника аккумулятора, который под суммарным воздействием, развиваемым пружиной и управляющим давлением, начинает опускаться, преодолевая противодавление со стороны системного тракта.

Использование двойного демпфирования управляющего потока (за счет дросселирования потока и применения аккумулятора) позволяет обеспечить требуемую инерционность срабатывания сервопривода.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________