Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

ЭБУ и датчики двигателя toyota 1AZ-FE, 2AZ-FE


Для увеличения скорости обработки сигналов в блоке управления двигателем toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE автомобилей Тойота Камри, Тойота Рав 4, Лексус РХ установлен 32-х разрядный процессор.

Кислородный датчик и датчик состава топливовоздушной смеси

- Датчик состава смеси отличается от кислородного датчика своей выходной характеристикой.

- На датчик состава смеси постоянно подается напряжение 0,4 В, а на выходе снимается сигнал тока, сила которого меняется в соответствии с концентрацией кислорода в ОГ. Блок управления двигателем преобразует ток выхода в сигнал напряжения прямо пропорциональный составу смеси.

- Выходное напряжение кислородного датчика меняется в зависимости от содержания кислорода в ОГ. Блок управления двигателем судит по этому сигналу богаче состав смеси стехиометрической величины или беднее.

Устройство датчика состава топливовоздушной смеси двигателя toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE

- В своей основе конструкция датчика состава смеси и подогреваемого кислородного датчика одинакова. Однако они подразделяются по своей внешней конфигурации из-за различия используемых нагревателей.

- В цилиндрическом датчике чувствительный элемент расположен вокруг нагревательного элемента.

- В плоском датчике используется окись алюминия, обладающая хорошими теплопроводными и диэлектрическими свойствами для размещения нагревательного элемента (сокращается период прогрева датчика).

Расходомер воздуха

- Датчик расхода воздуха, так называемого, встраиваемого типа, позволяет судить о расходе поступающего в двигатель воздуха по измерению расхода только его части, непосредственно проходящего через измерительную зону датчика. Прямое измерение массового расхода воздуха повысило точность измерения и уменьшило сопротивление на впуске.

- В датчик расхода встроен датчик температуры воздуха на впуске.

Датчик детонации (плоский) двигателя toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE автомобилей Тойота Камри, Тойота Рав4, Лексус РХ

В традиционных датчиках детонации (резонансного типа) в блок цилиндров встроена пластина, резонансная частота которой совпадает с частотой детонации двигателя. Она позволяет регистрировать колебания вблизи частоты резонанса.

В отличие от такой конструкции, плоский датчик детонации (нерезонансного типа) позволяет регистрировать вибрацию в более широком диапазоне частот (примерно 6-15 кГц) и обладает следующим особенностями.

- Частота детонации в двигателе слегка изменяется в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Датчик детонации плоскости типа позволяет регистрировать вибрацию даже при изменении частоты детонации в двигателе.

Таким образом, по сравнению с традиционными датчиками детонации расширены возможности регистрации вибрации, что позволяет более точно регулировать угол опережения зажигания.

Устройство датчика детонации

- Плоский датчик детонации крепится к двигателю шпилькой, ввернутой в блок цилиндров. Отверстие под шпильку проходит через центр датчика.

- Внутри датчика имеется стальной груз, расположенный над пьезоэлементом. Между стальным грузом и пьезоэлементом находится изолятор.

- В датчик встроен резистор цепи обнаружения обрыва/короткого замыкания.

Вибрация детонации двигателя передается на стальной грузик, который давит на пьезоэлектрический элемент. В результате образуется электродвижущая сила.

Резистор регистрации обрыва/короткого замыкания двигателя toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE

Если зажигание включено, то резистор регистрации разомкнутой/короткозамкнутой цепи датчика детонации и резистор в блоке управления двигателем поддерживают постоянное напряжение на клемме KNK1 двигателя.

За напряжением на контакте KNK1 постоянно следит интегральная микросхема в блоке управления двигателем.

Если цепь между датчиком детонации и блоком управления двигателя размыкается или замыкается накоротко, то напряжение на клемме KNK1 изменяется и блок управления двигателем регистрирует размыкание/короткое замыкание цепи, записывая при этом в память код неисправности DTC.

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки установлен на корпусе дроссельной заслонки. Он предназначен для определения угла открытия дроссельной заслонки.

Датчик преобразует изменение плотности магнитного потока, которое вызвано вращением магнитного ярма (которое расположено на одной оси с осью дроссельной заслонки) вокруг датчика Холла, в электрический сигнал, используемые в управлении приводом дроссельной заслонки.

Датчик положения педали акселератора двигателя toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE

В бесконтактном датчике положения акселератора используется чувствительный элемент Холла.

- Магнитное ярмо, установленное на педали акселератора, поворачивается вокруг датчика Холла в соответствии с ходом педали. Датчик Холла преобразует изменение магнитного потока в электрический сигнал и посылает его в качестве сигнала хода педали акселератора в блок управления двигателем.

- В датчике Холла формируются основной и дополнительный сигналы. Датчик преобразует положение педали в электрические сигналы, обладающие свойством возможности их взаимного сравнения, и направляет их в блок управления двигателем.

Интеллектуальная система управления дроссельной заслонкой (ETCS-i)

- Система ETCS-i обладает исключительными возможностями регулирования положения дроссельной заслонки на любых режимах работы двигателя. В двигателях 1AZ-FE и 2AZ-FE механическая связь педали с дроссельной заслонкой отсутствует, а на педали акселератора установлен датчик ее положения.

- В корпусе дроссельной заслонки традиционной конструкции угол открытия дроссельной заслонки определяется ходом педали акселератора. В противоположность этому, система ETCS-i использует блок управления двигателем, который, исходя из условий движения, рассчитывает оптимальное положение дроссельной заслонки и изменяет его, управляя электродвигателем привода.

- Система ETCS I обеспечивает управление режимом холостого хода (ISC), противобуксовочное управление (TRC), поддержание курсовой устойчивости (VSC) и управление круиз-контролем.

- В случае выявления неисправностей в работе система переходит в аварийный режим.

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки установлен на корпусе дроссельной заслонки. Он предназначен для определения угла открытия дроссельной заслонки.

Электродвигатель привода дроссельной заслонки двигателя toyota 1AZ-FE, 2AZ-FE

Для управления положением дроссельной заслонки используется электродвигатель постоянного тока с минимальным потреблением электроэнергии.

Для регулирования угла открытия дроссельной заслонки, ЭБУ двигателя изменяет направление и силу тока, проходящего через электродвигатель привода дроссельной заслонки.

Режим

В зависимости от режима эксплуатации, ЭБУ двигателя toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE автомобилей Тойота Камри, Тойота Рав 4, Лексус РХ определяет требуемый угол открытия дроссельной заслонки и управляетэлектродвигателем привода дроссельной заслонки

- Нелинейное управление
- Регулятор холостого хода
- Управление противобуксовочным режимом
- Система поддержания курсовой устойчивости (VSC)
- Круиз-контроль

Нелинейное управление - Для достижения точного управления положением дроссельной заслонки и комфортабельности езды во всем диапазоне частот вращения коленчатого вала, система обеспечивает оптимальный угол открытия дроссельной заслонки, наиболее подходящий для режима работы. Учитывается, в частности, угол наклона педали акселератора и частота вращения коленчатого вала двигателя.

Управление холостым ходом - Блок управления двигателем обеспечивает управление положением дроссельной заслонки для постоянного поддержания оптимальной частоты вращения в режиме холостого хода.

Противобуксовочная система - Если возникает буксование ведущего колеса, то дроссельная заслонка, по команде контроллера антиблокировочной/противобуксовочной системы, прикрывает дроссельную заслонку, сохраняя сцепление с дорогой.

Система поддержания курсовой устойчивости (VSC) - Для полной реализации возможностей системы поддержания курсовой устойчивости управление положением дроссельной заслонкой ведется в координации с блоком антиблокировочной/противобуксовочной системой.

Круиз контроль - Для автоматического поддержания постоянной скорости движения, блок управления двигателем со встроенным контроллером круиз-
контроля непосредственно воздействует на дроссельную заслонку.

Работа в аварийном режиме при неисправности датчика положения педали акселератора

- Для передачи сигнала датчика положения педали акселератора предусмотрено две цепи (основная и вспомогательная). При неисправности одной из цепей датчика, блок управления двигателем определяет ошибочную разность напряжения сигнала в двух цепях и переключается в аварийный режим.

Чтобы сохранить возможность управления автомобилем в аварийном режиме, неповрежденная цепь используется для вычисления положения педали акселератора.

При неисправности обеих цепей блок управления фиксирует отклонение напряжения от нормального и прекращает управление дроссельной заслонкой. В таком режиме автомобиль может двигаться с частотой вращения коленчатого вала, равной частоте вращения холостого хода.

Работа в аварийном режиме при неисправности датчика положения дроссельной заслонки

- Для передачи сигнала датчика положения дроссельной заслонки предусмотрено две цепи (основная и вспомогательная). При неисправности одной из цепей датчика, блок управления двигателем определяет ошибочную разность напряжения сигнала в двух цепях, отключает питание электродвигателя привода дроссельной заслонки и переключается в аварийный режим.

Под действием пружины дроссельная заслонка занимает предписанное аварийным режимом положение. Автомобиль сохраняет способность передвигаться в аварийном режиме, при этом, мощность двигателя регулируется только параметрами впрыска и углом опережения зажигания, в соответствии с положением педали акселератора.

- В таком же режиме будет осуществляться управление, если блок управления двигателем определит неисправность электродвигателя привода дроссельной заслонки.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________