Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Сервисное обслуживание АКПП A4CF1 автомобиля Киа Рио

На некоторые модели легковых автомобилей Киа Рио с двигателем 1,4 или 1,6 л устанавливают четырехступенчатую автоматическую коробку переключения передач модификации A4CF1.



Рис.10. Автоматическая коробка передач A4CF1 автомобиля Киа Рио

1- муфта повышающей передачи; 2- муфта передачи заднего хода; 3- задняя планетарная передача; 4- тормоз II передачи; 5- передняя планетарная передача; 6- тормоз I передачи и передачи заднего хода; 7- обгонная муфта; 8- муфта понижающей передачи; 9- масляный насос; 10- гидротрансформатор; 11-
блокировочная муфта гидротрансформатора; 12- межколесный дифференциал; 13- ведомая шестерня; 14-вал шестерни промежуточной передачи.

Коробка автомат Киа Рио (рис.10) скомпонована по традиционной планетарной схеме с торможением фрикционами и соединена с коленчатым валом двигателя через гидротрансформатор.

Электронная система управления автоматической коробкой передач постоянно контролирует скорость автомобиля и нагрузку двигателя, исключает ошибки водителя, не позволяя ему включить более высокую передачу при малой скорости движения, чтобы избежать перегрузки двигателя, или понижающую передачу на слишком большой скорости, что исключает возможность превышения максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя.

При снижении скорости автомобиля передачи автоматически переключаются на более низкие без участия водителя. В момент полной остановки автомобиля включается I передача.

АКПП A4CF1 автомобилей Киа Рио состоит из гидротрансформатора, насоса, планетарного редуктора, многодисковых муфт, многодисковых тормозов и блока клапанов.



Рис.11. Гидротрансформатор АКПП Kia Rio

1- ведущий диск; 2- картер гидротрансформатора; 3- турбина; 4- обгонная муфта; 5- реактор; 6- насосное колесо.

Гидротрансформатор (рис.11) выполняет функции сцепления и служит для плавного соединения двигателя и механизма коробки передач, увеличения крутящего момента при начале движения автомобиля.

Корпус гидротрансформатора соединен с коленчатым валом двигателя через ведущий диск и постоянно
вращается при работе двигателя. Внутренняя полость гидротрансформатора заполнена рабочей жидкостью для автоматических коробок передач.

Двигатель вращает гидротрансформатор и приводит в действие насосное колесо, которое создает потоки рабочей жидкости в направлении турбинного колеса. Последнее начинает вращаться за счет потоков рабочей жидкости, создаваемых насосным колесом.

При большой разности скоростей вращения турбинного и насосного колес реактор изменяет направление потока жидкости, увеличивая крутящий момент. По мере уменьшения разницы скоростей он становится ненужным и поэтому установлен на обгонной муфте.

Насос, расположенный в передней части картера коробки передач, создает давление и подает рабочую жидкость ко всем системам в коробке передач.



Рис.12. Планетарный редуктор коробки автомат Киа Рио системы Равинье

1- длинный сателлит; 2- водило; 3- малая солнечная шестерня; 4- большая солнечная шестерня; 5- короткий сателлит; 6- коронная шестерня.

Планетарный редуктор системы Равинье (рис.12) представляет собой зубчатую передачу с наружными и внутренними зацеплениями шестерен, которая обеспечивает различные способы соединения ее элементов для получения различных передаточных чисел.



Рис.13. Схема работы многодисковой муфты АКПП Киа Рио

А- многодисковая муфта включена; Б- многодисковая муфта выключена; 1- шариковый клапан; 2- уплотнительное кольцо; 3- поршень; 4- фрикционный диск; 5- фрикционный диск с накладками; 6- упорный диск; 7- ступица муфты; 8- упор пружины; 9- стопорное кольцо; 10- возвратная пружина.



Рис.14. Схема работы дискового тормоза коробки-автомат Киа Рио

А- тормоза включены; Б- тормоза выключены; 1- упорный диск; 2- фрикционные тормозные диски с накладками; 3- фрикционный диск; 4- возвратная пружина; 5- поршень; 6- картер коробки передач; 7- крышка картера коробки передач.

Принцип работы многодисковых муфт (рис.13) и дисковых тормозов (рис.14) очень сходен, разница заключается в том, что многодисковая муфта соединяет звенья коробки передач между собой, а дисковый тормоз – с картером коробки.

Рабочая жидкость, подаваемая к муфте, приводит в действие поршень, и происходит сжатие фрикционных дисков. Звенья, блокируемые муфтой, начинают вращаться за одно целое.

При отключении дисковых тормозов рабочая жидкость перестает подаваться в муфту и поршень под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение.

Особенность конструкции многодисковой муфты АКПП A4CF1 автомобиля Киа Рио заключается в том, что она находится в постоянном вращении и под действием центробежной силы, действующей на рабочую жидкость, создается давление, которое не дает разблокироваться муфте. Дополнительно в муфте установлен шариковый клапан.

Он расположен как можно ближе к краю от центра муфты. При повышении давления рабочей жидкости в камере многодисковой муфты шариковый клапан закрывает сливное отверстие, а при снижении давления в камере шариковый клапан под действием центробежной силы открывает сливное отверстие и муфта
разблокируется.



Рис.15. Привод управления автоматической коробкой передач Kia Rio

1- рычаг переключения передач; 2- кулиса рычага переключения передач; 3- трос управления коробкой передач; 4- рычаг механизма переключения передач; 5- автоматическая коробка передач.

Привод управления АКПП Киа Рио (рис.15) тросовый, сконструирован по тому же принципу, что и привод управления механической коробкой, но отличается от него количеством и конструкцией деталей.

Селектор автоматической коробки передач установлен в том же месте на тоннеле пола, что и рычаг управления механической коробкой и соединен с блоком управления на коробке передач тросом.

Дифференциал автоматической коробки передач по конструкции полностью аналогичен дифференциалу механической коробки передач.

Снятие и установка коробки автомат Киа Рио

Работы по снятию АКПП Киа Рио:

- Установите автомобиль на подъемник.

- Снимите в сборе воздухоподводящий рукав и корпус воздушного фильтра.

- Снимите аккумуляторную батарею.

- Демонтируйте блок управления двигателем в сборе с кронштейном.

- Снимите полку крепления аккумулятора.

- Уберите защиту картера и брызговики двигателя.

- Снимите стартер.

- Отверните гайку крепления наконечника троса управления АКПП Киа Рио к рычагу переключателя диапазона передач на блоке управления коробкой передач.

- Извлеките наконечник оболочки троса управления автоматической коробкой передач из гнезда в кронштейне на корпусе коробки передач.

- Выверните четыре болта крепления защитного кожуха люка гидротрансформатора и снимите кожух.

- Снимите заглушку люка в картере гидротрансформатора.

- Аккуратно проворачивая ведущий диск за болт крепления шкива коленчатого вала, выверните шесть болтов крепления гидротрансформатора к диску.

- Выверните сливную пробку и слейте рабочую жидкость автоматической коробки передач.

- Сожмите пассатижами ушки хомута шланга системы охлаждения рабочей жидкости АКПП Киа Рио, сдвиньте хомут по шлангу и снимите шланг со штуцера. Аналогично отсоедините второй шланг системы охлаждения.

- Отсоедините колодки жгута проводов, расположенные сверху рядом с маслоизмерительным щупом.

- Отцепите колодку жгута проводов, расположенную сверху в задней части коробки передач.

- Отсоедините колодку жгута проводов, расположенную сверху в передней части КПП.

- Извлеките пластмассовые фиксаторы крепления жгута проводов из кронштейнов, расположенных на коробке передач сверху, спереди и справа.

- Разрежьте расположенный сверху хомут, соединяющий два жгута проводов.

- Выверните болт крепления провода «массы» и отсоедините провод от коробки автомат Киа Рио.

- Снимите заднюю опору подвески силового агрегата.

- Выверните пять болтов крепления и снимите кронштейн задней опоры подвески силового агрегата.

- Снимите приводы передних колес.

- Установите под двигатель надежную опору или вывесите его с помощью грузоподъемного механизма.

- Аналогичную опору установите под коробку передач.

- Выверните болты крепления левой опоры подвески силового агрегата к кронштейну на АКПП A4CF1.

- Выверните болты крепления коробки передач к двигателю: один сверху, два под дроссельным узлом, три спереди, два сзади и два снизу.

- Сдвиньте коробку передач назад и аккуратно снимите коробку передач с автомобиля.

- Установите коробку передач и все детали, и узлы в порядке, обратном снятию.

- Залейте рабочую жидкость в АКПП.

Замена троса управления автоматической коробкой передач Киа Рио

Операции по замене троса управления коробки-автомат Kia Rio:

- Снимите аккумуляторную батарею.

- Снимите полку крепления аккумуляторной батареи.

- Отверните гайку крепления наконечника троса управления коробкой передач к рычагу переключателя диапазонов передач на блоке управления коробки передач.

- Извлеките наконечник оболочки троса управления коробкой передач из гнезда кронштейна на корпусе коробки.

- В салоне автомобиля снимите облицовку тоннеля пола.

- Отсоедините наконечник троса привода управления автоматической коробкой передач Kia Rio от кулисы селектора.

- Отожмите пластмассовый фиксатор и извлеките наконечник оболочки троса управления коробкой передач из гнезда в корпусе кулисы селектора.

- Под панелью приборов отверните две гайки шпилек крепления кронштейна троса к щиту передка автомобиля и извлеките трос в салон, извлекая его наконечник через отверстие в щите передка.

- Установите трос управления автоматической коробкой передач и все снятые детали в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка кулисы селектора управления коробки автомат Киа Рио

Работы по замене кулисы селектора АКПП Kia Rio:

- Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

- Снимите облицовку тоннеля поля.

- Отсоедините наконечник троса привода переключения АКПП от кулисы селектора.

- Отожмите пальцем пластмассовый фиксатор и извлеките наконечник оболочки троса управления коробкой из гнезда в корпусе кулисы селектора.

- Маркером пометьте положение наконечника троса блокировки рычага селектора АКПП.

- Отверните гайку крепления наконечника троса блокировки рычага селектора коробки автомат Киа Рио и отведите наконечник в сторону.

- Сожмите пассатижами фиксатор наконечника троса блокировки рычага селектора КПП и отсоедините трос от рычага кулисы.

- Сожмите пассатижами фиксатор жгута проводов и извлеките фиксатор из отверстия в кулисе селектора управления коробкой передач.

- Аналогично извлеките из отверстия кулисы селектора управления коробкой передач второй фиксатор жгута проводов.

- Нажмите на фиксатор колодки жгута проводов кулисы селектора управления коробкой передач и отсоедините колодку жгута проводов от вывода кулисы селектора.

- Подденьте отверткой фиксатор колодки жгута проводов и извлеките фиксатор из отверстия кулисы.

- Выверните четыре болта крепления кулисы селектора управления коробкой передач к основанию кузова.

- Снимите кулису селектора управления коробкой передач.

- Установите кулису селектора управления коробкой передач и все снятые детали в порядке, обратном снятию.

Регулировка привода управления автоматической коробкой передач Киа Рио

Регулировку привода управления АКПП Киа Рио проводить по следующей схеме:

- Снимите аккумуляторную батарею.

- Снимите полку крепления аккумуляторной батареи.

- Переведите рычаг селектора управления коробкой передач в положение «N».

- Ослабьте гайку крепления наконечника троса управления коробкой передач к рычагу переключателя диапазонов передач на блоке управления коробкой передач.

- Совместив отверстия на рычаге переключения передач и на блоке управления коробкой передач, зафиксируйте их (например, гвоздем) относительно друг друга.

- Отрегулируйте положение наконечника троса управления коробкой автомат Kia Rio так, чтобы наконечник без натяжения и изгибов находился в среднем положении.

- Затяните гайку крепления наконечника троса.

- Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.

- Проверьте четкость включения режимов коробки передач во всех положениях селектора управления коробкой передач.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________