Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Базовые детали двигателя QG16DE автомобилей Ниссан Альмера Классик

На автомобиль Ниссан Альмера устанавливают поперечно расположенный четырехцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель QG16 DE рабочим объемом 1,6 л. с рядным вертикальным расположением цилиндров и жидкостным охлаждением.

Двигатель QG16 DE мощностью 79 кВт (107 л.с.) с двумя пятиопорными распределительными валами, имеет по четыре клапана на цилиндр. Распредвалы двигателя приводятся во вращение цепью.



Рис.1. Наружные элементы двигателя Ниссан Альмера Классик модели QG16DE

1. Датчик давления масла, 2. Шайба, 3. Перепускная воздушная заглушка, 4. Резиновое кольцо, 5. Впускной канал системы охлаждения, 6. Термостат, 7. Кожух термостата, 8. Прокладка, 9. Масляный фильтр, 10. Насос системы охлаждения, 11. Шкив насоса системы охлаждения, 12. Прокладка

Головка блока цилиндров двигателя Ниссан Альмера изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки), в головку запрессованы седла и направляющие втулки клапанов.

Впускные и выпускные клапаны снабжены по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями.

Блок цилиндров двигателя QG16DE представляет собой единую отливку, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала, выполненных в виде перегородок картера.

Блок изготовлен из специального высокопрочного чугуна с цилиндрами, расточенными непосредственно в теле блока. Крышки коренных подшипников двигателя обработаны в сборе с блоками и поэтому не взаимозаменяемы.

На блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.

Коленчатый вал, откованный из специальной стали, вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным слоем из алюминиево-оловянного сплава.

Осевое перемещение коленвала Ниссан Альмера ограничено специальными фланцами, выполненными на средней коренной шейке и опирающимися на буртики увеличенных по толщине вкладышей среднего коренного подшипника.

Поршни изготовлены из алюминиевого отава. На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены кольцевые канавки маслосъемных и компрессионных колец.

Поршни двигателя Ниссан Альмера модели QG16 DE дополнительно охлаждаются маслом, подаваемым через отверстие в верхней головке шатуна и разбрызгиваемым на днище поршня.

Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых аналогична конструкции коренных.

Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения. Система смазки комбинированная.

Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому одновременно с отсосом газов и паров бензина в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу.

Система охлаждения двигателей QG16DE автомобилей Ниссан Альмера герметичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров.

Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма ГРМ.

Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.

Система питания двигателя Nissan Almera Classic состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, регулятора давления топлива, форсунок и топливопроводов. а также включает в себя воздушный фильтр.

Система изменения фаз газораспределения изменяет фазу впуска в соответствии с режимами работы двигателя. Исполнительный механизм размещен в шкиве распределительного вала: корпус привода соединен с шестерней, ротор - с распределительным валом.

Для поворота распределительного вала масло под давлением с помощью золотника направляется к одной из сторон лепестков ротора, одновременно открывается на слив полость с другой стороны лепестков.

После того как блок управления определит, что распредвал занял требуемое положение, оба канала к шкиву перекрываются и шкив удерживается в фиксированном положении.

Система смазки двигателя Ниссан Альмера Классик

Устройство системы смазки показано на рис. 2. Система смазки QG16 DE Ниссан Альмера комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленвала, опоры распределительного вала, разбрызгиванием - стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, кулачки распределительных валов, толкатели и стержни клапанов.

Давление в системе смазки создается шестеренчатым масляным насосом 8, установленным в передней крышке блока цилиндров двигателя и приводимым в действие от переднего конца коленчатого вала через втулку. Насос выполнен с внутренним тороидальным зацеплением шестерен.

Масляный насос всасывает масло из масляного картера двигателя Ниссан Альмера через маслоприемник 9 с сетчатым фильтром, а затем через полнопоточный масляный фильтр 11 с фильтрующим элементом из пористой бумаги подает его в главную масляную магистраль 1, расположенную в теле блока цилиндров.

От главной масляной магистрали отходят каналы подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала.

К шатунным подшипникам масло подается через каналы, выполненные в теле коленвала. От главной масляной магистрали отходит вертикальный канал подвода масла к подшипникам распределительных валов.

Помимо этого от главной масляной магистрали двигателя QG16DE масло подается под давлением в натяжитель цепи привода ГРМ механизма и в систему изменения фаз газораспределения впускных клапанов.

Для смазки подшипников распредвалов масло из масляной магистрали в головке блока цилиндров поступает по отдельным каналам. Излишнее масло сливается из головки блока в масляный картер через вертикальный дренажный канал.



Рис. 2. Система смазки двигателя Ниссан Альмера

1 - главная масляная магистраль; 2 - канал для слива масла, 3 - распределительный вал выпускных клапанов; 4 - распределительный вал впускных клапанов, 5 - электромагнитный клапан механизма изменения фаз газораспределения впускных клапанов; 6 - механизм изменения фаз газораспределения впускных
клапанов; 7 - жиклер для смазки цепи; 8 - масляный насос; 9 - маслоприемник; 10 - натяжитель цепи; 11 - масляный фильтр; 12 - перепускной клапан

Снятие и установка двигателя Ниссан Альмера

Снимайте двигатель в сборе с коробкой передач, опуская его вниз из моторного отсека. Для этого необходим подъемник, чтобы повыше поднять переднюю часть автомобиля.

В гаражных условиях при отсутствии подъемника потребуется домкрат, а также прочные и достаточно высокие опоры, чтобы установить на них приподнятую переднюю часть автомобиля, что позволит извлечь из-под него двигатель, опущенный на пол гаража.

- Для удобства работы снимите капот.

- Снизьте давление в системе питания.

- Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите ее с автомобиля Nissan Almera Classic.

- Слейте охлаждающую жидкость.

- Снимите ремни привода вспомогательных агрегатов.

- Уберите воздушный фильтр.

- Снимите брызговики двигателя Ниссан Альмера.

- Снимите каталитический нейтрализатор в сборе с выпускным коллектором.

- Демонтируйте приводы передних колес.

- Снимите генератор.

- Выверните болты крепления компрессора кондиционера. Не отсоединяя трубопроводы от компрессора, отведите его в сторону и закрепите любым доступным способом (например, привязав проволокой).

- Отсоедините от двигателя насос гидроусилителя рулевого управления, а затем, не отсоединяя от него трубопроводы, отведите в сторону и закрепите так же, как закрепили компрессор кондиционера.

- Ослабьте затяжку хомута крепления шланга подачи топлива к топливной рампе и отсоедините шланг от штуцера рампы.

- Сожмите усики хомутов и отсоедините шланги системы охлаждения двигателя QG16DE Ниссан Альмера от патрубков на головке блока цилиндров.

- Снимите рабочий цилиндр сцепления.

- Отсоедините от коробки передач реактивную тягу и тягу переключения передач.

- Отожмите фиксаторы колодок жгута проводов контроллера системы управления двигателем и отсоедините колодки от выводов контроллера.

- Выверните винт крепления «массового» провода жгута системы управления двигателем и отсоедините клемму провода от кузова.

- Подденьте фиксаторы колодок жгута проводов системы управления двигателем Nissan Almera Classic, расположенных в салоне, разъедините колодки и протолкните жгут проводов в моторный отсек.

- Выверните болты крепления «массовых» проводов к коробке передач и отсоедините клеммы проводов от корпуса коробки.

- Выверните болт крепления клеммы «массового» провода к головке блока цилиндров, прикрепите двумя болтами монтажную петлю и закрепите на ней одну стропу грузоподъемного механизма.

- Вторую стропу закрепите за заднюю петле на головке блока цилиндров и натяните стропы.

- Отсоедините двигатель от опор подвески и снимите защитный брус.

- Еще раз проверьте, все ли провода, шланги и навесные узлы отсоединены от силового агрегата.

- Вывесите переднюю часть автомобиля (поднимите автомобиль на подъемнике) на высоту, достаточную для извлечение из-под автомобиля силового агрегата, и установите под кузов надежные опоры.

- Извлеките силовой агрегат из-под автомобиля.

Установите двигатель Ниссан Альмера и все снятые узлы и детали в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:

- перед установкой силового агрегата очистите метчиком от ржавчины резьбовые отверстия крепления его опор;

- при подключении проводов и трубопроводов тщательно следите за правильностью их расположения в моторном отсеке, не допуская соприкосновения с нагревающимися и движущимися элементами силового агрегата.

После установки двигателя QG16 DE автомобилей Nissan Almera Classic выполните следующее:

- Залейте масло в коробку передач.

- Залейте охлаждающую жидкость.

- Пустите двигатель и проверьте, нет ли утечек топлива, масла и охлаждающей жидкости. Послушайте двигатель, он должен работать ровно, без посторонних шумов и стуков.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________