Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Сервисное обслуживание системы охлаждения Ниссан Альмера

Система охлаждения двигателя Ниссан Альмера жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком.

Систему заполняют охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом) не замерзающей при температуре окружаю щей среды до -40 С. Расположение элементов системы охлаждения показано на рис. 23.



Рис. 23. Расположение элементов системы охлаждения Ниссан Альмера

1 - расширительный бачок; 2 - шланги отопителя; 3 - шланги подогрева дроссельного узла; 4 - корпус термостата; 5 - отводящий шланг радиатора; 6 - подводящий шланг радиатора; 7 - радиатор; 8 - электровентиляторы

Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации.

Система охлаждения двигателя Ниссан Альмера обеспечивает поддержание нормального теплового режима двигателя. Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос.

Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры и камеры сгорания, а затем поступает к термостату.

В зависимости от положения клапана термостата жидкость направляется из корпуса термостата в радиатор (при высокой температуре) или обратно в рубашку охлаждения двигателя (при низкой температуре).

Кроме того в систему охлаждения двигателя Nissan Almera включены радиатор отопителя салона и каналы подогрева дроссельного узла системы питания двигателя.

Радиатор системы охлаждения обдувается встречным потоком воздуха и электровентиляторами, автоматически включающимися при повышении температуры.

Радиатор Ниссан Альмера с вертикальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В левой части нижнего бачка находится кран для слива охлаждающей жидкости.

В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя. В верхнем бачке находится наливная горловина с патрубком пароотводящего шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком.

Горловина герметично закрыта пробкой с двумя клапанами: впускным и выпускным. Выпускной клапан открывается при давлении 78-98 кПа (0,78-0,98 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование.

При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 7 кПа (0,07 кгс/см2) и пропускает охлаждающую жидкость из расширительного бачка в радиатор автомобиля Nissan Almera.

Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны.

Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы.

На его стенки нанесены метки «МАХ» и «MIN» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, закрытая пластмассовой пробкой.

Водяной насос (помпа) Ниссан Альмера центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на передней плоскости блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода распределительного вала.

В помпе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров.

При температуре охлаждающей жидкости до 82 С термостат полностью закрыт, жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

При температуре 82 С термостат начинает открываться, а при 87 С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.

Электровентиляторы системы охлаждения Ниссан Альмера с пластмассовыми крыльчатками служат для дополнительного обдува радиатора, включаются и выключаются по сигналу электронного блока управления двигателем.

Причем в зависимости от напряженности теплового режима и режима работы кондиционере электровентиляторы могут вращаться с малой и большой скоростью.

Изменение скоростного режима вентиляторов обеспечивается блоком управления двигателем посредством подключения дополнительных сопротивлений. Электровентиляторы вместе с кожухом закреплена на радиаторе системы охлаждения.

Замена водяного насоса Ниссан Альмера

Насос снимайте для ремонта или замены при возникновении во время его работы шума, уровень которого превышает обычный, в течи охлаждающей жидкости.

Разборка помпы достаточно трудоемка, поэтому рекомендуем при неисправности заменять насос в сборе.

Работы по замене водяной помпы Ниссан Альмера:

- Слейте жидкость из системы охлаждения.

- Снимите правое переднее колесо и правый брызговик двигателя.

- Демонтируйте ремни привода генератора, компрессора кондиционера, водяного насоса и насоса гидроусилителя рулевого управления.

- Снимите шкив с коленчатого вала.

- Выверните семь болтов крепления водяного насоса к блоку цилиндров двигателя Ниссан Альмера.

- Поддев отверткой, снимите насос и установленную под ним прокладку.

- Если вы заменяете водяной насос отдельно от шкива его привода, выверните четыре болта крепления шкива, зафиксировав шкив от проворачивания стержнем, вставленным в одно из отверстий и снимите шкив с фланца насоса.

- Установите водяную помпу Ниссан Альмера в порядке, обратном снятию. Болты крепления насоса затяните равномерно крест-накрест моментом 17-24 Нм (1.7-2.4 кг/см).

- Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.

- Отрегулируйте натяжение ремней привода генератора, компрессора кондиционера, водяного насоса и насоса гидроусилителя рулевого управления.

- Залейте охлаждающую жидкость.

Снятие и установка радиатора Ниссан Альмера

Радиатор подлежит замене при обнаружении в нем течи охлаждающей жидкости. В мастерской, располагающей специальным оборудованием, радиатор можно проверить и отремонтировать.

Работы по замене радиатора охлаждения Ниссан Альмера:

- Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

- Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.

- Сожмите усики хомута крепления пароотводящего шланга, сдвиньте его по шлангу и снимите шланг со штуцера наливной горловины радиатора.

- Нажмите на фиксатор колодок жгута проводов правого электровентилятора и разъедините колодки.

- Аналогично разъедините колодки жгута проводов левого электровентилятора.

- Перекусите хомуты крепления жгута проводов к кожуху электровентиляторов в средней и левой частях кожуха и отведите жгут проводов в сторону.

- Ослабьте хомут крепления подводящего шланга радиатора, сжав пассатижами его отогнутые ушки, сдвиньте хомут по шлангу и снимите шланги патрубка радиатора Ниссан Альмера.

- Аналогично отсоедините отводящий шланг радиатора.

- Выверните болты крепления верхних опор радиатора к кузову и снимите опоры с автомобиля.

- Извлеките радиатор системы охлаждения в сборе с электровентиляторами из моторного отсека.

- Осмотрите подушки правой верхней, левой верхней и нижних опор радиатора, замените сильно затвердевшие или деформированные подушки.

- Промойте радиатор Ниссан Альмера снаружи струей воды и просушите. Если на пластмассовых бачках радиатора есть трещины, замените радиатор.

- Проверьте герметичность радиатора, доя чего заглушите патрубки радиатора, подайте к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1кгс/см2) и опустите в емкость с водой не менее чем на 30 с.

- Нарушение герметичность радиатора определяют по выходящим пузырькам воздуха. Если радиатор не помещается в емкость полностью, проверяйте его основательно со всех сторон.

- Установите радиатор в последовательно, обратной снятию.

- Залейте охлаждающую жидкость.

Снятие и установка термостата двигателя Ниссан Альмера

Необходимость в снятии термостата может возникнуть для его замены при нестабильном температурном режиме двигателя - перегреве или недостаточном прогреве.

Для проверки термостата на автомобиле Nissan Almera пустите холодный двигатель и потрогайте рукой верхний (подводящий) шланг радиатора - он должен быть холодным.

После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 82 С, шланг должен начать быстро нагреваться, что указывает на начало циркуляции жидкости по большому контуру. Если этого не происходит, снимите термостат и проверьте его работоспособность.

Работы по замене термостата Ниссан Альмера:

- Слейте жидкость из системы охлаждения.

- Выверните три болта крепления крышки термостата и отведите крышку в сторону.

- Извлеките термостат из корпуса.

- Для проверки опустите термостат Ниссан Альмера в емкость с водой, подогретой до 78-80 °С.

- Постепенно нагревая воду, следите за температурой начала открытия клапана термостата.

- Установите термостат в корпус таким образом, чтобы перепускной клапан 1 располагался напротив установочного сектора 2 на корпусе.

- Смонтируйте крышку термостата и затяните болты ее крепления моментом 6,3-8,3 Нм (0,64-0,85 кг/см).

- Залейте охлаждающую жидкость.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________