Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Ремонт АКПП без снятия с двигателя


Одной из самых распространенных неисправностей в автоматических коробках передач является плохое и несвоевременное переключение скоростей.

Некоторые из причин этой неисправности устранить без снятия агрегата невозможно. Но в большинстве случаев этот дефект устраняется без снятия ее с машины.



Рис.74. Устройство центробежного переключателя АКПП переднеприводных автомобилей тойота

1-Плунжер регулятора, 2-косозубая пластмассовая шестерня, 3-упор, 4-ось груза, 5-рычаг, 6- наружный груз, 7-внутренний груз, 8-пружина, 9-давление после центробежного переключателя, 10-давление в магистрали.

Переднеприводные автоматические коробки передач автомашин моделей Тойота Камри, Виста, Карина, Спринтер, имеющие механическое переключение скоростей, можно исправить, не снимая их с машины.

На рис.74 показано, где находится переключатель скоростей и как его отвернуть.

Достав переключатель, внимательно его осмотрите, обратив особое внимание на плунжеры внутри переключателя. Плунжер должен легко, без заеданий, двигаться внутри, перекрывая отверстия входа и выхода масла.

Если плунжер заедает, его необходимо вытащить, хорошо промыть в бензине, продуть воздухом и плунжер, и гнездо, где он ходит.

Если это не помогло, попробуйте отшлифовать его очень мелкой наждачной бумагой. Шлифуйте до тех пор, пока плунжер не станет без заеданий ходить в своем гнезде.



Рис.75. Расположение центробежного переключателя скоростей переднеприводных коробок-автомат автомобилей Тойота

1-крышка центробежного переключателя скоростей, 2-кронштейн крышки переключателя, 3-Корпус, 4-болт крепления кронштейна, 5-крышка картера дифференциала, 6-правая полуось, 7-левая полуось, 8-болт крепления.

Практика показывает, что к шлифовке прибегают очень редко, только на очень старых машинах, в которых масло до того грязное, что на плунжере образуются наслоения грязевой пыли, которые мешают плунжеру свободно перемещаться в своем гнезде.

Кроме плунжера в данных переключателях скоростей имеется косозубая пластмассовая шестерня, расположенная на валу переключателя.

При резко быстрых переключениях ее пластмассовые зубья срезаются или стачиваются.

В этих переключателях нет уплотнительных масляных колец, т.к. герметичность обеспечивается плотной подгонкой деталей.

На заднеприводных автомобилях Тойота Чайзер, Марк-2, Краун, Креста, Кариб, Корона, Мастер-Айс-Сурф, ТаунАйс, Королла, переключатель скоростей находится в хвостовом отсеке на ведущем валу с карданным соединением (см. рис.74).

Чтобы до него добраться, необходимо снять кардан, открутить хвостовик, предварительно слив из коробки масло и, не снимая переключатель с вала, проверить его на заедание плунжера. Если плунжер чувствительно заедает, то неисправность найдена и нужно ее устранить.



Рис.76. Центробежный регулятор в заднеприводных коробках-автоматах автомобилей Тойота, Ниссан, Мицубиси

1-Картер гидротрансформатора, 2-корпус, 3-корпус хвостовика, 4-поддон картера, 5-коронная шестерня стояночной блокировки, 6-центробежный переключатель скоростей, 7-втулка вала, 8-сальник, 9-пыльник, 10-ведомый вал, 11-рычаг переключения символов и пуска стартера, 12-болт крепления, 13-регулировочный паз.



Рис.77. Центробежный переключатель скоростей, заднеприводных автомобилей Тойота Марк-2, Креста, Краун и другие

1- корпус переключателя скоростей, 2-болт крепления, 3-заглушки отверстий, 4-груз плунжера, 5-вал плунжера, 6-отверстие выходного вала, 7-стопорный пружинный хомут.



Рис.78. Центробежный переключатель скоростей АКПП заднеприводных автомобилей Ниссан Скайлайн, Лаурель, Дедрик, Ваннет

1- плунжер, регулирующий магистральное давление, 2-отверстие крепления корпуса, 3-корпус переключателя, 4-отверстие для вала хвостовика, 5-пружина клапана.

Опыт показывает, что причиной заедания являются мелкие песчинки, осаждающиеся в масле.

Попадая под плунжер, они замедляют его движение, и в конце концов стопорят его в каком-то положении.

Стоит несколько раз переместить его туда - сюда, хорошо продуть сжатым воздухом, и движение плунжера восстановится.

У переднеприводных автомобилей Ниссан механические переключатели стоят на Ниссан Санни, Блюберд, Пульсар, Прерия.



Рис.79. Центробежный переключатель скоростей переднеприводных коробок-автоматов автомобилей Ниссан

1-стопор пружины, 2-корпус переключателя скоростей, З-заглушка, 4-основание крепления регулятора, 5-вал плунжера с грузом, 6-болт крепления корпуса переключателя, 7-плунжер переключателя, 8-отверстия каналов переключателя, 9-вал переключателя, 10-косозубая шестерня, 11- вал

Центробежные переключатели находятся в очень доступных местах. Снять их оттуда не составляет большого труда (см. рис. 79). В этих переключателях тоже заедает плунжер, но часто выходит из строя и косозубая пластмассовая шестерня.

На этих АКПП нет масляных уплотнительных колец, т. к. очень точно выполнена подгонка деталей.

На некоторых коробках передач Ниссан стоят латунные косозубые шестерни, закрепленные на валу тонким штифтом.

Шестерни при ударах и резком переключении скоростей ломаются в месте крепления. У заднеприводных коробок-автоматов центробежные переключатели расположены как у моделей Тойота.



Рис.80. Расположение центробежного переключателя скоростей переднеприводных коробок-автоматов автомобилей Ниссан

1-Картер гидротрансформатора, 2-корпус, З-крышка переключателя скоростей, 4- переключатель символов и пуска стартера, 5-рычаг переключателя, 6-болт крепления переключателя, 7-поддон картера, 8-отверстие крепления

У автомобилей Хонда АКПП сконструированы так, что к центробежному переключателю, к фильтру и к клапанному механизму добраться очень сложно. В ней нет поддона.

В заднеприводных автоматических коробках передач Ниссан, конструктивно похожих на агрегаты Тойота, неисправность в механическом переключателе устраняется так же, как и на автомобилях Тойоты.

Коробка-автомат 4-ВД автомобиля Леона фирмы Субару похожа на заднеприводные АКПП Ниссан: те же блоки муфт, размер и конфигурация дисков.

Только центробежный переключатель имеет свою особенность - три масляных уплотнительных кольца, которые после 50-60 тысяч километров пробега стачиваются, и в результате 3-я скорость перестает включаться совсем или включается, но на больших оборотах двигателя.



Рис.81. Центробежный переключатель скоростей автомобиля Субару Леона 4 вд

1-клапан сброса, 2- плунжер, регулирующий магистральное давление, 3-болт крепления, 4- основание крепления регулятора, 5-корпус регулятора, 6-возвратная пружина, 7-стопорное кольцо, 8-вал плунжера, 9-вал центробежного переключателя, 10-шплинт шестерни, 11-косозубая шестерня, 12-отверстие каналов переключателя, 13-канавки масляных уплотнительных колец.

На рис. 81 показано, как добраться к переключателю и снять его для ремонта, а точнее - для замены уплотнительных колец.

На этом переключателе иногда, очень редко, стачивается косозубая шестерня, сидящая на валу переключателя и вращающая его.

Шестерня стальная, выходит из строя от резких ударов при переключении скоростей.



Рис.82. Расположение центробежного переключателя скоростей переднеприводных коробок-автоматов 4 ВД Субару

1-поддон картера, 2-корпус хвостовика, 3-крышка масляного насоса, 4-корпус, 5-болт крепления крышки переключателя скоростей, 6-крышка переключателя скоростей, 7- корпус дифференциала, 8-сальник корпуса шарнира, 9-обойма, регулирующая зазор подшипника.

Коробка-автомат Субару-Легаси 4-ВД - электронная. Переключение скоростей происходит за счет импульсивного датчика электронного блока и электромагнитных клапанов.

Центробежного переключателя в ней нет, поэтому при возникновении сбоев в переключении необходимо обратиться к специалисту по электронике. В этой КПП самостоятельно можно провести работы, связанные с заменой масла и фильтра.

Концерн Сузуки производит автоматические коробки передач, известные нам по автомобилю Сузуки-Сантана.

Это переднеприводный АКПП, конструктивно похожий на агрегаты машин Ниссан-Санни и Ниссан-Блюберд, поэтому при их ремонте ориентируйтесь на компанию Ниссан.

Также практически ничем не отличаются агрегаты автомашин Ауди.

Тот же корпус с двумя отдельными друг от друга картерами в одном из которых находится декстрон, а в другом гипоидное масло для смазки шестерен редуктора, дифференциала.

Очень важно помнить об этом в том случае, когда КПП снимается и ремонтируется, так как масло сливается и заливается иногда после ремонта и установки только декстрон через щуп, а в редуктор не заливают, думая, что он смазывается декстроном. И через 3-4 дня хорошей езды, редуктор выходит строя и ремонту не подлежит.



Рис.83. Расположение центробежного переключателя скоростей в переднеприводных автоматических коробках передач Ауди, Сантана

1-отверстие крепления, 2-корпус картера гидротрансформатора и дифференциала, 3-крышка центробежного переключателя скоростей, 4-болт крепления крышки. 5-болт крепления, 6-корпус, 7-обойма, регулирующая зазор подшипника, 8-сальник, 9-крышка поддона.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________