Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Основные компоненты АКПП U241


Гидротрансформатор и масляный насос АКПП Тойота U241

Для расширения возможностей АКПП Aisin U241, плавного трогания с места, разгона и топливной экономичности в конструкцию включен гидротрансформатор с оптимизированными масляными каналами и конструкцией насосного колеса.

Кроме того, для уменьшения потерь на проскальзывание, в гидротрансформаторе используется механизм блокировки с гидравлическим приводом, позволяющий заблокировать (частичная блокировка) гидротрансформатор при средней и высокой скорости движения автомобиля.

Привод масляного насоса осуществляется от гидротрансформатора. Он обеспечивает смазку планетарных механизмов и создает рабочее давление масла для системы гидравлического управления.

Планетарная передача АКПП Aisin U241

В автоматической коробке передач U241 автомобилей Лексус RX350, Лексус RX330, Тойота Камри, Тойота Королла, Авенсис используется компоновка шестерен, в которой планетарные механизмы переднего и заднего хода расположены на входном валу (промежуточном валу), ведущая шестерня и ведомые шестерни расположены впереди планетарного механизма переднего хода, а планетарный механизм понижающей передачи расположен на выходном валу.

Муфты С0, С2, С3 и С1 оснащены механизмом устранения возникновения гидравлического давления под действием центробежной силы, который включается при переключении со 2-й на 3-ю, с 3-й на 4-ю и с 4-й на 5-ю передачу.



Рис.61

Назначение основных узлов АКПП U241

C1 - Муфта переднего хода - Соединяет входной вал и солнечную шестерню планетарной передачи переднего хода.

C2 - Муфта заднего хода - Соединяет входной вал и солнечную шестерню планетарной передачи заднего хода.

C3 - Муфта включения понижающей передачи - Соединяет солнечную шестерню понижающей передачи с водилом планетарного механизма понижающей передачи.

C0 - Муфта включения прямой и повышающей передачи - Соединяет входной вал и водило планетарной передачи заднего хода.

B1 - Тормоз 2-й и повышающей передачи - Предотвращает вращение солнечной шестерни планетарной передачи заднего хода по часовой стрелке или против часовой стрелки.

B2 - Тормоз 1-й передачи и передачи заднего хода - Предотвращает вращение коронной шестерни планетарной передачи переднего хода и водила планетарной передачи заднего хода по часовой стрелке или против часовой стрелки.

B3 - Тормоз понижающей передачи автоматической коробки передач - Предотвращает вращение солнечной шестерни планетарной передачи понижающей передачи по часовой стрелке или против часовой стрелки.

F1 - Муфта свободного хода № 1 - Предотвращает вращение коронной шестерни планетарной передачи переднего хода и водила планетарной передачи заднего хода против часовой стрелки.

F2 - Муфта свободного хода понижающей передачи - Предотвращает вращение солнечной шестерни планетарной передачи понижающей передачи по часовой стрелке.

Сателлиты - Изменяют направление потока мощности в зависимости от работы всех муфт и тормозов для увеличения или уменьшения входной и выходной частоты вращения.

Механизм устранения возникновения гидравлического давления под действием центробежной силы коробки-автомат Тойота U241

Традиционный механизм сцепления был модернизирован по двум причинам:

Чтобы предотвратить возникновение давления масла под действием центробежной силы в камере поршня (далее «камера А») при выключении сцепления.

Выпуск масла производится с помощью обратного шарикового клапана. Раньше для последующего включения сцепления должно было пройти время, чтобы жидкость смогла наполнить камеру А.

При переключении, кроме обычного давления на сцепление, регулируемого клапанной коробкой АКПП U241 автомобилей Лексус RX350, Лексус RX330, Тойота Камри, Тойота Королла, Авенсис, на жидкость в камере А действует давление, которое зависит от изменения частоты вращения коленчатого вала.



Рис.62

Чтобы реализовать вышеуказанные усовершенствования, камера А дополняется камерой устранения возникновения давления (далее «камера В»).

Центробежная сила, действующая на поршень, нейтрализуется такой же центробежной силой, которая создается маслом, смазывающим вал.

Следовательно, нет необходимости выпускать жидкость с помощью обратного шарикового клапана, что способствует плавному и точному переключению передач.

Клапанная коробка АКПП U241

Клапанная коробка состоит из двух частей (верхней и нижней) и 7 электромагнитных клапанов (SL1, SL2, SL3, SLT, DSL, S4, SR).



Рис.63

В данной КПП используется система управления переключением жиклеров, обеспечивающая регулирование потока, поступающего на тормоз В3.



Рис.64

Электромагнитные клапаны АКПП U241



Рис.65

Электромагнитные клапаны SL1, SL2, SL3 и SLT - Для поддержания гидравлического давления, которое пропорционально току в обмотке электромагнитного клапана, электромагнитные клапаны SL1, SL2, SL3 и SLT осуществляют линейное управление линейным давлением в контуре и давлением включения муфты и тормоза, основываясь на сигналах от ЭБУ двигателя и коробки передач.

Электромагнитные клапаны SL1, SL2, SL3 и SLT конструктивно похожи друг на друга.

Назначение электромагнитных клапанов коробки-автомат Тойота U241

SL1 - Управление давлением тормоза В1

SL2 - Управление давлением муфты С0 / Управление давлением муфты блокировки гидротрансформатора

SL3 - Управление давлением муфты С1

SLT - Управление линейным давлением / Управление вторичным давлением

Электромагнитный клапан SR управляет электромагнитным ускорительным клапаном. Соответственно, жидкость поступает из электромагнитного клапана DSL и состояние клапана S4 изменяется.



Рис.66

Электромагнитный клапан S4 во включенном состоянии, управляет клапаном переключения 4-5 передач, изменяя давление рабочей жидкости, подаваемое на тормоз В3 и муфту С3.

Электромагнитный клапан DSL управляет управляющим клапаном В2 через электромагнитный ускоряющий клапан, если рычаг переключения коробки передач устанавливается в положение R или L.



Рис.67

Во время блокировки гидротрансформатора, ускоряющий клапан блокировки управляется электромагнитный ускоряющим клапаном.

Управление переключением жиклеров - Управление осуществляется при помощи клапана управления переключением жиклеров В3.



Рис.68

Клапан управления переключением жиклеров предназначен для тормоза В3, который включается при переключении с 5-й на 4-ю передачу.

Клапан управления переключением жиклеров В3 управляется линейным давлением в соответствии с условиями переключения, а объем жидкости, подаваемой на тормоз В3, регулируется за счет изменения размера проходного отверстия в управляющем клапане.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________