Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Система рулевого управления Фольксваген Поло седан

На автомобили VW Polo во всех комплектациях устанавливают рулевое управление с электроусилителем, травмобезопасной рулевой колонкой, регулируемой по высоте и вылету, и рулевым механизмом типа шестерня-рейка.

Рулевое управление автомобиля состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, на которой установлен электроусилитель, рулевого механизма, двух рулевых тяг и их двух наконечников, соединенных шаровыми шарнирами с поворотными кулаками передней подвески.



Рис.10. Детали рулевой колонки Фольксваген Поло седан

1 - нижний карданный шарнир промежуточного вала; 2 - промежуточный вал; 3 - верхний карданный шарнир промежуточного вала; 4 - кронштейн крепления рулевой колонки; 5 - рычаг регулировки положения рулевой колонки; б - выключатель (замок) зажигания; 7 - рулевой вал; 8 - электронный блок управления системой электроусилителя рулевого управления; 9 - моторедуктор электроусилителя рулевого управления



Рис.11. Компоненты рулевого управления Фольксваген Поло седан

1 - левый наконечник рулевой тяги; 2 - левая рулевая тяга; 3, 6 - защитные чехлы; 4 - вал-шестерня; 5 - картер рулевого механизма; 7 - правая рулевая тяга; 8 - правый наконечник рулевой тяги

Управляющим устройством в системе электроусилителя рулевого управления является электронный блок управления электроусилителем.

На основе информации, полученной от датчиков крутящего момента, скорости автомобиля VW Polo и угла поворота рулевого колеса, блок управления системой электроусилителя рулевого управления включает моторедуктор для получения дополнительного крутящего момента на рулевом колесе.

Система электроусилителя рулевого управления, наряду с электронным блоком управления, включает в себя датчики, исполнительные устройства, разъемы и предохранители.

Электронный блок управления ЭБУ системой электроусилителя руля Фольксваген Поло седан

ЭБУ электроусилителя рулевого управления связан электрическими проводами со всеми датчиками системы.

Блок управления определяет направление и значение дополнительного усилия в зависимости от скорости автомобиля и сигналов с датчиков крутящего момента и угла поворота рулевого колеса.

В результате ЭБУ электроусилителя Фольксваген Поло седан регулирует усилие на рулевом колесе в зависимости от скорости автомобиля: чем ниже скорость автомобиля, тем меньше усилие; наоборот, при высокой скорости движения усилие на рулевом колесе максимальное.

Такая характеристика работы электроусилителя обеспечивает легкость маневрирования при движении с низкой скоростью и ощущение обратной связи на рулевом колесе при движении с относительно высокими скоростями.

Электронный блок управления системой электроусилителя рулевого управления, установленный на рулевой колонке, обнаруживает неисправность в системе, идентифицирует и запоминает ее код.

Блок управления Фольксваген Поло переводит систему в аварийный режим, отключая электроусилитель, одновременно с этим в комбинации приборов загорается сигнальная лампа неисправности в системе.

Датчик угла поворота рулевого колеса расположен в блоке управления электроусилителем.

Датчик крутящего момента определяет значение угла закручивания рулевого вала, преобразует его в электрический сигнал, поступающий в ЭБУ электроусилителя, и входит в блок управления электроусилителем.

Электронный блок управления двигателем передает в ЭБУ системы электроусилителя руля VW Polo данные о частоте вращения коленчатого вала двигателя и частоте вращения колес.

Моторедуктор электроусилителя рулевого управления, установленный на рулевой колонке, создает дополнительный крутящий момент при подаче на него напряжения по сигналам блока управления системой электроусилителя рулевого управления.

Рулевое колесо оснащено подушкой безопасности и выключателем звукового сигнала. В зависимости от комплектации автомобиля в левой спице рулевого колеса может быть установлен блок управления аудиосистемой и телефоном.

Рулевая колонка Фольксваген Поло седан травмобезопасная, регулируемая по углу наклона и вылету, оборудована энергопоглощающими элементами, повышающими пассивную безопасность, и противоугонным устройством, блокирующим рулевой вал 7.

Промежуточный вал 2 рулевого управления соединен с рулевым валом 7 и валом-шестерней рулевого механизма карданными шарнирами 1 и 3.

Промежуточный вал состоит из верхней и нижней частей, соединенных между собой штифтами. При фронтальном столкновении автомобиля с каким-либо препятствием в результате срезания штифтов нижняя часть промежуточного вала входит в верхнюю, что позволяет уменьшить длину промежуточного вала и
тем самым нанести меньше вреда водителю.

Рулевой механизм Фольксваген Поло седан

Механизм рулевой рейки Фольксваген Поло седан установлен в подкапотном пространстве. Картер рулевого механизма закреплен на поперечине передней подвески.

Рулевые тяги 2 и 7 прикреплены к рейке рулевого механизма шаровыми шарнирами. Наконечники 1 и 8 рулевых тяг с помощью шаровых шарниров соединены с поворотными кулаками передней подвески.

Рулевой механизм снимают для ремонта или замены. Однако учитывайте, что механизм руля - это важнейший элемент обеспечения безопасности движения.

Неквалифицированный ремонт рулевой рейки может привести к тяжелым последствиям, поэтому при необходимости ремонтируйте его только в специализированной мастерской или замените новым.

Работы по замене механизма рулевой рейки VW Polo:

- Под панелью приборов извлеките пистон крепления покрытия пола и откиньте покрытие.

- Выверните стяжной болт клеммового соединения промежуточного вала с валом-шестерней рулевого механизма.

- Снимите промежуточный вал с вала-шестерни рулевого механизма.

- Отсоедините рулевые тяги от поворотных кулаков

- Снимите поперечину передней подвески в сборе с рулевым механизмом, штангой стабилизатора и рычагами

- Удерживая болты от проворачивания, отверните две гайки крепления рулевой рейки Фольксваген Поло седан к поперечине.

- Снимите рулевой механизм.

- Установите рулевой механизм и все снятые детали в порядке, обратном снятию.

- Проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колес на станции технического обслуживания, располагающей специальным оборудованием.

Осмотр и проверка рулевого управления Фольксваген Поло седан

Регулярно проверяйте состояние рулевого управления, так как от него зависит безопасность движения.

При осмотре рулевого управления особое внимание обращайте на состояние защитных чехлов и резьбовых соединений.

Порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность резиновые чехлы обязательно замените, иначе попавшие в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут их из строя.

Проверьте расположение спиц рулевого колеса, которые при прямолинейном положении передних колес должны быть расположены симметрично относительно вертикальной оси. В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.

Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:

- надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;

- отсутствие люфтов в шарнирах рулевых тяг и шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг Фольксваген Поло седан.

- отсутствие заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.

Если вы обнаружите стуки и заедания, отсоедините рулевые тяги от рычагов поворотных кулаков и повторите проверку. Если стуки и заедания не прекратятся, снимите рулевой механизм с автомобиля и отремонтируйте.

- Проверьте состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг VW Polo.

- Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность чехлы.

- Резко поворачивая рулевое колесо в обоих направлениях (это должен делать помощник), проверьте визуально и на слух крепление рулевого механизма.

- Перемещение механизма рулевой рейки Фольксваген Поло седан и стуки не допускаются.

- Проверьте наличие люфтов в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг.

- Наконечники, шарниры которых имеют ощутимый люфт, замените.

- Проверьте также надежность затяжки гаек пальцев шаровых шарниров наконечников рулевых тяг.

- Проверьте состояние защитных чехлов рулевых тяг. Поврежденные чехлы обязательно замените.

Снятие и установка рулевой колонки Фольксваген Поло седан

Рулевая колонка Фольксваген Поло седан - один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения, поэтому замените установленные в рулевой колонке валы рулевого управления или колонку в сборе при наличии следующих дефектов:

- люфт в карданном шарнире промежуточного вала или повреждение его клеммового соединения с валом рулевой колонки;

- деформация или повреждение промежуточного вала, люфт в карданных шарнирах, повреждение клеммового соединения нижнего шарнира с валом-шестерней рулевого механизма;

- деформация или повреждение вала и деталей рулевой колонки, повреждение шлицев соединения вала со ступицей рулевого колеса;

- повреждение механизма регулировки положения рулевой колонки.

Операции по замене рулевой колонки VW Polo:

- Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

- Снимите рулевое колесо.

- Снимите кожух рулевой колонки.

- Удалите контактное кольцо подушки безопасности водителя.

- Демонтируйте под рулевые переключатели.

- Выверните винт крепления провода «массы» и отсоедините провод от рулевой колонки.

- Отсоедините остальные колодки жгутов проводов от рулевой колонки Фольксваген Поло седан.

- Под панелью приборов извлеките пистон крепления покрытия пола и откиньте покрытие.

- Выверните стяжной болт клеммового соединения промежуточного вала с валом-шестерней рулевого механизма.

- Снимите промежуточный вал с вала-шестерни рулевого механизма.

- Выверните два винта крепления монтажного блока и выведите монтажный блок из-под панели приборов.

- Выверните два болта крепления рулевой колонки.

- Снимите рулевую колонку с выключателем зажигания, промежуточным валом и электроусилителем рулевого управления.

- Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.

Замена наружного наконечника рулевой тяги Фольксваген Поло седан

Работу удобнее выполнять на подъемнике. Можно выполнить ее и на автомобиле, установленном на опоры.

Замена наконечника показана на примере левой рулевой тяги, правый наконечник заменяйте аналогично. Резьба левого наконечника правая, а правого - левая.

- Поднимите и установите на опору переднюю часть автомобиля VW Polo со стороны заменяемого наконечника. Снимите колесо.

- Измерьте и запишите длину свободной части резьбы рулевой тяги, чтобы при сборке по возможности не нарушить угол схождения колес.

- Удерживая палец шаровой опоры от проворачивания, отверните гайку крепления шарового пальца наконечника к рычагу поворотного кулака.

- Установите съемник шаровых шарниров, выпрессуйте палец из бобышки поворотного кулака и извлеките палец из поворотного кулака.

- Ослабьте затяжку контргайки наконечника рулевой тяги, удерживая наконечник.

- Удерживая ключом рулевую тягу, ослабьте затяжку наконечника рулевой тяги Фольксваген Поло седан.

- Отверните наконечник от рулевой тяги, подсчитывая количество оборотов, чтобы при установке нового наконечника по возможности не изменилось схождение колес.

- Отверните контргайку.

- Установите новый наконечник в порядке, обратном снятию, навинтив его на рулевую тягу на число оборотов, подсчитанное при снятии, и затяните контргайку моментом, указанным в приложении 1.

- Повторно измерьте длину свободной части резьбы рулевой тяги Фольксваген Поло седан. Эта длина должна соответствовать измеренному значению.

- Если это не так, ослабьте контргайку и либо навинтите, либо свинтите наконечник в зависимости от того, увеличилась или уменьшилась длина свободной части резьбы. Затяните контргайку и повторите проверку.

- Проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки колес на станции технического обслуживания.

Замена рулевой тяги Фольксваген Поло седан и ее защитного чехла

Рулевую тягу заменяют сравнительно редко, обычно при ее повреждении (деформация или срыв резьбы). Узел крепления рулевой тяги к рейке рулевого механизма на автомобиле труднодоступен.

Поэтому в случае повреждения рулевой тяги для ее замены рекомендуем снять с автомобиля рулевой механизм в сборе с тягами. Защитный чехол рулевой тяги при наличии некоторых навыков можно заменить, не снимая рулевой механизм с автомобиля.

- Снимите механизм рулевой рейки VW Polo.

- Снимите наружные наконечники рулевых тяг.

- Пассатижами сожмите отогнутые ушки малого хомута крепления защитного чехла, сдвиньте его вдоль рулевой тяги и снимите.

- Бокорезами перекусите большой хомут крепления защитного чехла и снимите чехол.

- Установите рулевой механизм в тиски.

- Отверните шарнир рулевой тяги от рейки рулевого механизма Фольксваген Поло седан и снимите тягу.

- Внимательно осмотрите защитный чехол. При обнаружении на его поверхности или в складках гофрированной части следов надрывов, порезов и мелких трещин, замените чехол.

- Установите новую рулевую тягу и все снятые детали в порядке, обратном снятию.

- При сборке перед установкой защитного чехла обязательно заложите новую смазку на рабочую поверхность шарового шарнира рулевой тяги.

- Установите новые хомуты крепления защитного чехла.

- Для того чтобы по возможности сохранить регулировку схождения колес, при сборке навинтите рулевой наконечник на рулевую тягу, выполнив столько оборотов, сколько их было подсчитано при отворачивании наружного наконечника.

- Проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колес на станции технического обслуживания, располагающей специальным оборудованием.

Снятие и установка рулевого колеса Фольксваген Поло седан

- Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

- Установите рулевое колесо в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.

- Снимите модуль подушки безопасности водителя

- Ослабьте затяжку болта крепления рулевого колеса к рулевому валу, удерживая рулевое колесо от проворачивания.

- Болт крепления рулевого колеса не отворачивайте полностью, иначе при снятии рулевого колеса руками можно нанести себе травму в случае его резкого отсоединения от рулевого вала Фольксваген Поло седан.

- Зафиксировать рулевое колесо от проворачивания можно с помощью запорного механизма противоугонного устройства замка зажигания. Для этого выньте ключ из замка зажигания и поворачивайте рулевое колесо до момента фиксации вала противоугонным устройством.

- После ослабления затяжки болта крепления рулевого колеса отключите противоугонное устройство, вставив ключ в замок зажигания, и вновь установите рулевое колесо в положение, соответствующее прямолинейному движению.

- Резкими ударами рук сбейте рулевое колесо со шлицев рулевого вала.

- Окончательно выверните болт крепления рулевого колеса.

- Снимите рулевое колесо.

- Установите рулевое колесо в порядке, обратном снятию, совместив метку на его ступице с меткой на торце рулевого вала.

- Затяните болт крепления рулевого колеса необходимым моментом

- Установите модуль подушки безопасности в порядке, обратном снятию.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________