Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Двигатель ВАЗ-21116 автомобиля Лада Гранта Лифтбек

Двигатель ВАЗ-21116 автомобиля Лада Гранта Лифтбек — рабочим объемом 1,6 л, восьмиклапанный, создан на базе двигателя ВАЗ-2111. Он имеет увеличенный по высоте на 2,3 мм блок цилиндров и оригинальный коленчатый вал.

Диаметр цилиндров оставлен прежний — 82 мм, ход поршня увеличен до 75,6 мм в отличие от 71 мм у базового двигателя. В опорах коренных подшипников установлены масляные форсунки.



Рис.12. Поперечный разрез двигателя ВАЗ-21116 автомобиля Лада Гранта объемом 1,6 л.

1 — пробка сливного отверстия поддона картера; 2 - поддон картера двигателя 3 коленчатый вал; 4 масляный фильтр; 5 — каталитический коллектор; 6 — насос охлаждающей жидкости; 7 — поршень; 8 — датчик концентрации кислорода; 9 — прокладка впускного трубопровода и выпускного коллектора; 10 — впускной трубопровод; 11 — форсунка; 12 — диагностический штуцер топливной рампы; 13 ресивер; 14 — кронштейн крепления наконечника оболочки троса; 15 - крышка головки блока цилиндров; 16 - корпус подшипников распределительных валов; 17 — распределительный вал; 18 — шланг системы вентиляции картера; 19 — толкатель клапана; 20 — головка блока цилиндров; 21 болт крепления головки к блоку цилиндров; 22 — клапан; 23 — свеча; 24 — прокладка головки блока цилиндров; 25 — верхнее компрессионное кольцо; 26 — нижнее компрессионное кольцо; 27 — маслосъемное кольцо; 28 — поршневой палец; 29 — штуцер для установки указателя уровня масла; 30 — шатун; 31 маховик; 32 блок цилиндров; 33 прокладка поддона картера; 34 — указатель уровня масла; 35 — маслозаборник

В головке блока цилиндров двигателя Лада Гранта Лифтбек ВАЗ-2190 находятся один распределительный вал, восемь клапанов и восемь толкателей клапанов с регулировочными шайбами. Опоры распределительного вала выполнены в головке.

К верхней плоскости головки болтами крепятся два корпуса подшипников распределительного вала. Сверху газораспределительный механизм закрыт крышкой с маслозаливной горловиной.

В заглушке головки блока цилиндров установлен датчик положения распределительного вала, а на заднем конце вала установлен штифт, предназначенный для определения датчиком положения вала.

Привод распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости осуществляется зубчатым ремнем от зубчатого шкива, установленного на коленчатом вале двигателя. Натяжение ремня и направление его движения по шкивам осуществляется натяжным роликом.

Снятие и установка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21116 автомобиля Лада Гранта Лифтбек

Работы по снятию головки блока цилиндров Лада Гранта:

- Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость.

- Снимаем наконечники высоковольтных проводов со свечей.

- Снимаем крышку головки блока цилиндров.

- Снимаем шкив распределительного вала.

- Болты крепления головки блока доступны при установленном распредвале, но необходим торцовый ключ со специальной головкой.

- Головку блока цилиндров Лада Гранта ВАЗ-2190 можно снять в сборе с ресивером и выпускным коллектором. Но если головку снимают для ее ремонта, то ее лучше предварительно разобрать.

- Снимая корпус термостата со шпилек головки блока цилиндров.

- Отворачиваем гайку и болт верхнего крепления задней крышки ремня привода ГРМ.

- Равномерно, в несколько приемов, отворачиваем 10 болтов крепления головки блока цилиндров.

- Немного оттянув в сторону заднюю крышку ремня привода ГРМ, снимаем головку блока цилиндров.

- Снимаем прокладку головки блока цилиндров и вынимаем две направляющие втулки из посадочных мест.

Работы по установке головки блока цилиндров Лада Гранта ВАЗ-2190:

- Промываем головку блока цилиндров от грязи и отложений керосином или дизельным топливом.

- Удаляем из резьбовых отверстий блока цилиндров (под болты крепления головки блока) остатки масла и охлаждающей жидкости.

- Отчищаем привалочные плоскости головки и блока цилиндров от остатков старой прокладки, обезжириваем плоскости растворителем.

- При установке головки блока цилиндров всегда используйте новую прокладку. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается.

- Устанавливаем направляющие втулки головки в посадочные места блока цилиндров.

- Укладываем на блок цилиндров прокладку, при этом направляющие втулки должны войти в соответствующие отверстия прокладки.

- Устанавливаем на блок цилиндров головку. Слегка перемещая головку из стороны в сторону, добиваемся того, чтобы направляющие втулки вошли в соответствующие отверстия головки.

- Повторное использование болтов крепления головки блока цилиндров двигателя Лада Гранта Лифтбек допускается только в том случае, если их длина не превышает 135,5мм.

- Штангенциркулем или слесарной линейкой измеряем длину болтов. Болты длиной более 135,5 мм заменяем.

- Перед заворачиванием окунаем резьбовую часть болтов в моторное масло, после чего даем маслу стечь, выждав около получаса.

- Устанавливаем в отверстия головки болты с шайбами.

Динамометрическим ключом затягиваем болты крепления головки в четыре приема:

— затягиваем болты моментом 20 Нм (2 кг/см);

— затягиваем болты моментом 69,4 - 85,7 Н-м (7,1 - 8,7 кг/см);

— доворачиваем болты на 90°;

— еще раз доворачиваем болты на 90°.

Дальнейшую сборку выполняем в последовательности, обратной снятию.



Рис.13. Последовательность затягивания болтов головки блока цилиндров Лада Гранта

Регулировка зазоров клапанов двигателя Лада Гранта ВАЗ-2190

Для компенсации теплового расширения стержня клапана между кулачком распределительного вала и толкателем клапана необходим зазор. Для впускных клапанов зазор должен составлять 0,15—0,25 мм, а для выпускных клапанов - 0,30-0,40 мм.

Зазор задается подбором толщины регулировочных шайб. Шайбы устанавливаются в нишу, расположенную на толкателях сверху. Чтобы удобнее было извлекать шайбы, на верхних кромках толкателей сделаны пазы. Размер шайбы нанесен на ее нерабочей поверхности.

Проверку и регулировку зазоров выполняют только на холодном двигателе (при температуре около +20 С).

Работы по регулировке зазоров клапанов двигателя Лада Гранта Лифтбек:

- Снимаем крышку головки блока цилиндров.

- Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ.

- Удаляем остатки масла вокруг толкателей клапанов.

- Устанавливаем приспособление для регулировки клапанов Лада Гранта ВАЗ-2190 на шпильки головки блока цилиндров и закрепляем его гайками, которые крепили крышку головки блока цилиндров.

Существует несколько способов регулировки зазоров. Они отличаются порядком измерения зазоров у клапанов. В любом случае зазоры проверяются только при закрытых клапанах (их толкатели не поджаты кулачками распределительного вала).

Если определить положение клапанов затруднительно, следует придерживаться приведенного ниже способа.

- Вращая коленчатый вал по часовой стрелке, выставляем поршень первого цилиндра в положение БМТ такта сжатия.

- Коленчатый вал двигателя Лада Гранта можно вращать накидным ключом на 17 мм за болт крепления его шкива или большой шлицевой отверткой за зубья маховика. Для этого следует снять нижнюю крышку картера сцепления.

- Повернув вал из положения БМТ на угол 40—50° (на 3 зуба шкива распределительного вала), щупами соответствующих толщин определяем зазоры в приводе 1 и 3 клапанов (при счете по порядку от шкива распределительного вала).

- Щуп номинальной толщины должен слегка защемляться в зазоре между кулачком распределительного вала и регулировочной шайбой толкателя.

- Если зазор не соответствует норме, поворачиваем толкатель пазом к себе. Приспособлением утапливаем клапан, удерживая толкатель от вращения отверткой вставленной в паз. Фиксатором приспособления стопорим толкатель в нижнем положении.

- Пинцетом извлекаем регулировочную шайбу.

- По маркировке на шайбе определяем ее толщину. Если надпись стерлась, микрометром измеряем толщину шайбы.

Рассчитываем зазор клапана Лада Гранта новой регулировочной шайбы по формуле:

- для впускных клапанов Z - Y + X - 0,2 мм;

- для выпускных клапанов Z - Y + X - 0,3 мм;

где Z — расчетная толщина новой регулировочной шайбы, Y — толщина снятой шайбы; X — зазор, определенный по щупу.

- Подбираем новую шайбу, у которой толщина близка к расчетной (+ 0,05 мм).

- Устанавливаем новую шайбу в толкатель (маркировкой вниз).

- Поджимаем толкатель приспособлением и удаляем фиксатор.

- Соблюдая последовательность, проверяем и регулируем зазоры в приводе других клапанов.

- Сняв приспособление для регулировки клапанов, устанавливаем снятые детали в последовательности, обратной разборке.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________