Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Электронное гидравлическое управление вариатора Audi A4


Новым является объединение масляного насоса, гидроблока управления (блока клапанов) и блока управления вариатора CVT 01J Ауди А4 в единый компактный узел.



Рис.22

Внутри гидроблока управления находятся золотник ручного управления, девять гидравлических клапанов и три электромагнитных клапана управления давлением.

Гидравлический и электронный блоки управления напрямую соединены между собой электрическими разъемами.

Гидроблок управления вариатора Audi A4 выполняет следующие функции:

- управление фрикционами переднего и заднего хода.

- регулировка давления в гидросистеме фрикционов.

- охлаждение фрикционов.

- подача масла для управлением давлением прижима.

- управление передаточным отношением.

- подача масла в компенсационную полость.

Через специальные вращающиеся трубки гидроблок управления вариатором CVT 01J соединен с гидросистемами шкивов 1 и 2. На вращающиеся соединительные трубки установлены уплотнительные кольца.

Для защиты узлов коробки вариатора клапан ограничения давления DBV1 ограничивает давление масла до 82 бар. Благодаря клапану давления предварительного управления VSTV на клапаны управления давлением масло подается под постоянным давлением величиной 5 бар.



Рис.23

Клапан минимального давления MDV не дает масляному насосу захватить воздух во время пуска двигателя. При высокой мощности насоса клапан MDV открывается и направляет масло из обратного маслопровода к насосной секции, повышая этим КПД насоса.

Клапан предварительного давления VSPV коробки поддерживает в главной магистрали давление, достаточное для выполнения той или иной функции (прижима или регулировки).

N88, N215 и N216 — это клапаны управления давлением. Они обеспечивают управляющее давление, пропорциональное проходящему через них электрическому току.

N88 (электромагнитный клапан 1) выполняет две задачи: он управляет клапаном охлаждения фрикционов KKV и предохранительным клапаном SIV.

N215 (клапан регулировки давления 1 АКПП) управляет клапаном управления фрикционами KSV.

N216 (клапан регулировки давления 2 АКПП) управляет клапаном регулировки передаточного отношения UV.



Рис.24

Как и прежде, вариатор имеет механическую связь (трос) с рычагом селектора, по которой передается информация о его положении: P, R, N и D.

Шток выбора передач вариатора Ауди А4 выполняет следующие функции:

- перемещает золотник ручного управления в гидравлическом блоке управления и тем самым включает режим движения (вперед/назад/нейтраль).

- включает механизм блокировки трансмиссии на стоянке.

- воздействует на многофункциональный переключатель для определения положения рычага селектора.

При переводе селектора в положение P тяга привода механизма блокировки сдвигается в осевом направлении и прижимает собачку к шестерне механизма, блокируя таким образом трансмиссию. Шестерня блокировки трансмиссии неподвижно соединена с вал-шестерней.

Картер вариатора CVT 01J, система трубопроводов и уплотнения



Рис.25

Коробка вариатор использует новый тип уплотнительных колец — составные уплотнительные кольца.

Этими кольцами уплотнены прижимные и регулировочные гидроцилиндры первичного и вторичного шкивов, а также поршень фрикциона переднего хода.

Кольцо круглого сечения выполняет две задачи: прижимает наружное кольцо и уплотняет зазор.

Составное уплотнительное кольцо поджимается под действием давления масла.

Достоинства составных уплотнительных колец вариатора Audi A4:

- хорошее скольжение

- малое сопротивление при перемещении

- износостойкость

- малая деформация под действием давления

Для уменьшения массы коробки ее состоящий из трех частей картер изготавливается из магниевого сплава AZ91 HP.

Этот очень стойкий к коррозии сплав легко обрабатывается и по сравнению с обычным алюминиевым сплавом уменьшает массу картера на 8 кг.

Вариатор имеет еще одну особенность — масло в ней передается не по каналам в картере (как у обычных гидромеханических КПП), а почти исключительно по трубопроводам.

Для уплотнения соединений трубопроводов используются торцевые уплотнения. Торцевые уплотнения напорных трубопроводов имеют две рабочие кромки, которые поджимаются под действием давления масла и обеспечивают надежную герметизацию.

Такой способ позволяет надежно уплотнить соединения трубопроводов, даже если они расположены не под прямым углом (например, напорный трубопровод к фрикциону заднего хода).

Кромки торцевого уплотнения впускного патрубка масляного насоса коробки поджимаются за счет силы запрессовки.

Двойное манжетное уплотнение вала не позволяет маслу ATF смешиваться с маслом главной передачи. Оно предотвращает попадание масла ATF в картер главной передачи и наоборот.

О потере герметичности двойного манжетного уплотнения можно судить по специальному отверстию в картере.



Рис.26. Схема гидросистемы вариатора CVT 01J (Селектор в положении P, двигатель выключен)

DBV1 - клапан ограничения давления 1, DBV2 - клапан ограничения давления 2, DDV1 - клапан перепада давления 1, DDV2 - клапан перепада давления 2, F - фильтр ATF, HS - золотник ручного управления, K - радиатор ATF, KKV - клапан охлаждения фрикционов, KSV - клапан управления фрикционом, MDV - клапан минимального давления, MP1 - точка измерения давления прижима (измеряется датчиком G194), MP2 - точка измерения давления в магистрали фрикционов (измеряется датчиком G193), N88 - электромагнитный клапан 1 (охлаждения фрикционов/аварийного отключения), N215 -
клапан регулировки давления -1, Вариатор (фрикцион), N216 - клапан регулировки давления -2, Вариатор (передаточное отношение), P - масляный насос, PRND - положения селектора, RK - фрикцион заднего хода, S1 - сетчатый фильтр ATF 1, S2 - сетчатый фильтр ATF 2, S3 - сетчатый фильтр ATF 3, SB 4 - отверстия для смазки/охлаждения шкивов, SF - приемный фильтр ATF, SIV - предохранительный клапан, SSP - эжекционный насос, UV - клапан регулировки передаточного отношения, VK - фрикцион переднего хода, VSBV - клапан ограничения объемного расхода, VSPV - клапан предварительного давления, VSTV - клапан давления предварительного управления

Охлаждение масла ATF

Поступая от шкива 1, масло ATF сначала проходит через радиатор ATF, затем через фильтр ATF и лишь после этого поступает в гидроблок управления вариатора.



Рис.27

Так же, как у ступенчатых АКПП, радиатор ATF встроен в радиатор двигателя. В нем масло отдает тепло охлаждающей жидкости двигателя (масляно-водяной теплообменник).

Клапан перепада давления DDV1 защищает радиатор ATF от высокого давления (при холодном ATF). При холодном ATF возникает высокий перепад давления в подводящем и обратном трубопроводах.

При определенном перепаде давления клапан коробки открывается и соединяет подводящий и обратный трубопроводы между собой. Это, к тому же, способствует быстрому прогреву ATF.

Клапан перепада давления DDV2 открывается при высоком сопротивлении току жидкости в фильтре ATF (если фильтр, например, засорился). Если бы его не было, то клапан DDV1 открывался бы под действием обратного напора, что делало бы систему охлаждения ATF неэффективной.

При негерметичном радиаторе ATF в масло ATF попадает охлаждающая жидкость. Даже незначительное ее количество вызывает неполадки в системе регулировки фрикционов.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________