Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Диагностика коленчатого вала двигателей 3S-FE, 3S-GE


Проверка осевого люфта коленвала двигателей Toyota 3S-FE, 3S-GE

Проверку осевого люфта коленчатого вала двигателя Тойота 3S-GE, 3S-FE необходимо выполнять на том этапе разборки, когда коленвал еще не снят с блока цилиндров/картера, но ничего не препятствует его осевому перемещению.

Проверьте люфт с помощью стрелочного индикатора, наконечник которого введите в контакт с кондом коленчатого вала. Сдвиньте коленчатый вал до упора в одну сторону и затем установите индикатор на нуль.

Сдвиньте коленвал до упора в другую сторону и проверьте люфт по индикатору.

Результат сравните со значением, указанным в спецификациях. Если люфт превышает допустимый предел, необходимо заменить упорные шайбы.

При отсутствии стрелочного индикатора люфт можно измерить с помощью щупа. Сначала выдвиньте коленчатый вал до упора к маховику, затем щупом измерьте зазор между щекой кривошипа и упорной шайбой средней коренной опоры.

Очистите коленвал двигателей Тойота 3S-FE, 3S-GE керосином или подходящим растворителем и просушите его, желательно сжатым воздухом, если возможно.

Проверьте шейки коренных и шатунных подшипников на наличие неравномерного износа, трещин, точечной коррозии и раскалывания.

Износ шатунного подшипника вызывает четкий металлический стук при работе двигателя (особенно заметный при разгоне), а также некоторое снижение давления в системе смазки.

Износ коренного подшипника сопровождается заметной вибрацией автомобиля и грохотом, усиливающимся при увеличении частоты вращения двигателя, а также снижением давления масла.

Проверьте шероховатость шейки подшипника, слегка проводя пальцем по рабочей поверхности подшипника.

Любая шероховатость (сопровождаемая очевидным износом подшипника) указывает, что коленчатый вал требует переточки (если возможно) или замены.

Биение коленчатого вала можно проверить, поддерживая каждый конец коленвала V-образными блоками и измеряя биение средней коренной шейки с помощью стрелочного индикатора. Если биение превышает указанный предел, необходимо заменить коленчатый вал.

Если коленчатый вал был переточен, проверьте отсутствие задиров вокруг смазочных отверстий коленвала (отверстия обычно имеют фаску, так что задиров не должно быть, если переточка была выполнена аккуратно).

Удалите задиры напильником или скребком и тщательно очистите смазочные отверстия.

Измерьте диаметр шеек коренных и шатунных подшипников микрометром и сравните результаты с указанным значением. Измеряя диаметр в нескольких точках по окружности шейки, можно определить ее некруглость.

Измерьте диаметр в крайних точках шейки по длине рядом со щеками коленвала Toyota 3S-FE, 3S-GE автомобилей Тойота Камри, Корона, Тойота Селика, Карина, что даст возможность определить ее конусность.

Проверьте контактные поверхности сальника с концами коленчатого вала на наличие износа и повреждений. Если сальник протер глубокую канавку на поверхности коленчатого вала, проконсультируйтесь со специалистом относительно восстановления вала.

Ремонт может быть и возможен, но скорее всего потребуется замена коленчатого вала.

Проверка зазоров в коренных подшипниках коленвала Тойота 3S-GE, 3S-FE

Очистите задние поверхности вкладышей и установочные вырезы в блоке цилиндров и крышках коренных подшипников.

Установите вкладыши на их исходные места в блоке цилиндров и крышках, убеждаясь, чтобы смазочные отверстия в блоке цилиндров и во вкладышах совмещены, установочные выступы на вкладышах должны войти в соответствующие вырезы.

На двигателях 3S-FE и 3S-GE верхние и нижние вкладыши среднего подшипника (№ 3) имеют ширину - 22.9 мм, все остальные - 19.2 мм. Убедитесь, что вкладыши установлены должным образом.

Имейте в виду, что если вкладыши используются повторно, то их необходимо установить на прежние места на блоке цилиндров и крышках.

Проверка рабочего зазора в коренных подшипниках коленвала двигателя Тойота 3S-FE, 3S-GE

Прежде чем окончательно устанавливать коленвал необходимо проверить рабочие зазоры в коренных подшипниках; это можно выполнить одним из двух методов.

Первый метод - установите крышки коренных подшипников вместе с вкладышами на блок цилиндров в рабочем положении и затяните болты крепления крышек.

Измерьте внутренний диаметр подшипника с помощью штангенциркуля или микрометра. Измерьте диаметр каждой шейки коленвала и вычтите его из внутреннего диаметра подшипника.

Полученный результат равен рабочему зазору коренного подшипника. Второй (и более точный) метод состоит в использовании пластиковый щупа. Его накладывают на шейку коленчатого вала и прижимают к нему крышкой коренного подшипника.

После снятия крышки ширину деформированного щупа измеряют с помощью специальной шкалы, входящей в комплект, по которой и определяется рабочий зазор в подшипниках.

Установите верхние вкладыши коренных подшипников в рабочее положение на блоке цилиндров и убедитесь, что шейки коленвала и вкладыши абсолютно чистые и сухие, затем аккуратно опустите коленчатый вал на место.

Отрежьте несколько кусочков щупа и поместите их по одному на каждую шейку коленчатого вала.

Установите крышки коренных подшипников с вкладышами в рабочее положение.

Постепенно затяните болты крепления крышек; не проворачивайте коленчатый вал двигателя Toyota 3S-FE, 3S-GE во время всей процедуры.

Отвинтите болты и аккуратно снимите крышки подшипников.

Сравните ширину деформированного щупа на каждой шейке со шкалой, напечатанной на его упаковке, чтобы получить рабочий зазор коренного подшипника.

Если зазор не соответствует норме, возможно установлены вкладыши неподходящего размера (или они чрезмерно изношены, если старые вкладыши повторно используются).

Прежде чем менять вкладыши, убедитесь, что при измерении зазора между вкладышами подшипника и крышками или блоком не попала грязь или масло.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________