________________________________________________________________________________________
Мультидисковые муфты сцепления
Мультидисковая муфта сцепления АКПП состоит комплекта покрытых слоем
фрикционного материала дисков, прижатых друг к другу через прокладки в
виде тонких пластин из гладкого металла.
При этом часть фрикционных дисков оснащены внутренними шлицами, часть -
наружными.
Прижимание дисков друг к другу обеспечивается минимум
одним гидравлическим поршнем, для выключения же сцепления применяется
как минимум одна возвратная пружина.
Весь комплект дисков коробки автомат помещается в цилиндрический
барабан.
При подаче на поршень гидравлического давления диски плотно
прижимаются друг к другу, консолидируясь в единую сборку.
Как только давление снимается, возвратная пружина отводит поршень назад
и диски выводятся из зацепления.
Следует заметить, что компактность конструкции муфты позволяет
производить надежное зацепление дисков за счет уже очень незначительного
перемещения поршня.
В муфтах сцепления коробок автоматов реализовано несколько интересных
идей по части организации упругих усилий.
Так в качестве возвратных и
толкающих пружин могут использоваться различного типа винтовые,
диафрагменные и даже гофрированные дисковые пружины.
Гофрированная дисковая пружина выглядит как волнистая шайба,
расплющиваемая при сжатии и принимающая исходную форму при отпускании.
Диафрагменные пружины, или пружины Беллвилля могут использоваться и в
качестве возвратных и как воспринимающие толкающее усилие поршня.
Наружный периметр диафрагменной пружины автоматической коробки передач
представляет собой плоский металлический диск, внутренняя
образующая поверхность которого выполнена в виде равномерно
распределенных вытянутых лепестков.
Лепестки работают как диафрагма, сближаясь друг стругом при толкании и
возвращаясь в исходную плоскость при отпускании.
В подобной конструкция лепестки начинают играть роль рычагов, позволяя
усиливать развиваемое поршнем усилие и обеспечивая более надежную
блокировку дисков сцепления.
Муфты сцепления коробки-автомат способны обеспечивать отличное качество
зацепления в устройствах компактного размера.
При этом величина предельного развиваемого сборкой крутящего момента
определяется как величиной подаваемого на поршень гидравлического
давления, так и количеством входящих в комплект дисков.
Если ввести шлицы каких-либо из дисков в зацепление со стационарным
объектом, муфта при срабатывании начнет исполнять роль тормоза.
В
коробке стационарные диски обычно вводятся в зацепление с неподвижными
элементами картера.
Несмотря на большую сложность и себестоимость в настоящее время муфты
сцепления получили гораздо более широкое распространение в
автоматических коробках передач по сравнению с тормозными лентами,
причем наиболее привлекательной их отличительной чертой является
отсутствие в необходимости выполнения каких-либо регулировок.
Обгонные муфты сцепления АКПП
В автоматических коробках передач чаще всего используются обгонные муфты
одного из двух типов: роликовые и распорные (кулачковые).
Основу
конструкции роликовых дисков составляют шариковые либо роликовые
подшипники с гладкой внутренней обоймой.
Особая форма наружной обоймы обеспечивает полную свободу взаимного
перемещения компонентов при вращении сборки в одном направлении,
блокируя их друг с другом за счет заклинивания шариков/роликов при
вращении в противоположном.
Распорные муфты коробки автомат имеют сходный принцип функционирования,
однако блокировка в них их осуществляется при помощи специальных
имеющих форму восьмерки поворотных кулачков.
Муфты данного типа чаще применяются в реакторах преобразователей
вращения, заставляя их оставаться неподвижными на этапе восприятия
крутящего момента (редукторная фаза) и обеспечивая им свободу вращения
на этапе функционирования в режиме сцепления.
Оба типа обладают своими недостатками и преимуществами, однако главной
их отличительной особенностью является отсутствие необходимости
организации специального гидравлического или какого-либо иного привода.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________