Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Сервис головки блока цилиндров двигателя Рено Меган

Головку блока цилиндров Рено Меган допускается снимать только на остывшем двигателе. Выпускной и впускной коллекторы можно не отсоединять.

Снятие и установка головки блока цилиндров показаны на примере двигателей объемом 1,4-/1,6 литра (E7J/K7M). Для остальных двигателей даны соответствующие пояснения.

Дефектную прокладку головки блока цилиндров Рено Меган можно распознать по одному или нескольким нижеследующим признакам:

- потеря мощности двигателя,

- потеря охлаждающей жидкости.

- потеря масла,

- попадание охлаждающей жидкости в моторное масло. При этом происходит не снижение, а увеличение уровня масла. Серый цвет моторного масла, пена на стержневом указателе уровня масла, жидкое масло,

- попадание моторного масла в охлаждающую жидкость,

- охлаждающая жидкость сильно бурлит,

- плохая компрессия в двух цилиндрах, расположенных рядом друг с другом.

Работы по снятию головки блока цилиндров Рено Меган

- Отсоедините клемму провода «массы» (-) от аккумулятора. Снимите зубчатый ремень ГРМ.

- Снимите воздушный фильтр. Вывинтите болты крепления крышки головки блока цилиндров.

- Двигатель E7J Рено Меган объемом 1,4 литра. Отсоедините топливные шланги от системы впрыска. В случае, если шланги закреплены на патрубках впрессованными хомутами, то разрежьте их бокорезами, а при установке шлангов закрепите их зажимными хомутами. Если топливные шланги не имеют цветовой маркировки, то обозначьте их скотчем, чтобы не перепутать при установке. При отсоединении шлангов подкладывайте ветошь, чтобы собрать вытекающее топливо.

- Заглушите отверстия шлангов подходящими пробками сразу после их отсоединения. Для этих целей можно воспользоваться чистыми болтами подходящего диаметра.

- Все двигатели Рено Меган, кроме с объемом 1,4 литра. Ослабьте крепление подающего топливопровода и отсоедините его. Для этого надавите сбоку на зажим, чтобы приподнять прижимы. Если на зажиме нет съемника, то воспользуйтесь специальным приспособлением.

- Отсоедините провод «массы» (-), которым соединен двигатель с кузовом. Отсоедините шланги штекер от электромагнитного клапана адсорбера.

- Двигатель E7J Renault Megane объемом 1,4 литра. Отсоедините много контактный штекер системы впрыска топлива.

- Ослабьте крепление жгутов проводов на головке блока цилиндров и отложите провода в сторону. Перед отсоединением обозначьте должным образом места крепления проводов, чтобы впоследствии уложить их на прежние места.

- Вывинтите верхний болт крепления стержневого указателя уровня масла.

- Отсоедините шланг вакуумного усилителя тормозного привода от впускного коллектора. Если шланг закреплен на патрубке опрессованным хомутом, то разрежьте его бокорезами, а при установке закрепите его зажимным.

- Отсоедините шланг и штекер датчика давления во впускном коллекторе. Датчик привинчен к разделительной стенке моторного отсека над бачком с тормозной жидкостью.

- Отсоедините трос акселератора от дроссельной заслонки. Слейте охлаждающую жидкость.

- Слейте охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения блока цилиндров Рено Меган. Для этого вывинтите пробку из сливного отверстия (рис. 8). Под отверстие поставьте емкость для сбора жидкости. После завершения слива ввинтите пробку на место и затяните с приложением усилия 10 Нм.

- Отсоедините от корпуса термостата все шланги циркуляции охлаждающей жидкости, разжав клещами хомуты крепления и сдвинув их на шланг и в случае, если шланги закреплены на патрубках опрессованными хомутами, то разрежьте их бокорезами, а при установке шлангов закрепите их зажимными хомутами.



- Отсоедините штекеры температурных датчиков на корпусе термостата. Вывинтите верхний болт крепления генератора.

- Вывинтите болты крепления и снимите теплоотражательный щиток с выпускного коллектора.

- Отсоедините от выпускного коллектора приемную трубу системы выпуска ОГ.

- Двигатель К7М Рено Меган объемом 1,6 литра. Ослабьте затяжку всех болтов крепления головки блока цилиндров на пол оборота, действуя в перекрестном порядке. После этого вывинтите все болты. Для этого понадобится головка Е12.

- При поднимите головку блока цилиндров. Если головку не удается сдвинуть с места, то воспользуйтесь деревянным бруском и обстучите головку, как показано на иллюстрации 9 (см. стрелку А).



- Двигатель E7J Renault Megane объемом 1,4 литра. Ослабьте затяжку всех болтов крепления головки блока цилиндров Рено Меган на 1/2 оборота, действуя в перекрестном порядке. Для этого понадобится головка Е12.

- Болт, находящийся со стороны зубчатого ремня, вывинчивать нельзя. На этом болту находится центрирующая втулка. Все остальные болты после ослабления следует вывинтить полностью.

- Уплотнительная прокладка головки блока цилиндров, как правило, приклеивается к головке, блоку цилиндров и гильзам цилиндров. По этой причине головку блока цилиндров не следует приподнимать, потому что при этом происходит изъятие гильз цилиндров и загрязнение их посадочных мест.

- Поверните головку блока цилиндров Рено Меган в сторону вокруг болта или же центрирующей втулки, чтобы ослабить её посадку на блоке цилиндров. Для этого ударяйте резиновым молотком в горизонтальном направлении по противоположной стороне головки.

- Вывинтите болт, находящийся со стороны зубчатого ремня, и снимите головку блока цилиндров.

- Закрепите гильзы цилиндров держателями. В мастерской эту операцию выполняют во избежание их перекоса при перемещении автомобиля или при проворачивании коленчатого вала двигателя. Если же автомобиль перемещаться не будет или же не возникнет потребности во вращенииколенчатого вала, то гильзы цилиндров можно не закреплять.

Операции по установке головки блока цилиндров Рено Меган

- Очистите головку блока цилиндров и блок цилиндров перед сборкой с помощью подходящего для этих целей скребка от остатков уплотнения. Обратите внимание на то, чтобы грязь не попадав каналы цилиндров. Отверстия заткните ветошью.

- Двигатель E7J объемом 1,4 литра. Снимите, если устанавливались, держатели гильз цилиндров и проверьте величину выступа поршней.

- Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие искривлений. Искривление проверяйте с помощью стальной эталонной линейки и измерительного шаблона в различных точках головки блока цилиндров. Допустимая деформация не должна превышать макс. 0,05 мм. В противном случае головку блока цилиндров замените на новую. Доработка головки блока цилиндров не допускается.

- Проверьте состояние головки блока цилиндров Рено Меган и убедитесь в отсутствии трещин и выбоин.

- Почистите резьбу отверстий для болтов крепления головки блока цилиндров на блоке цилиндров. В этих отверстиях не должно быть масла или иных загрязнений. При необходимости отверстия продуйте сжатым воздухом или же прочистите отверткой, обмотанной ветошью, которая впитает жидкость. Масло можно собрать из отверстий шприцем-масленкой. Если этого не делать, то при ввинчивании болтов крепления в отверстиях будет создаваться избыточное давление, которое может при вести к разрыву блока цилиндров или же неправильному моменту затяжки болтов.



Прокладка головки блока цилиндров Renault Megane подлежит обязательной замене. При укладке прокладки не допускается дополнительное использование герметика.

- Двигатель E7J объемом 1,4 литра. Убедитесь, что центрирующая втулка G находится на месте в блоке цилиндров Рено Меган (см. рис.10). При необходимости гильзу вставьте.

- Двигатель К7М Renault Megane объемом 1,6 литра. Убедитесь, что центрирующие втулки находятся на месте в блоке цилиндров. При необходимости гильзы вставьте.

- Уложите новую прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров Рено Меган. Прокладка должна лежать так, чтобы не закрывалось ни одно отверстие.

- Установите на блок цилиндров головку блока. Замените в обязательном порядке прежние болты крепления головки блока цилиндров на новые.

- Смажьте смазкой резьбу и поверхности прилегания головок болтов крепления головки блока цилиндров тонким слоем чистого моторного масла.

- Наденьте на болты подкладочные шайбы и ввинтите болты рукой.

- Болты крепления головки блока цилиндров Рено Меган имеют разную длину. Самые короткие болты ввинчиваются со стороны впускного коллектора.

- Затяжку болтов крепления головки блока цилиндров следует производить с особой тщательностью. Перед затяжкой следует проверить точность динамометрического ключа. Кроме того, следует точно соблюдать последовательность затяжки болтов.

- Затяните болты крепления головки блока цилиндров за 9 проходов. При выполнении проходов 1 и 2 болты затягиваются в последовательности от 1 до 10 (рис.11).



Затяжка болтов головки блока цилиндров Рено Меган двигателя E7J объемом 1,4 литра

1-й проход - Затяните болты динамометрическим ключом с приложением усилия 20 Нм.

2-й проход - Подтяните все болты обычным ключом на 97° ± 2°.

3-й проход - Выждите как минимум три минуты, чтобы произошла усадка прокладки головки блока цилиндров.

4-проход - Ослабьте затяжку болтов 1 и 2. Затяжку остальных болтов не изменяйте.

5-й проход - Затяните болты 1 и 2 с усилием 20 Нм, а затем доверните на 97° ± 2°.

6-й проход - Ослабьте затяжку болтов 3, 4, 5, 6, не изменяя затяжку остальных.

7-й проход - Затяните болты 3, 4, 5, 6 с усилием 20 Нм, а затем доверните их на 97" ± 2°.

8-й проход - Ослабьте затяжку болтов 7, 8, 9, 10, не изменяя затяжку остальных.

9-й проход - Затяните болты 7,8, 9, 10 с усилием 20 Нм, а затем доверните их на 97° ± 2°.

Затяжка болтов головки блока цилиндров Рено Меган двигателя К7М объемом 1,6 литра

1-й проход - Затяните болты динамометрическим ключом с приложением усилия 20 Нм.

2-й проход - Подтяните все бол ты обычным ключом на 100° ± 6°.

3-й проход - Выждите как минимум три минуты, чтобы произошла усадка прокладки головки блока цилиндров.

4-проход - Ослабьте затяжку болтов 1 и 2. Затяжку остальных болтов не изменяйте.

5-й проход - Затяните болты 1 и 2сусилием 20 Нм, а затем доверни те на 110° ± 6°.

6-й проход - Ослабьте затяжку болтов 3, 4, 5, 6, не изменяя затяжку остальных.

7-й проход - Затяните болты 3, 4, 5, 6 с усилием 20 Нм, а затем доверните их на 110° ±6°.

8-й проход - Ослабьте затяжку бол тов 7, 8, 9, 10, не изменяя затяжку остальных.

9-й проход - Затяните болты 7, 8, 9, 10 с усилием 20 Нм, а затем доверните их на 110°± 6°.

- Закрепите на выпускном коллекторе приемную трубу глушителей.

- Закрепите на выпускном коллекторе теплоотражающий щиток. Ввинтите верхний болт крепления генератора.

- Уложите зубчатый ремень. Подсоедините штекеры температурных датчиков на корпусе термостата Рено Меган.

- Подсоедините шланги системы охлаждения и закрепите их хомутами.

- Подсоедините к дроссельной заслонке трос акселератора. Подсоедините штекер и шланг к датчику давления во впускном коллекторе.

- Подсоедините ко впускному коллектору шланг вакуумного усилителя тормозного привода и закрепите его хомутом.

- Ввинтите верхний болт крепления стержневого указателя уровня масла. Подсоедините много контактный штекер системы впрыска топлива.

- Подсоедините шланг и штекер к электромагнитному клапану адсорбера.

- Закрепите жгуты проводов на головке блока цилиндров Renault Megane на их прежних местах, воспользовавшись нанесенными перед снятием метками.

- Подсоедините провод «массы» (-), соединяющий двигатель с кузовом.

- Двигатель E7J объемом 1,4 литра. Подсоедините к патрубкам, руководствуясь метками, нанесенными перед снятием, топливные шланги и закрепите их хомутами. Не перепутайте при этом подающий и отводящий топливные шланги.

- Все двигатели Рено Меган, кроме двигателя E7J объемом 1,4 литра. Наденьте топливные шланги и зафиксируйте их.

- Установите крышку головки блока цилиндров. Поставьте на место воздушный фильтр. Залейте охлаждающую жидкость.

- Проверьте уровень масла в двигателе. При необходимости масло долейте. Если головка блока цилиндров снималась в связи с дефектом прокладки головки, то рекомендуется, не дожидаясь наступления срока смены масла, заменить его досрочно, вместе с масляным фильтром. Это обусловлено тем, что в моторное масло могла попасть охлаждающая жидкость.

- Подсоедините к аккумулятору клемму провода «массы» (-). Снимите воздушный фильтр.

- Снимите со свечей зажигания наконечники проводов высокого напряжения.

- Вывинтите болты крепления держателей катушек зажигания и снимите катушки вместе с держателями (рис. 12). Снимите крышки катушек зажигания.



- Обозначьте электрические провода скотчем и отсоедините их от: датчика детонационного сгорания, датчика угла опережения зажигания (определения ВМТ цилиндра №1), датчика давления во впускном коллекторе, а также отсоедините от датчика шланг, клапана регулировки холостого хода, датчика температуры впускаемого воздуха и охлаждающей жидкости, потенциометра угла открытия дроссельной заслонки, форсунок.

- Отсоедините шланг вентиляции картера. Отсоедините шланг от электромагнитного клапана адсорбера Рено Меган.

- Отсоедините от впускного коллектора шланг вакуумного усилителя тормозного привода. При необходимости перережьте опрессованный хомут крепления бокорезами. Впоследствии вместо этого хомута поставьте зажимной.

- Отсоедините трос акселератора от дроссельной заслонки. Слейте охлаждающую жидкость.

- Отсоедините от патрубков на корпусе термостата все шланги циркуляции охлаждающей жидкости. Хомуты разожмите клещами и сместите их на шланги. При необходимости перережьте опрессованные хомуты крепления бокорезами. Впоследствии вместо этих хомутов поставьте зажимные.

- Снимите зубчатый ремень. Снимите ролик 10 натяжения зубчатого ремня ГРМ Рено Меган (рис.13).



- Вывинтите два болта 11 крепления задней защитной крышки зубчатого ремня ГРМ (рис.13). Вывинтите болт крепления шланга охлаждающей жидкости.

- Снимите таль, которой удерживался двигатель Renault Megane. Для этого подоприте двигатель снизу над правой балкой возле масляного насоса.

- Снимите дроссельную заслонку. Снимите топливные форсунки. Следите за тем, чтобы снятии форсунок не выпали прокладки.

- Ослабьте все болты крепления головки блока цилиндров на 1/2 оборота, действуя в перекрестном порядке. После этого вывинтите болты полностью, воспользовавшись торцовой головкой с внутренним шестигранником SW 10. Снимите головку блока цилиндров.

Работы по установке головки блока цилиндров Рено Меган

- Установка головки блока цилиндров выполняется в последовательности, обратной снятию.

- Ввинтите и затяните болты крепления головки к блоку цилиндров. Затяжка болтов выполняется в пять проходов. При выполнении проходов 1 и 2 болты затягиваются в последовательности от 1 до 10 (рис. 14).



Двигатели Рено Меган К4М/F3R мощностью 113 л.с:

1-й проход - Затяните болты динамометрическим ключом с приложением усилия 30 Нм.

2-й проход - Подтяните все болты обычным ключом на 50° ± 4°.

3-й проход - Выждите как минимум три минуты, чтобы произошла усадка прокладки головки блока цилиндров.

4-проход - Ослабьте затяжку болтов 1 и 2 на 180° (1/2 оборота). Затяжку остальных болтов не изменяйте.

5-й проход - Затяните болты 1 и2сусилием 25 Нм, а затем доверните на 123° ± Т .

4-й и 5-й проходы повторите для болтов соответственно 3-4, 5-6,7-8, 9-10.

Подтягивание болтов крепления головки блока цилиндров на прогретом двигателе не допускается.



Двигатели dCi Рено Меган мощностью 150 л.с:

- Для болтов крепления головки блока цилиндров двигателя dCi Рено Меган необходима торцовая головка с внутренним шестигранником Т55.

- Ввинтите и затяните болты крепления головки к блоку цилиндров за четыре прохода в последовательности от 1 до 10 (см. рис.15).

1-й проход - Затяните болты динамометрическим ключом с приложением усилия 30 Нм.

2-й проход - Подтяните все болты обычным ключом на 50° ± 2°.

3-й проход - Выждите как минимум три минуты, чтобы произошла усадка прокладки головки блока цилиндров.

4-проход - Полностью ослабьте затяжку каждого болта в отдельности, а затем подтяните их с усилием 25 Нм, а затем доверните на 107° ± 2°.

- Запустите двигатель dCi Рено Меган и прогрейте его, проехав некоторое расстояние. После этого оставьте двигатель работать на холостом ходу до тех пор, пока не включится вентилятор обдува радиатора. Заглушите двигатель.



- Ослабьте затяжку болтов 1, 2, 3 под впускным коллектором (рис.16). Отвинтите два болта крепления генератора/коллектора (рис.16).

- Дайте двигателю остыть и подтяните болты крепления головки блока цилиндров в соответствии с рис.16, выполнив следующие действия:

1-й проход - Полностью ослабьте затяжку болтов 1 и 2. Остальные болты остаются без изменения.

2-й проход - Затяните болты 1 и 2 с усилием 25 Нм, а затем доверните на 107° ± 2°.

- Повторите оба этих действия для болтов соответственно 3-4, 5-6, 7-8, 9-10. Затяните болты под коллектором, а также болты крепления генератора.

Снятие головки блока цилиндров Рено Меган на дизельных двигателях F8Q/F9Q/dCi

- Отсоедините клемму провода «массы» (-) от аккумулятора. Снимите воздушный фильтр. Снимите зубчатый ремень.

- Вывинтите болты натяжителя клинового ремня и болт, которым в верхней части крепится генератор.

- Отсоедините от выпускного коллектора приемную трубу глушителей.

- Отсоедините провод «массы» (-), которым соединен двигатель с кузовом.

- Отсоедините от ТНВД Рено Меган возвратный топливопровод. Отсоедините от коллектора держатель возвратного топливопровода.

- Вывинтите болты и снимите заднюю защитную крышку зубчатого ремня. Отсоедините масляный фильтр.

- Отсоедините провода от генератора и отложите жгут проводов в сторону от места работ.

- Снимите таль, которой удерживался дизельный двигатель F8Q/F9Q/dCi. Для этого подоприте двигатель снизу возле масляного и водяного насосов.

- Отсоедините от патрубков на корпусе термостата все шланги циркуляции охлаждающей жидкости. Хомуты разожмите клещами и сместите их на шланги. При необходимости перережьте опрессованные хомуты крепления бокорезами. Впоследствии вместо этих хомутов поставьте зажимные.

- Отсоедините штекеры температурных датчиков на корпусе термостата.

- Отсоедините шланг вакуумного усилителя тормозного привода от вакуумного насоса. Если шланг закреплен на патрубке насоса опрессованным хомутом, то разрежьте его бокорезами, а при установке закрепите его зажимным.

- Отсоедините трос акселератора от дроссельной заслонки. Отсоедините от маслоотделителя оба шланга вентиляции картера.

- Отсоедините штекер питания ТНВД Рено Меган. Отсоедините шланги от электромагнитных клапанов.

- Ослабьте крепление подающего топливопровода на топливном фильтре и отсоедините его. Для этого надавите сбоку на зажим, чтобы приподнять прижимы.

- Ослабьте все болты крепления головки блока цилиндров Renault Megane на пол оборота, действуя в перекрестном порядке. После этого вывинтите болты полностью.

- Ослабьте посадку головки блока цилиндров на блоке, сдвинув её нижнюю часть.

- Головку блока цилиндров невозможно сместить в сторону с блока, потому что она удерживается двумя центрирующими втулками. Снимите головку, подняв её вверх.

Установка головки блока цилиндров Рено Меган на дизельных двигателях F8Q/F9Q/dCi

- Установка головки блока цилиндров выполняется в последовательности, обратной снятию.

- Выберите прокладку крышки головки блока цилиндров нужной толщины, исходя из размера выступа поршней.

- В зависимости от выступа поршней устанавливаются прокладки трех типоразмеров. Соответствующий типоразмер имеет свою обозначение в виде точек на прокладке. Количество точек может быть 0, 2 или 3.

- При замене прокладки ГБЦ Рено Меган устанавливайте прокладку с тем же количеством точек, что и на снятой. Обозначение прокладки головки блока цилиндров видно при снятой головке, а именно в переднем левом углу двигателя, если смотреть по ходу движения.

- Обратите внимание на то, чтобы при установке головки блока цилиндров все поршни находились на одной высоте. Это значит, чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ.

- В противном случае это может привести к серьезному повреждению двигателя. При необходимости проверните коленчатый вал на 1/4 оборота, а после установки головки верните вал в прежнее положение, отвернув его обратно.

- Если менялись коленчатый вал, блок цилиндров, шатуны или поршни, то толщину устанавливаемой прокладки головки блока цилиндров Рено Меган следует определить заново, замерив выступ поршней.

- Уложите новую прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров. Прокладка должна лежать так, чтобы не закрывалось ни одно отверстие (см. рис.17). Убедитесь, что центрирующие втулки находятся на месте в блоке цилиндров.



- 3атяните болты крепления головки блока цилиндров за 5 проходов. При выполнении проходов 1 и 2 болты затягиваются в последовательности от 1 до 10 (рис.18).

- Бензиновые двигатели K4M/K4J объемом 1,4-/1,6 литра. Измерьте после вывинчивания болтов крепления головки блока цилиндров Рено Меган их длину. Максимально допустимая длина болтов не должна превышать 117,7 мм.

- Если хотя бы один из болтов окажется длиннее, то все болты подлежат замене на новые. Прежние болты при их последующем использовании смажьте тонким слоем масла. Новые болты смазывать не следует.



1-й проход - Затяните болты динамометрическим ключом с приложением усилия 20 Нм.

2-й проход - Подтяните все болты обычным ключом на 240° ± 6°.

- Подтягивание болтов крепления головки блока цилиндров на прогретом двигателе не допускается.



Дизельные двигатели F8Q/F9Q/dCi автомобиля Рено Меган

1-й проход - Затяните болты динамометрическим ключом с приложением усилия 30 Нм.

2-й проход - Подтяните все болты обычным ключом на 50° ± 4°

3-й проход - Выждите как минимум три минуты, чтобы произошла усадка прокладки головки блока цилиндров.

4-проход - Ослабьте затяжку болтов 1 и 2 на 180° (1/2 оборота). Затяжку остальных болтов не изменяйте.

5-й проход - Затяните болты 1 и 2 с усилием 25 Нм, а затем доверните на 213° ± 7°.

4-й и 5-й проходы повторите для болтов соответственно 3-4, 5-6, 7-8, 9-10.

- Подтягивание болтов крепления головки блока цилиндров Рено Меган на двигателе с турбо наддувом (90 л.с.) выполняется после прогрева двигателя.

- 3апустите двигатель и прогрейте его. Затем оставьте двигатель работать на холостых оборотах до тех пор, пока не включится вентилятор обдува радиатора. 3аглушите двигатель и дайте ему остыть до атмосферной температуры.

- Снимите крышку головки блока цилиндров и подтяните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности от 1 до 10, довернув их на 120°± 7°.

У дизельных двигателей мощностью 64 л.с. и у дизельных двигателей с турбо наддувом мощностью 98 л.с. подтягивание болтов крепления головки блока цилиндров на теплом двигателе не допускается.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________