________________________________________________________________________________________
Масляные насосы коробки-автомат
Гидравлическое давление, используемое при управлении функционированием
АКПП, нагнетается в систему специальной насосной станцией.
Хотя ротор преобразователя вращения тоже можно рассматривать как своего
рода насос, генерируемые им поток гидравлической жидкости потребляется
исключительно собственно преобразователем, никакие принимая участие в
функционировании прочих компонентов автоматической коробки передач.
Жидкость поступает на вход преобразователя и выпускается из него не за
счет функционирования собственного насоса (ротора), а будучи нагнетаемой
специальным масляным насосом.
С выхода масляного насоса гидравлическая жидкость поступает в
специальный регулятор, отвечающий за поддержание рабочего давления в
тракте на постоянном уровне.
Контроль функционирования осуществляется посредством различных
гидравлических линий.
На картере АКПП предусмотрено несколько вентилей, позволяющих
производить замеры давления в линиях с целью проверки исправности
функционирования трансмиссии в различных условиях.
При этом не следует забывать, что давление во всех этих контрольных
линиях нагнетается исключительно насосной станцией.
На большинстве автоматических коробках передач с отдельным расположением
дифференциала привод масляного насоса осуществляется непосредственно от
ступицы преобразователя вращения.
Вал насоса вводится в зацепление с двумя пазами или лысками ступичной
части ротора (насоса) гидротрансформатора и вращается с частотой,
развиваемой коленчатым валом двигателя.
Такая организация влечет за собой некоторые сложности, связанные со
снятием и установкой преобразователя, ввиду ограниченности обзора при
подстыковке насоса к ступице.
Попадание вала насоса в зацепление со ступицей преобразователя вращения
коробки-автомат обычно сопровождается характерным звуком и
достаточно однозначно определяется на ощупь.
На КПП со встроенным дифференциалом чаще используется несколько другой
способ подсоединения насоса к преобразователю вращения.
На цапфе ведущего вала насоса прорезаются шлицы (либо снимается шесть
фасок), которые затем вводятся в зацепление с ответными
шлицами/фасками специального углубления в роторе преобразователя.
При этом насос также вращается с частотой коленчатого вала, однако
процедура ввода его в зацепление при обслуживании коробки автомат
значительно упрощается.
Роторный насос АКПП кулачкового типа
Используемый в обозначении класса префикс IX образуется сочетанием литер
I и X, производится от английских слов «Internal» (внутренний) и
«external» (наружный) и отражает особенности геометрии роторов насосной
сборки, внутренний из которых оборудован наружными кулачками, а
наружный - внутренними.
Внутренний ротор объединен с приводным валом насоса коробки и вращается
внутри наружного.
Так как кулачки роторов имеют точку зацепления, вращение внутреннего
ротора передается наружному, а благодаря разнице в размерах и
конструктивному разнесению осей вращения, данное зацепление носит
локальный характер и имеет место не по всей образующей поверхности
кулачков, а лишь с одной стороны сборки.
При этом там, где кулачки начинают при вращении сближаться происходит
сжатие жидкости и выталкивание ее в выходной тракт насосной станции, с
противоположной стороны величина зазора в процессе вращения компонентов
постепенно нарастает, что сопровождается образованием разрежения,
обеспечивающего всасывание насоса в сборку.
Такие насосы относятся к типу вытеснительных с фиксированным расходом и
отличаются тем, что выталкивают одинаковую порцию рабочей
жидкости за каждый оборот ротора.
Так как вращение насоса не прекращается даже на холостых оборотах
двигателя, развиваемые им расход и напор могут в значительной мере
превосходить текущие потребности КПП, более заметные при высоких
оборотах.
Сказанное означает необходимость организации отвода избытков жидкости,
что и осуществляется посредством включения в состав насосной станции
специального редукционного клапана.
Роторный насос АКПП шестеренчатого типа
Принцип функционирования данных насосов автоматических коробок
переключения передач сходен с принципов функционирования роторных
насосов
кулачкового типа.
Главное отличие состоит в геометрических характеристиках роторов,
которые в данном случае имеют форму зубчатых шестерен.
Внутренняя шестерня соединяется с приводным валом насоса, а наружная
центрируется внутри рабочей полости корпуса.
Оси вращения шестерен, как и в предыдущем случае, разнесены, причем
величина расхождения зубьев значительно превышают расхождение,
имевшее место в насосе кулачкового типа, а образующееся свободное
пространство заполнено жестко зафиксированным серповидным сегментом, что
приводит к более четкому разделению рабочей полости на всасывающую и
нагнетательную камеры, причем значительно меньший объем последней,
обеспечивает насосу более высокую напорную характеристику.
Данный насос, как все роторные насосы, также относится к типу
вытеснительных с фиксированным расходом, что подразумевает необходимость
организации отвода излишков гидравлической жидкости.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________