Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

АКПП Мазда FN4A-EL/F4A-EL


На автомобилях Форд Фокус, Фьюжн, Мазда 3, 323, Мазда 6 применяются четырёхступенчатые АКПП FN4A-EL/F4A-EL (аналог автомат FNR5) с возможностью ручного переключения.

Конструкция коробки-автомат F4A-EL/FN4A-EL/ включает в себя гидротрансформатор, масляный насос, планетарные механизмы, фрикционные муфты и тормозы.

Управление коробкой передач осуществляется электронным блоком.

Гидротрансформатор автоматической коробки передач выполняет функции сцепления.

В процессе работы он наполняется рабочей жидкостью и, вращаясь с достаточной скоростью, передаёт крутящий момент от двигателя трансмиссии, поглощает и сглаживает вибрации и рывки от работы двигателя и коробки.

Гидротрансформатор состоит из трёх колёс: насосного, реакторного и турбинного, сюда же входит муфта его блокировки.

Насосное колесо объединено с корпусом гидротрансформатора и закреплено на маховике двигателя.

Турбинное колесо шлицевым соединением связано с входным валом коробки-автомат Мазда FN4A-EL/F4A-EL.

По достижении определённой скорости при помощи муфты гидротрансформатор блокируется, при этом обеспечивается жёсткая связь между коленчатым валом двигателя и трансмиссией.

Это значительно снижает потери мощности и благоприятно сказывается на динамических качествах и расходе топлива.

Масляный насос приводится от двигателя и предназначен для создания необходимого давления рабочей жидкости для работы автоматической коробки передач.

При отсутствии давления рабочей жидкости крутящий момент от трансмиссии никаким образом не может быть передан коленчатому валу двигателя.

Также отсутствие давления рабочей жидкости накладывает определённые ограничения на буксировку автомобиля, так как не происходит должной смазки узлов автомата.

Планетарные механизмы установлены непосредственно в картере АКПП F4A-EL/FN4A-EL (аналог FNR5) автомобилей Форд Фокус, Фьюжн, Mazda 3, 323, Мазда 6 и предназначены для обеспечения изменения передаточного числа и включения задней передачи.

Планетарный механизм (передача) коробки-автомат состоит из четырёх основных элементов: солнечной шестерни, водила с сателлитами и коронной шестерни.

Изменение передаточного отношения и направления вращения происходит за счёт блокировки или разблокировки двух элементов из трёх (солнечной шестерни, водила, коронной шестерни) в различных комбинациях.

В современных АКПП Mazda устанавливается несколько планетарных механизмов в зависимости от количества передач и конструкции.

Фрикционные муфты и тормозы предназначены для блокировки различных элементов планетарных механизмов.

Они срабатывают за счёт давления рабочей жидкости при открытии соответствующего клапана.

Клапаны открываются в определённой последовательности электронным блоком управления в зависимости от скорости, степени открытия дроссельной заслонки, от частоты вращения коленчатого вала и других параметров.

Проверка технического состояния коробки автомат FN4A-EL/F4A-EL

Проверяем уровень рабочей жидкости в автоматической коробке передач.

Пониженный или повышенный уровень рабочей жидкости может оказывать существенное влияние на работу коробки передач.

Во время проверки уровня также обращаем внимание на состояние рабочей жидкости.

Жидкость должна иметь цвет тёмного прозрачного или красноватого лака, без включения мелких частиц и без запаха горелого.

В противном случае в коробке передач есть серьёзные неисправности, и необходимо как можно быстрее обратиться в специализированную мастерскую.

Убеждаемся в исправности, и правильной регулировке троса селектора, а также в исправности самого селектора.

Селектор должен чётко фиксироваться во всех положениях, при этом его положения должны соответствовать включаемым режимам.

Кроме того, должны исправно работать все блокировки селектора от его случайного перемещения.

При обнаружении неисправности необходимо её устранить.

При движении не должно быть рывков, ударов и различных посторонних звуков. Работа во всех режимах должна осуществляться в полном объёме.

Проверяем правильность и своевременность переключения передач при движении в различных режимах (селектор находится в положении D).

На смотровой канаве или эстакаде осматриваем автоматическую коробку передач Mazda FN4A-EL/F4A-EL со всех сторон, убеждаемся в отсутствии утечек масла:

- по периметру поддона: наличие подтеканий масла говорит о необходимости замены прокладки.

- в нижней части стыка картера гидротрансформатора и блока цилиндров двигателя: наличие следов подтеканий масла говорит о необходимости замены сальника гидротрансформатора.

- в местах соединения КПП с внутренним шарниром левого привода и промежуточным валом.

Наличие подтеканий масла в этих местах указывает на необходимость замены сальников приводов передних колёс.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________