________________________________________________________________________________________
Важнейшим условием безаварийной эксплуатации
всех без исключения коробок-автоматов является необходимый уровень
масла, его чистота и чистый, а значит, работоспособный фильтр.
Именно от того, насколько чистое масло и чистый фильтр, зависит, как
долго будет работать автоматическая коробка передач.
В любом подержанном автомобиле, всегда находится отработавшее свой срок
масло и забитый, в разной степени, масляный фильтр. Поэтому, купив
подержанный автомобиль, первое, что Вам необходимо сделать - заменить
или почистить масляный фильтр и сменить масло.
Это необходимо сделать даже в том случае, если цвет масла нормальный,
нет горелого запаха, уровень масла в норме, переключение скоростей
происходит без пробуксовок.
Поменять масло полностью, не разбирая АКПП, практически невозможно,
поэтому рекомендуется слить старое масло, залить новое и поездить на
машине на всех скоростях, переключая ручку скоростей.
Начиная движение, ставьте рукоятку переключения скоростей на 1 или L,
потом на 2, Д и чаще используйте заднюю скорость. Это делается для того,
чтобы все блоки и муфты скоростей, муфты мокрых тормозов и тормозные
ленты побывали в работе.
В этом случае свежим маслом омываются все детали коробки, вымываются
частицы грязи и наслоения, скопившиеся в клапанном механизме за период
эксплуатации автомобиля.
Отработавшее 100 километров масло надо слить в 20-литровую емкость,
залить новое масло и на таких же режимах поездить и опять слить масло в
эту же емкость. И так 3-4 раза.
Убедившись, что масло сливается почти чистое, последний раз залейте
новое масло и эксплуатируйте машину несколько лет, не производя никаких
операций с маслом, но не забывая следить за его уровнем и устранять
появляющиеся подтеки.
Такая замена масла эффективна лишь в том случае, когда автоматическая
коробка передач работает исправно, но масло в нем никогда не менялось,
не чистился фильтр и не вскрывался поддон.
Для замены масла открутите в поддоне пробку и слейте отработанное масло,
снимите поддон. Снимите с клапанного механизма масляный фильтр (см.
рис.84-88).
Рис.84. Вид клапанного механизма переднеприводной коробки-автомат Тойота
(поддон снят)
1-трубки масляные, 2-масляные аккумуляторы, 3-корпус, 4-отверстие
крепления поддона, 5-электромагнитные клапаны управления, 6-клапанный
механизм, 7-бортик фильтра, 8- масляный фильтр, 9-сетка фильтра, 10-болт
крепления фильтра, 11-ось сектора, 12-стержень сектора, 13-сектор
управления золотником, 14-корпус золотника, 15-Золотник ручного
управления, 16-переключатель стартера и символов, 17-гайка крепления
рычага.
Рис.85. Вид клапанного механизма, без поддона, заднеприводной
автоматической коробки передач Тойота (поддон снят)
1-резьбовое отверстие, 2-корпус, 3-болт оси сектора, 4-золотник ручного
управления, 5- ось сектора, 6-кронштейн сектора, 7-сектор
управления золотником, 8-трубка, 9-отверстие крепления фильтра,
10-масляный фильтр, 11-корпус клапанного механизма, 12-болт крепления
пластины фиксатора, 13-пластина фиксатора
Рис.86. Вид клапанного механизма без поддона переднеприводных АКПП
автомобилей Мицубиси (поддон снят)
1-клапаны с электромагнитным управлением, 2-золотник ручного управления,
3-фишка разъема, 4-уплотнительная манжета, 5-клапан с
электромагнитным управлением, 6-корпус клапанного механизма, 7-отверстие
крепления фильтра, 8-корпус, 9-фетровый масляный фильтр,
10-резьбовое отверстие крепления поддона, 11-крышка приемника фильтра,
12-всасывающее отверстие масляного фильтра.
Рис.87. Вид клапанного механизма без поддона заднеприводной
автоматической коробки передач Ниссан (поддон снят)
1-резьбовое отверстие, 2-трубка переходник, 3-корпус, 4-отверстие
крепления фильтра, 5-клапан с электромагнитным управлением ПП, 6-
сетка фильтра, 7-корпус клапанного механизма, 8-клапан с
электромагнитным управлением, 9-золотник ручного управления, 10-сектор
управления
золотником.
Рис.88. Вид клапанного механизма без поддона переднеприводной
автоматической коробки передач Ниссан (поддон снят)
1-болт крепления ограничителя, 2-резьбовое отверстие, 3-отверстие
крепления фильтра, 4- масляный фильтр, 5-корпус клапанного механизма, 6-
корпус, 7-плунжер низших передач, 8-золотник ручного управления,
9-регулятор рабочего давления, 10-втулка регулятора, 11- сетка фильтра.
Если нет нового фильтра, то развальцуйте старый фильтр, все детали его
промойте в бензине, особенно сетку фильтра, продуйте ее воздухом.
Соберите и завальцуйте фильтр, поставьте его на место. Промыв поддон с
магнитом, установите его, убедившись в целостности прокладки поддона.
Теперь, когда все это проделано, приступайте к замене масла.
Рис.89
Можно обойтись и без замены масла, если оно нормальное, и с АКПП нет
проблем, но вскрыть поддон и прочистить фильтр нужно обязательно.
Никогда не допускайте снижение уровня масла, один раз в неделю проверяя
его уровень на прогретой, с работающим двигателем, машине.
Старайтесь поддерживать уровень масла выше верхней метки. Масло на щупе
проверяйте очень тщательно, так как детали, вращающиеся в
коробке-автомат, забрызгивают щуп, искажая показания настоящего уровня.
Рис.90. Масляный фильтр автомобилей Ниссан лаурель, цедрик, тирана,
Караван, Ваннет
1-корпус фильтра, 2-сетка фильтра, 3-масло приемный патрубок,
4-отверстие под болты крепления, 5-бортик вальцовки, 6-кольцо
маслоприемной
трубы, 7-уплотнительная манжета, 8-маслоприемная труба.
Рис.91. Масляный фильтр переднеприводных АКПП автомобилей Мазда персона,
капеллa, фамилия
1-отверстие крепления фильтра, 2-корпус фильтра, 3-бортик вальцовки,
4-сетка фильтра, 5- уплотнительная манжета, 6-патрубок.
Есть некоторые автомобили, у которых невозможно заменить масляный
фильтр, снять и поменять поддон. К таким автомобилям относятся машины
Хонда различных моделей.
АКПП Мицубиси на автомобилях Галант, Итерна, Лансер, Шариот имеют
одноразовые фетровые фильтры, восстановить которые невозможно, а новый
приобрести очень сложно.
Такой фильтр нужно просто снять и выбросить, т.к. он рассчитан на 50000
километров пробега, после чего он должен быть заменен на новый. Но этого
не делает никто.
Именно поэтому очень частые ремонтирующиеся коробки скоростей, это
коробки автомобилей Мицубиси. У этих машин одна и та же поломка,
связанная с забивкой фильтра и потерей магистрального давления в
коробке-автомат.
С потерей давления начинают пробуксовывать диски в муфтах скоростей.
Пыль с фрикционных дисков попадает не только на фильтр, но и на сетки
электрических клапанов, забивая их.
Клапана отказывают в работе, что приводит к выходу из строя электронного
блока переключения скоростей.
У всех других автомобилей фильтр можно разобрать и прочистить, так как
стальная или латунная сеточка легко чистится от грязи и продувается.
Если фильтр визуально чист, то его можно не вскрывать, не
развальцовывать, а просто промыть в бензине и хорошо продуть воздушной
струей
давлением в 5-6 атмосфер.
Продувать надо с обратной стороны, чтобы грязь, которая осталась после
промывки, ушла в маслоприемное окно. При ударе поддона автоматической
коробки передач необходимо остановиться и проверить поддон.
Если в поддоне течи масла нет, но имеются вмятины, и после удара заметно
ухудшение в работе коробки, то необходимо снять поддон и проверить,
какие дефекты появились в результате удара.
Самая большая неприятность, когда после удара появляется трещина и
ломается часть клапанного механизма, или появляется вмятина в нем. В
этом
случае остается только отдать коробку-автомат в ремонт.
Однако чаще всего при ударе может деформироваться масляный фильтр или, в
некоторых АКПП могут сильно погнуться трубки, перекрывая доступ масла к
муфтам скоростей; произойти сдвиг коробки с двигателем относительно
рычага переключения скоростей. Все эти дефекты можно исправить
самостоятельно.
Фильтр развальцевать, выправить корпус фильтра, заодно прочистить и
продуть сеточку и собрать. Трубки разогнуть и выпрямить.
Если коробка-автомат сместилась незначительно, но при этом ни на
паркере, ни на нейтрали стартер не включается, то лучше оставить агрегат
в этом положении и заново отрегулировать рычаг переключения скоростей.
Переключение скоростей осуществляет не только центробежный регулятор
давления, называемый центробежным переключением скоростей, но и
педаль акселератора - вспомогательный переключатель скоростей.
Рис.92. Регулировка тросика дроссельной заслонки и крепление его на
автомобиль
1-блок гидравлического управления (дроссельный регулятор), 2-АКПП, 3 -
кронштейн крепления троса, 4 - кожух троса, 5 - регулировочные гайки, 6
-
трос дроссельной заслонки, 7 - упор троса, 8 - дроссельная заслона, 9 -
трос акселератора. 10 - рычаг акселератора, 11 - педаль акселератора, 12
–
двигатель, 13 - впускной коллектор или карбюратор, 14 - рычаг
дроссельной заслонки
Тросик, идущий от дроссельного клапана, вторым концом закреплен на
рычаге заслонки карбюратора или электронного впрыска (рис. 92).
Он отрегулирован на заводе на переключение скоростей в пределах
2200-2500 оборотов двигателя при движении по ровной дороге - без
подъемов и
спусков.
Если коробка-автомат без изъянов, тросик не разрегулирован, а
переключение происходит на 5000 оборотов, то возможно, что все дело в
заедании
тросика в собственном чехле.
Отсоедините тросик от рычага карбюраторе, залейте в чехол немного масла
и подвигайте тросик в течение 10-15 минут. Нормальное движение тросика
восстановится.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________