Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Типы насосов АКПП


Масляные насосы коробки-автомат

Гидравлическое давление, используемое при управлении функционированием АКПП, нагнетается в систему специальной насосной станцией.

Хотя ротор преобразователя вращения тоже можно рассматривать как своего рода насос, генерируемые им поток гидравлической жидкости потребляется исключительно собственно преобразователем, никакие принимая участие в функционировании прочих компонентов автоматической коробки передач.

Жидкость поступает на вход преобразователя и выпускается из него не за счет функционирования собственного насоса (ротора), а будучи нагнетаемой специальным масляным насосом.

С выхода масляного насоса гидравлическая жидкость поступает в специальный регулятор, отвечающий за поддержание рабочего давления в тракте на постоянном уровне.

Контроль функционирования осуществляется посредством различных гидравлических линий.

На картере АКПП предусмотрено несколько вентилей, позволяющих производить замеры давления в линиях с целью проверки исправности функционирования трансмиссии в различных условиях.

При этом не следует забывать, что давление во всех этих контрольных линиях нагнетается исключительно насосной станцией.

На большинстве автоматических коробках передач с отдельным расположением дифференциала привод масляного насоса осуществляется непосредственно от ступицы преобразователя вращения.

Вал насоса вводится в зацепление с двумя пазами или лысками ступичной части ротора (насоса) гидротрансформатора и вращается с частотой, развиваемой коленчатым валом двигателя.

Такая организация влечет за собой некоторые сложности, связанные со снятием и установкой преобразователя, ввиду ограниченности обзора при подстыковке насоса к ступице.

Попадание вала насоса в зацепление со ступицей преобразователя вращения коробки-автомат обычно сопровождается характерным звуком и достаточно однозначно определяется на ощупь.

На КПП со встроенным дифференциалом чаще используется несколько другой способ подсоединения насоса к преобразователю вращения.

На цапфе ведущего вала насоса прорезаются шлицы (либо снимается шесть фасок), которые затем вводятся в зацепление с ответными шлицами/фасками специального углубления в роторе преобразователя.

При этом насос также вращается с частотой коленчатого вала, однако процедура ввода его в зацепление при обслуживании коробки автомат значительно упрощается.

Роторный насос АКПП кулачкового типа

Используемый в обозначении класса префикс IX образуется сочетанием литер I и X, производится от английских слов «Internal» (внутренний) и «external» (наружный) и отражает особенности геометрии роторов насосной сборки, внутренний из которых оборудован наружными кулачками, а наружный - внутренними.

Внутренний ротор объединен с приводным валом насоса коробки и вращается внутри наружного.

Так как кулачки роторов имеют точку зацепления, вращение внутреннего ротора передается наружному, а благодаря разнице в размерах и конструктивному разнесению осей вращения, данное зацепление носит локальный характер и имеет место не по всей образующей поверхности кулачков, а лишь с одной стороны сборки.

При этом там, где кулачки начинают при вращении сближаться происходит сжатие жидкости и выталкивание ее в выходной тракт насосной станции, с противоположной стороны величина зазора в процессе вращения компонентов постепенно нарастает, что сопровождается образованием разрежения, обеспечивающего всасывание насоса в сборку.

Такие насосы относятся к типу вытеснительных с фиксированным расходом и отличаются тем, что выталкивают одинаковую порцию рабочей жидкости за каждый оборот ротора.

Так как вращение насоса не прекращается даже на холостых оборотах двигателя, развиваемые им расход и напор могут в значительной мере превосходить текущие потребности КПП, более заметные при высоких оборотах.

Сказанное означает необходимость организации отвода избытков жидкости, что и осуществляется посредством включения в состав насосной станции специального редукционного клапана.

Роторный насос АКПП шестеренчатого типа

Принцип функционирования данных насосов автоматических коробок переключения передач сходен с принципов функционирования роторных насосов кулачкового типа.

Главное отличие состоит в геометрических характеристиках роторов, которые в данном случае имеют форму зубчатых шестерен.

Внутренняя шестерня соединяется с приводным валом насоса, а наружная центрируется внутри рабочей полости корпуса.

Оси вращения шестерен, как и в предыдущем случае, разнесены, причем величина расхождения зубьев значительно превышают расхождение, имевшее место в насосе кулачкового типа, а образующееся свободное пространство заполнено жестко зафиксированным серповидным сегментом, что приводит к более четкому разделению рабочей полости на всасывающую и нагнетательную камеры, причем значительно меньший объем последней,
обеспечивает насосу более высокую напорную характеристику.

Данный насос, как все роторные насосы, также относится к типу вытеснительных с фиксированным расходом, что подразумевает необходимость организации отвода излишков гидравлической жидкости.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________