________________________________________________________________________________________
На автомобили Тойота Королла Филдер, Тойота Аурис с 2006 по 2009 год
устанавливали пятиступенчатую механическую или пятиступенчатую
роботизированную коробку передач с двигателем 1ZR-FE.
С 2010 года автомобили комплектуют шести ступенчатой механической (с
бензиновыми двигателями 1NR-FE и 1ZR-FE) или четырехступенчатой
автоматической коробкой передач (только с двигателем 1ZR-FE).
Механическая и роботизированная коробки передач Тойота Королла Филдер,
Тойота Аурис выполнены по двухвальной схеме с синхронизированными
передачами переднего хода.
Коробка переключения передач и главная передача с дифференциалом имеют
общий картер. К передней части картера КПП присоединен картер сцепления.
ММеханизм переключения передач пятиступенчатой механической коробки
передач отличается от механизма шести-ступенчатой МКПП Тойота Королла
Филдер, Тойота Аурис только отсутствием механизма запрета включения
передачи заднего хода.
Главная передача выполнена в виде пары цилиндрических шестерен,
подобранных по шуму. Крутящий момент передается от ведомой шестерни
главной
передачи на дифференциал и далее на приводы передних колес. Дифференциал
конический, двухсателлитный.
Герметичность соединения внутренних шарниров правого и левого приводов
передних колес с шестернями дифференциала обеспечивается сальниками,
запрессованными в картер коробки передач.
Трехконусный механизм синхронизации КПП Тойота Королла состоит из трех
блокирующих колец (наружного, среднего и внутреннего) и шестерни, а
также
скользящей ступицы, кулачков и обоймы синхронизатора.
Внешнее и внутреннее кольца, скользящая ступица, кулачки и обойма
синхронизатора постоянно вращаются вместе с выходным валом коробки
передач.
Среднее кольцо и шестерня постоянно вращаются с шестернями трансмиссии.
При переключении передачи кулачки синхронизатора проходят между внешним
и средним кольцами, затем между средним и внутренним кольцами и,
наконец,
между внутренним кольцом и шестерней.
В результате синхронизируется
вращение шестерни и обоймы синхронизатора и обеспечивается плавное
вхождение
шестерен в зацепление.
Рис.5. Трехконусный механизм синхронизации (1-я и 2-я передачи) МКПП
Toyota Corolla, Toyota Auris
При включении заднего хода обойма синхронизатора перемещается влево (см.
рисунок), увлекая за собой блокирующее кольцо.
Блокирующее кольцо сдвигает внутреннее кольцо влево, синхронизируя вращение шестерен и обеспечивая плавное вхождение в зацепление промежуточной шестерни заднего хода.
Однако при работе синхронизатора 5-й передачи происходит
синхронизация вращения только среднего и внешнего колец.
Рис. 6. Двухконусный механизм синхронизации (шестерня заднего хода) КПП
Тойота Королла
Рис. 7. Механизм выбора и переключения передач МКПП Тойота Королла
Филдер, Тойота Аурис
Легкость переключения передач обеспечивается установкой на вале выбора и
переключения передач противовеса и использованием скользящих шариковых
подшипников.
Схемы управления механической КПП Тойота Королла
Пятиступенчатой механической коробкой передач Тойота Королла управляйте
согласно схеме переключений, нанесенной на рукоятку ее рычага.
В
нейтральном положении рычаг автоматически устанавливается в положение
для включения III или IV передачи, из которого его можно переместить
соответственно вперед или назад.
Для включения I или II передачи переместите рычаг влево до упора и затем
соответственно вперед или назад.
Для включения V передачи переместите
рычаг
вправо до упора и вперед. Для включения передачи заднего хода
переместите рычаг вправо до упора, а затем назад.
Шестиступенчатой механической коробкой передач Toyota Corolla, Toyota
Auris управляйте согласно схеме переключений, нанесенной на рукоятку ее
рычага.
В
нейтральном положении рычаг автоматически устанавливается в положение
для включения III или IV передачи, из которого его можно переместить
соответственно вперед или назад.
Для включения I или II передачи переместите рычаг влево до упора и затем
переместите соответственно вперед или назад. Для включения V или VI
передачи
переместите рычаг вправо до упора и затем переместите соответственно
вперед или назад.
Для включения передачи заднего хода приподнимите стопорное кольцо вверх
и переместите рычаг влево до упора, а затем вперед.
Проверка уровня и доливка масла в механическую коробку передач Тойота
Королла Филдер, Тойота Аурис
- Выверните пробку наливного отверстия.
- На автомобилях с роботизированной коробкой передач для доступа к
пробке наливного отверстия необходимо снять привод сцепления.
- Проверьте уровень масла: он должен быть у нижней кромки наливного
отверстия или чуть ниже (можно достать до поверхности масла пальцем).
- При необходимости долейте масло шприцем до момента появления его из
наливного отверстия.
- Заверните пробку наливного отверстия и затяните моментом 39 Нм.
Замена сальников МКПП Тойота Королла
Сальник первичного вала установлен в неразборный узел направляющей
втулки подшипника выключения сцепления вместе с передним подшипником
первичного вала. Блок направляющей втулки запрессован в картер
сцепления.
Для выпрессовки и по следующей запрессовки блока направляющей втулки
требуются специальные приспособления, поэтому при подтекании масла через
сальник первичного вала обратитесь для его замены в сервис.
Описана замена сальника хвостовика правой полуосевой шестерни
дифференциала, установленного в картере коробки передач Тойота Королла
Филдер,
Тойота Аурис. Сальник хвостовика левой полуосевой шестерни дифференциала
заменяют аналогично.
Сальник хвостовика полуосевой шестерни дифференциала можно заменить, не
снимая коробку передач с автомобиля, предварительно необходимо слить
масло из коробки передач.
- Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник.
- Для замены сальника хвостовика правой полуосевой шестерни
дифференциала снимите правый привод.
- Поддев отверткой, извлеките сальник из гнезда в картере МКПП Тойота
Королла Филдер, Тойота Аурис.
- Смажьте рабочую кромку нового сальника трансмиссионным маслом и
запрессуйте его оправкой подходящего диаметра рабочей кромкой внутрь
коробки.
- Устанавливайте сальник в гнездо коробки передач перед запрессовкой
очень осторожно, чтобы не повредить рабочую кромку сальника.
- Установите привод переднего колеса.
- Залейте масло в коробку передач.
Снятие и установка механической КПП Тойота Королла
- Слейте масло из коробки передач.
- Снимите двигатель в сборе с коробкой передач.
- Снимите стартер.
- Выверните три болта бокового, два болта верхнего и два болта нижнего
крепления картера сцепления к двигателю.
- Демонтируйте коробку передач.
- Установите коробку в порядке обратном снятию.
Замена тросов привода управления механической коробкой передач Тойота
Королла
Для замены тросов привода управления МКПП Тойота Королла Филдер, Тойота
Аурис выполните следующие операции:
- Снимите аккумуляторную батарею.
- Выверните два болта крепления кронштейна патрубков системы охлаждения
и отведите кронштейн в сторону.
- Выверните по два болта с левой и правой стороны крепления
аккумуляторной площадки и снимите ее.
- Снимите корпус воздушного фильтра.
- Снимите приемную трубу в сборе с основным глушителем.
- Поверните рукоятку рычага переключения передач против часовой стрелки
и снимите ее.
- Снимите облицовку тоннеля пола.
- Отсоедините от рычага переключения передач трос управления
переключением передач. Снимите фиксатор и отсоедините трос
управления выбором передач.
- С помощью отвертки вытяните стопор троса механизма переключения
передач.
- Поверните гайку на 180° против часовой стрелки.
- Аналогичным образом отсоедините трос выбора передач КПП Toyota
Corolla, Toyota Auris.
- Не поворачивайте гайку более 180°, иначе она отделится от внутренней
пружины и трос механизма переключения передач окажется непригодным.
- Отсоедините два жгута проводов от кронштейнов зажимов жгутов проводов.
- Снимите четыре фиксатора и отсоедините два троса механизма
переключения передач от трансмиссии и кронштейна.
- Отверните две гайки, выверните болт и снимите тросы механизма
переключения передач в сборе.
- Установите детали в порядке, обратном снятию.
Снятие и установка кулисы рычага управления КПП Тойота Королла Филдер,
Тойота Аурис
- Поверните рукоятку рычага переключения передач против часовой стрелки
и снимите ее.
- Снимите облицовку тоннеля пола.
- Освободите три зажима и отсоедините жгут проводов от рычага
переключения передач.
- Снимите фиксатор и отсоедините трос механизма выбора передач от рычага
переключения передач.
- Отсоедините трос управления механизмом переключения передач от рычага
переключения передач.
- С помощью отвертки приподнимите стопор троса механизма переключения
передач.
- Поверните гайку примерно на 180° против часовой стрелки и,
зафиксировав ее в таком положении, отсоедините трос механизма
переключения передач от
держателя рычага переключения передач.
- Выверните четыре болта и снимите рычаг переключения передач в сборе.
- Установите рычаг на автомобиль в порядке, обратном снятию.
Регулировка привода управления механической коробкой передач Тойота
Королла
- Снимите тросы привода управления механической коробки передач.
- С помощью отвертки вытяните фиксатор из регулировочного блока.
- Установите трос механизма переключения передач на рычаг переключения
передач.
- Убедитесь в том, что фиксатор выступает из регулировочного блока.
- Регулируйте длину только в нейтральном положении механизма
переключения.
- Установите трос механизма выбора передач на рычаг переключения.
- Установите фиксатор на рычаг переключения передач КПП Тойота Toyota
Corolla, Toyota Auris.
- Вдавите фиксатор и зафиксируйте его на регулировочном блоке.
- Вдавливайте фиксатор плотно, до введения в зацепление замка.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________