Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Сервисное обслуживание МКПП автомобиля Тойота Королла

На автомобили Тойота Королла Филдер, Тойота Аурис с 2006 по 2009 год устанавливали пятиступенчатую механическую или пятиступенчатую роботизированную коробку передач с двигателем 1ZR-FE.

С 2010 года автомобили комплектуют шести ступенчатой механической (с бензиновыми двигателями 1NR-FE и 1ZR-FE) или четырехступенчатой автоматической коробкой передач (только с двигателем 1ZR-FE).

Механическая и роботизированная коробки передач Тойота Королла Филдер, Тойота Аурис выполнены по двухвальной схеме с синхронизированными передачами переднего хода.

Коробка переключения передач и главная передача с дифференциалом имеют общий картер. К передней части картера КПП присоединен картер сцепления.

ММеханизм переключения передач пятиступенчатой механической коробки передач отличается от механизма шести-ступенчатой МКПП Тойота Королла Филдер, Тойота Аурис только отсутствием механизма запрета включения передачи заднего хода.

Главная передача выполнена в виде пары цилиндрических шестерен, подобранных по шуму. Крутящий момент передается от ведомой шестерни главной передачи на дифференциал и далее на приводы передних колес. Дифференциал конический, двухсателлитный.

Герметичность соединения внутренних шарниров правого и левого приводов передних колес с шестернями дифференциала обеспечивается сальниками, запрессованными в картер коробки передач.

Трехконусный механизм синхронизации КПП Тойота Королла состоит из трех блокирующих колец (наружного, среднего и внутреннего) и шестерни, а также скользящей ступицы, кулачков и обоймы синхронизатора.

Внешнее и внутреннее кольца, скользящая ступица, кулачки и обойма синхронизатора постоянно вращаются вместе с выходным валом коробки передач. Среднее кольцо и шестерня постоянно вращаются с шестернями трансмиссии.

При переключении передачи кулачки синхронизатора проходят между внешним и средним кольцами, затем между средним и внутренним кольцами и, наконец, между внутренним кольцом и шестерней.

В результате синхронизируется вращение шестерни и обоймы синхронизатора и обеспечивается плавное вхождение шестерен в зацепление.



Рис.5. Трехконусный механизм синхронизации (1-я и 2-я передачи) МКПП Toyota Corolla, Toyota Auris

При включении заднего хода обойма синхронизатора перемещается влево (см. рисунок), увлекая за собой блокирующее кольцо.

Блокирующее кольцо сдвигает внутреннее кольцо влево, синхронизируя вращение шестерен и обеспечивая плавное вхождение в зацепление промежуточной шестерни заднего хода.

Однако при работе синхронизатора 5-й передачи происходит синхронизация вращения только среднего и внешнего колец.



Рис. 6. Двухконусный механизм синхронизации (шестерня заднего хода) КПП Тойота Королла


Рис. 7. Механизм выбора и переключения передач МКПП Тойота Королла Филдер, Тойота Аурис

Легкость переключения передач обеспечивается установкой на вале выбора и переключения передач противовеса и использованием скользящих шариковых подшипников.

Схемы управления механической КПП Тойота Королла

Пятиступенчатой механической коробкой передач Тойота Королла управляйте согласно схеме переключений, нанесенной на рукоятку ее рычага.

В нейтральном положении рычаг автоматически устанавливается в положение для включения III или IV передачи, из которого его можно переместить соответственно вперед или назад.

Для включения I или II передачи переместите рычаг влево до упора и затем соответственно вперед или назад.

Для включения V передачи переместите рычаг вправо до упора и вперед. Для включения передачи заднего хода переместите рычаг вправо до упора, а затем назад.

Шестиступенчатой механической коробкой передач Toyota Corolla, Toyota Auris управляйте согласно схеме переключений, нанесенной на рукоятку ее рычага.

В нейтральном положении рычаг автоматически устанавливается в положение для включения III или IV передачи, из которого его можно переместить соответственно вперед или назад.

Для включения I или II передачи переместите рычаг влево до упора и затем переместите соответственно вперед или назад. Для включения V или VI передачи переместите рычаг вправо до упора и затем переместите соответственно вперед или назад.

Для включения передачи заднего хода приподнимите стопорное кольцо вверх и переместите рычаг влево до упора, а затем вперед.

Проверка уровня и доливка масла в механическую коробку передач Тойота Королла Филдер, Тойота Аурис

- Выверните пробку наливного отверстия.

- На автомобилях с роботизированной коробкой передач для доступа к пробке наливного отверстия необходимо снять привод сцепления.

- Проверьте уровень масла: он должен быть у нижней кромки наливного отверстия или чуть ниже (можно достать до поверхности масла пальцем).

- При необходимости долейте масло шприцем до момента появления его из наливного отверстия.

- Заверните пробку наливного отверстия и затяните моментом 39 Нм.

Замена сальников МКПП Тойота Королла

Сальник первичного вала установлен в неразборный узел направляющей втулки подшипника выключения сцепления вместе с передним подшипником первичного вала. Блок направляющей втулки запрессован в картер сцепления.

Для выпрессовки и по следующей запрессовки блока направляющей втулки требуются специальные приспособления, поэтому при подтекании масла через сальник первичного вала обратитесь для его замены в сервис.

Описана замена сальника хвостовика правой полуосевой шестерни дифференциала, установленного в картере коробки передач Тойота Королла Филдер, Тойота Аурис. Сальник хвостовика левой полуосевой шестерни дифференциала заменяют аналогично.

Сальник хвостовика полуосевой шестерни дифференциала можно заменить, не снимая коробку передач с автомобиля, предварительно необходимо слить масло из коробки передач.

- Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник.

- Для замены сальника хвостовика правой полуосевой шестерни дифференциала снимите правый привод.

- Поддев отверткой, извлеките сальник из гнезда в картере МКПП Тойота Королла Филдер, Тойота Аурис.

- Смажьте рабочую кромку нового сальника трансмиссионным маслом и запрессуйте его оправкой подходящего диаметра рабочей кромкой внутрь коробки.

- Устанавливайте сальник в гнездо коробки передач перед запрессовкой очень осторожно, чтобы не повредить рабочую кромку сальника.

- Установите привод переднего колеса.

- Залейте масло в коробку передач.

Снятие и установка механической КПП Тойота Королла

- Слейте масло из коробки передач.

- Снимите двигатель в сборе с коробкой передач.

- Снимите стартер.

- Выверните три болта бокового, два болта верхнего и два болта нижнего крепления картера сцепления к двигателю.

- Демонтируйте коробку передач.

- Установите коробку в порядке обратном снятию.

Замена тросов привода управления механической коробкой передач Тойота Королла

Для замены тросов привода управления МКПП Тойота Королла Филдер, Тойота Аурис выполните следующие операции:

- Снимите аккумуляторную батарею.

- Выверните два болта крепления кронштейна патрубков системы охлаждения и отведите кронштейн в сторону.

- Выверните по два болта с левой и правой стороны крепления аккумуляторной площадки и снимите ее.

- Снимите корпус воздушного фильтра.

- Снимите приемную трубу в сборе с основным глушителем.

- Поверните рукоятку рычага переключения передач против часовой стрелки и снимите ее.

- Снимите облицовку тоннеля пола.

- Отсоедините от рычага переключения передач трос управления переключением передач. Снимите фиксатор и отсоедините трос управления выбором передач.

- С помощью отвертки вытяните стопор троса механизма переключения передач.

- Поверните гайку на 180° против часовой стрелки.

- Аналогичным образом отсоедините трос выбора передач КПП Toyota Corolla, Toyota Auris.

- Не поворачивайте гайку более 180°, иначе она отделится от внутренней пружины и трос механизма переключения передач окажется непригодным.

- Отсоедините два жгута проводов от кронштейнов зажимов жгутов проводов.

- Снимите четыре фиксатора и отсоедините два троса механизма переключения передач от трансмиссии и кронштейна.

- Отверните две гайки, выверните болт и снимите тросы механизма переключения передач в сборе.

- Установите детали в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка кулисы рычага управления КПП Тойота Королла Филдер, Тойота Аурис

- Поверните рукоятку рычага переключения передач против часовой стрелки и снимите ее.

- Снимите облицовку тоннеля пола.

- Освободите три зажима и отсоедините жгут проводов от рычага переключения передач.

- Снимите фиксатор и отсоедините трос механизма выбора передач от рычага переключения передач.

- Отсоедините трос управления механизмом переключения передач от рычага переключения передач.

- С помощью отвертки приподнимите стопор троса механизма переключения передач.

- Поверните гайку примерно на 180° против часовой стрелки и, зафиксировав ее в таком положении, отсоедините трос механизма переключения передач от держателя рычага переключения передач.

- Выверните четыре болта и снимите рычаг переключения передач в сборе.

- Установите рычаг на автомобиль в порядке, обратном снятию.

Регулировка привода управления механической коробкой передач Тойота Королла

- Снимите тросы привода управления механической коробки передач.

- С помощью отвертки вытяните фиксатор из регулировочного блока.

- Установите трос механизма переключения передач на рычаг переключения передач.

- Убедитесь в том, что фиксатор выступает из регулировочного блока.

- Регулируйте длину только в нейтральном положении механизма переключения.

- Установите трос механизма выбора передач на рычаг переключения.

- Установите фиксатор на рычаг переключения передач КПП Тойота Toyota Corolla, Toyota Auris.

- Вдавите фиксатор и зафиксируйте его на регулировочном блоке.

- Вдавливайте фиксатор плотно, до введения в зацепление замка.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________