Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Элементы вариатора CVT 01J автомобилей Ауди


Маховик с демпфером крутильных колебаний коробки передач CVT 01J Ауди А4

В поршневых двигателях процесс сгорания протекает неравномерно. Из-за этого возникают крутильные колебания коленчатого вала. Эти колебания передаются на коробку передач и вызывают в ней резонансные вибрации.

Рис.11

Негативными последствиями резонансных вибраций являются шум и чрезмерная нагрузка на детали и узлы.

Крутильные колебания и вызванные ими шумы гасятся маховиком с демпфером крутильных колебаний или двухмассовым маховиком.

Крутящий момент двигателя V6 объемом 2,8 л передается на вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4 через маховик с демпфером крутильных колебаний.

Четырехцилиндровые двигатели работают не равномернее 6-цилиндровых агрегатов, поэтому на них устанавливается двухмассовый маховик.



Рис.12. Коробка передач CVT 01J

Серый - Картер, болты/винты, шпильки, Зеленый - Гидравлические узлы и детали/система управления, Желтый - Электронный блок управления, Голубой - Валы, шестерни, Темно-желтый - Многодисковые фрикционные муфты, Красный - Поршни, датчик крутящего момента, Коричневый - Подшипники, шайбы, стопорные кольца, Черный - Пластмассовые детали, уплотнения, резиновые детали

Фрикцион переднего хода, фрикцион заднего хода и планетарный механизм вариатора Multitronic Audi

В отличие от ступенчатых гидромеханических АКПП, где для передачи крутящего момент используется гидротрансформатор, в коробке передач CVT 01J эту задачу выполняют два фрикциона: по одному фрикциону для переднего и заднего хода.

Это работающие в масле многодисковые фрикционы, аналогичные тем, которые используются в ступенчатых АКПП для переключения передач.

Они служат для плавного соединения трансмиссии в начальной фазе движения автомобиля и дальнейшей передачи крутящего момента к промежуточной передаче.

Рис.13

Процессы трогания с места и передачи крутящего момента контролируются электроникой и регулируются с помощью электрогидравлической системы.

Многодисковый фрикцион с электрогидравлическим управлением вариатора CVT имеет следующие преимущества перед гидротрансформатором:

- малая масса и компактность.

- электронно-управляемая адаптация характеристики трогания с места к дорожным условиям.

- электронно-управляемая адаптация крутящего момента при медленном маневрировании к дорожным условиям.

- защита от перегрузок, ошибок и неправильных действий водителя.

Планетарный механизм вариатора автомобиля Audi A4

Планетарный механизм служит исключительно для изменения направления вращения привода при включении заднего хода. Передаточное отношение планетарного механизма при движении задним ходом равно 1.

Рис.14

Сопряжение деталей - Солнечная шестерня (вход) соединена с входным валом вариатора и стальными дисками фрикциона переднего хода.

Водило (выход) соединено с ведущей шестерней промежуточной передачи и металлокерамическими дисками фрикциона переднего хода.

Коронная шестерня соединена с сателлитами и металлокерамическими дисками фрикциона заднего хода.



Рис.15. Схема планетарного механизма коробки передач CVT 01J

Через соединенную с входным валом солнечную шестерню крутящий момент подводится к планетарному механизму, где он приводит в движение сателлиты 1.

Сателлиты 1 заставляют вращаться сателлиты 2, которые находятся в зацеплении с коронной шестерней.

Водило сателлитов (выход планетарного механизма) остается неподвижным, потому что оно соединено с промежуточной передачей, а автомобиль пока стоит на месте.

Коронная шестерня вращается вхолостую с частотой, равной половине оборотов двигателя, в том же направлении, что и коленвал двигателя.

Передача крутящего момента при движении вперед

Стальные диски фрикциона переднего хода соединены с солнечной шестерней, а его металлокерамические диски — с водилом. При замыкании фрикцион переднего хода соединяет входной вал коробки передач с водилом (выход).

Планетарный механизм заблокирован и вращается как единое целое в том же направлении, что и коленвал двигателя. При этом передаточное отношение планетарного механизма равно 1.

Передача крутящего момента при движении назад

Металлокерамические диски фрикциона заднего хода соединены с коронной шестерней, а его стальные диски — с картером вариатора CVT 01J.

При замыкании фрикцион заднего хода замыкает коронную шестерню на картер коробки передач.

Крутящий момент передается на водило, которое вращается в направлении, обратном направлению вращения коленвала двигателя. Автомобиль движется назад.

При движении задним ходом скорость ограничивается электроникой. Вариатор остается в положении, соответствующем наибольшему передаточному отношению.

Управление фрикционами коробки передач CVT 01J Ауди А4

При трогании с места важнейшим параметром для регулировки фрикционов является число оборотов двигателя.

В зависимости от характеристики трогания с места, блок управления коробки Multitronic рассчитывает заданное число оборотов двигателя, которое регулируется через момент проскальзывания фрикциона.

Характеристику трогания с места определяют желание водителя, выражающееся в нажатии на педаль газа, и запросы внутри блока управления.

При плавном старте, который, среди прочего, характеризуется слабым нажатием на педаль газа, требуется незначительное увеличение числа оборотов двигателя.

Непродолжительное проскальзывание фрикциона и малые обороты двигателя способствуют низкому расходу топлива. При резком старте обороты двигателя необходимо увеличить сильнее.

При этом более высокий крутящий момент делает разгон стремительнее. На характеристику трогания с места влияет также тип двигателя (бензиновый/дизельный, крутящий момент и изменение крутящего момента).

Электронное управление вариатором Audi A4

При управлении фрикционами коробки передач CVT 01J учитываются следующие параметры:

- число оборотов двигателя.

- число оборотов входного вала вариатора.

- положение педали акселератора.

- крутящий момент двигателя.

- информация «тормоз нажат».

- температура масла в коробке передач.



Рис.16

По этим параметрам блок управления вариатора CVT 01J рассчитывает заданное давление масла, подаваемого к поршням фрикционов, а также ток сигнала управления клапаном регулировки давления N215.

Почти пропорционально току сигнала управления изменяется давление масла, подаваемого к поршням фрикционов и, соответственно, передаваемый фрикционом крутящий момент.

Находящийся в гидравлическом блоке управления датчик 1 давления масла (G193) измеряет давление масла, подаваемое к фрикциону (фактическое).

Фактическое значение давления постоянно сравнивается с заданным значением, которое рассчитывает блок управления коробки передач.

При этом фактическое и заданное значения давления постоянно сравниваются друг с другом.

При обнаружении недостоверности принимаются защитные меры.

Чтобы не допустить перегрева фрикциона, предусмотрено его охлаждение.

Температура фрикциона контролируется блоком управления АКПП.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________