________________________________________________________________________________________
Гидроаккумуляторы АКПП
Использование гидравлических аккумуляторов
позволяет обеспечить безударность переключений АКПП при относительно
малой инерционности срабатывания клапанов переключения.
Аккумуляторы призваны выполнять роль своего рода амортизаторов и
позволяют контролировать скорость срабатывания сервоприводов за счет
ступенчатого перекачивания гидравлической жидкости из одной
промежуточной камеры в другую.
В автомобильных автоматических коробках передач используются
гидроаккумуляторы двух базовых типов: поршневого и клапанного.
Гидроаккумулятор АКПП поршневого типа
Как и во многих других компонентах клапанной сборки в число основных
компонентов аккумулятора входят поршень и пружина.
Однако, в отличие от исполнительных устройств, в данном случае поршень
не используется для привода каких-либо компонентов, выполняя
исключительно роль поглощающего энергию демпфера.
При подаче напора поток гидравлической жидкости попадает в демпферную
камеру аккумулятора и начинает, преодолевая сопротивление пружины,
постепенно смещать поршень, благодаря чему удается избежать
скачкообразного подъема давления в рабочем контуре.
Подача управляющего давления с противоположной (подпружиненной) стороны
поршня аккумулятора позволяет контролировать интенсивность
демпфирования, сообразуя его с текущими потребностями.
Так, в качестве управляющего может выступать давления дроссельной линии,
давление главного системного тракта или давление аккумулируемого
регулятора, отдельным узлом входящего в состав клапанной сборки.
В качестве поршневого аккумулятора могут выступать две отдельных камеры
в теле клапанной сборки или корпусе сервопривода АКПП.
Организация аккумулятора в корпусе исполнительного устройства позволяет
сократить на единицу количество управляющих контуров, однако ведет к
увеличению размеров сервопривода.
Выполненный же отдельным блоком аккумулятор может быть размещен в любом
месте клапанной сборки, что позволяет осуществлять «горячую»
настройку его управляющей пружины, корректируя соответствующим образом
интенсивность демпфирования.
Рассмотрим в качестве примера поршневой гидроаккумулятор сервопривода
тормозной ленты заднего хода (реверса) и понижающих передач АКПП:
- давление центробежного регулятора удерживает поршни сервопривода и
аккумулятора в отпущенном положении.
- управляющее давление сцепления включения второй передачи подается
также в сборки аккумулятора и сервопривода, заставляя их поршни
смещаться, преодолевая сопротивление пружины и противодавления
аккумулируемого регулятора.
Тормозная лента включения первой передачи продолжает оставаться в
отпущенном положении до тех пор, пока управляющее давление не будет
подано на противоположную сторону поршня сервопривода, обеспечивая также
вывод жидкости из поршневой камеры аккумулятора.
Управляя скоростью нарастания давления в обоих направлениях, данный
аккумулятор позволяет осуществлять контроль плавности ввода в
зацепление двух различных тормозных барабанов.
Гидроаккумулятор АКПП клапанного типа
Широко применяемые в коробках производства компании Ford клапанные
аккумуляторы действуют не менее эффективно, чем поршневые, заметно
отличаясь от последних принципом функционирования.
Давление в рабочей линии удерживает золотник в аккумуляторе клапанного
типа в отжатом положении.
При срабатывании клапана переключения управляющий поток жидкости через
демпфирующее дроссельное отверстие подается на сервопривод и
(одновременно) на подпружиненную заднюю сторону золотника аккумулятора,
который под суммарным воздействием, развиваемым пружиной и
управляющим давлением, начинает опускаться, преодолевая противодавление
со стороны системного тракта.
Использование двойного демпфирования управляющего потока (за счет
дросселирования потока и применения аккумулятора) позволяет обеспечить
требуемую инерционность срабатывания сервопривода.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________