________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Операции по разборке двигателя
Лада Гранта
- Снимите двигатель с автомобиля.
- Установите двигатель на прочные опоры.
- Отсоедините от двигателя коробку передач.
- Снимите головку блока цилиндров.
- Выверните три болта крепления кронштейна передней опоры силового
агрегата к блоку цилиндров
- Снимите кронштейн.
- Снимите масляный фильтр.
- Выверните два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей
жидкости к блоку цилиндров и снимите трубу и уплотнительную
прокладку.
- При сборке двигателя установите новую уплотнительную прокладку.
- Снимите водяной насос и уплотнительную прокладку.
- Выверните шесть болтов крепления сцепления к маховику и снимите
сцепление.
- Пометьте взаимное расположение маховика и коленчатого вала Лада
Гранта.
- Выверните шесть болтов крепления маховика и снимите маховик.
- Выверните шестнадцать болтов крепления масляного картера и снимите
масляный картер вместе с уплотнительной прокладкой.
- Выверните три болта крепления маслоприемника и снимите
маслоприемник.
- Подденьте двумя отвертками и снимите зубчатый шкив с носка
коленчатого вала.
- Выньте шпонку из паза на носке коленчатого вала.
- Отверните шесть болтов крепления масляного насоса Лада Гранта и
снимите его.
- Отверните шесть болтов крепления держателя заднего сальника
коленчатого вала и снимите держатель с установленным в нем сальником
и уплотнительную прокладку.
- Поверните коленчатый вал так, чтобы снимаемый поршень был в НМТ
(нижней мертвой точке).
- Ключом отверните два болта крепления крышки шатуна.
- Снимите крышку шатуна. Если демонтаж крышки затруднен,
предварительно сдвиньте ее несильными ударами молотка.
- Номер цилиндра на крышке может быть не виден, в этом случае
промаркируйте крышку номером цилиндра.
- Протолкните шатун ручкой молотка внутрь цилиндра и осторожно
выньте поршень с шатуном из цилиндра.
- При этом следите за тем, чтобы нижняя головка шатуна Лада Гранта
не касалась зеркала цилиндра, иначе можно повредить зеркало.
- Аналогично снимите остальные поршни. Если предполагается снимать
поршень с шатуна, промаркируйте поршень номером цилиндра, чтобы не
перепутать поршни при установке.
- На шатуне так же, как и на крышке, выбит номер цилиндра; если он
не виден, промаркируйте шатун.
- Отверните по два болта крепления пяти крышек коренных подшипников
и снимите крышки.
- Крышки коренных подшипников промаркированы насечками в
соответствии с номерами цилиндров.
- Если эти метки плохо видны, обязательно дополнительно
промаркируйте крышки, чтобы установить их на прежние места: крышки
не взаимозаменяемы (блок цилиндров обработан вместе с крышками).
- Снимите коленвал Лада Гранта.
- Снимите упорные полукольца, установленные в проточки средней опоры
коленчатого вала.
- Выньте вкладыши из крышек коренных подшипников и постелей блока.
Если не предполагается замена вкладышей, при снятии промаркируйте на
нерабочей стороне вкладыши относительно крышек и постелей.
- Снимите поршневые кольца специальным съемником. Если его нет,
снимите кольца с поршня, аккуратно разведя замки колец.
- Вставив отвертку в выемку на бобышке поршня, снимите стопорное
кольцо, удерживающее поршневой палец. Аналогично снимите второе
стопорное кольцо.
- С помощью подходящей оправки вытолкните палец из поршня и снимите
поршень с шатуна.
- Выньте вкладыши из шатуна и из его крышки. Если вкладыши остались
на коленчатом валу, снимите их с вала.
Операции по сборке двигателя
Лада Гранта
- Очистите нагар по краям постелей блока цилиндров.
- Очистите от отложений масляные канавки в постелях.
- Установите вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров
в соответствии с метками, сделанными при разборке.
- При установке вкладышей их стопорные усики должны войти в пазы
постелей.
- Смажьте вкладыши моторным маслом. После установки вкладышей в
постели их концы немного выступают наружу, поэтому для правильного
ориентирования вкладышей при окончательной затяжке болтов крепления
крышек подшипников проследите, чтобы выступание обоих концов было
одинаковое.
- Установите коленчатый вал в блок цилиндров Лада Гранта.
- Смажьте упорные полукольца моторным маслом. Обратите внимание на
канавки полуколец: этими сторонами полукольца должны быть
установлены к щекам коленчатого вала.
- Установите сталеалюминевое полукольцо (белого цвета) с передней
стороны средней постели (со стороны привода распределительного
вала), металлокерамическое (желтого цвета) – с другой стороны
постели.
- Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами
постели.
- Вставьте вкладыши в крышки коренных подшипников в соответствии с
метками, сделанными при разборке. При этом стопорные усики вкладышей
должны войти в пазы крышек.
- Смажьте вкладыши моторным маслом.
- Установите крышки в соответствии с метками. На крышках нанесены
метки (насечки) в соответствии с номером цилиндра. Исключение
составляет пятая крышка, на которой нанесены две метки, как и на
второй.
- На второй крышке есть два резьбовых отверстия под болты крепления
маслоприемника. При этом номера цилиндров считают со стороны привода
распределительного вала, а крышки устанавливают метками в
противоположную сторону от штуцера масляного фильтра.
- Для установки крышек коренных подшипников коленвала Лада Гранта
пользуйтесь молотком с мягким бойком, изготовленным из латуни,
свинца или
полиуретана.
- Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как
при этом будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока
цилиндров.
- Смажьте моторным маслом резьбу и торцы головок болтов крепления
крышек.
- Заверните болты и затяните их требуемым моментом в следующем
порядке: первыми затяните болты третьей крышки, затем второй и
четвертой, потом
первой и пятой. После затяжки болтов проверните на 2–3 оборота
коленчатый вал — он должен вращаться легко, без заеданий.
- Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки
прокладку масляного насоса и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки
смазки.
- Установите масляный насос Лада Гранта и заверните болты его
крепления.
- Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки
прокладку держателя заднего сальника и «приклейте» ее к блоку.
Удалите
излишки смазки.
- Установите держатель заднего сальника и заверните болты его
крепления.
- Вставьте шатун в поршень в соответствии с ранее сделанными метками
так, чтобы номер метка на шатуне была обращена в сторону передней
части
поршня (в эту сторону направлена стрелка, выбитая сверху на днище
поршня).
- Смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте палец в поршень
и шатун.
- Установите стопорные кольца с обеих сторон пальца. При этом
обратите внимание на то, что кольца должны быть четко установлены в
канавках поршня.
- Нечетко зафиксированное в канавке поршня кольцо выскочит из нее
при работе двигателя Лада Гранта и приведет к аварийным
повреждениям.
- Установите на поршень расширитель маслосъемного кольца.
- Установите поршневые кольца. Это рекомендуется делать специальным
съемником. Если его нет, установите кольца на поршень, аккуратно
разведя
замки колец.
- Порядок установки колец: первым устанавливают маслосъемное кольцо
(замок кольца должен находиться с противоположной стороны от замка
разжимной пружины), затем нижнее компрессионное кольцо, последним —
верхнее компрессионное.
- Обратите внимание на то, что на кольцах может быть выбита надпись
«TOP». Кольца следует устанавливать этой надписью вверх (к днищу
поршня).
- Провернув кольца в канавках поршня, убедитесь в том, что они легко
вращаются. Если какое-либо кольцо не проворачивается или заедает,
его
необходимо заменить.
- Разверните кольца на поршне так, чтобы их замки были расположены
под углом 120° друг к другу.
- Тщательно протрите чистой тряпкой шатунные шейки коленвала Лада
Гранта.
- Тщательно протрите чистой тряпкой зеркала цилиндров и смажьте их
моторным маслом.
- Вставьте вкладыш в шатун в соответствии с ранее сделанными метками
таким образом, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в шатуне. После
этого
смажьте вкладыш и поршень моторным маслом.
- Наденьте на поршень специальную оправку для сжатия поршневых колец
и аккуратно опустите шатун в цилиндр. Рекомендуется предварительно
провернуть коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую
монтируют шатунно-поршневую группу, установилась в НМТ.
- Стрелка на днище поршня должна быть направлена к передней части
двигателя (в сторону привода распределительного вала).
- Плотно прижмите оправку к блоку и ручкой молотка протолкните
поршень в цилиндр. Если оправка будет неплотно прилегать к блоку
цилиндров, можно
поломать поршневые кольца.
- Установите нижнюю головку шатуна на шейку коленчатого вала Лада
Гранта.
- Вставьте вкладыш в крышку шатуна в соответствии с ранее сделанными
метками так, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в крышке. После
этого
смажьте вкладыш моторным маслом.
- Установите крышку шатуна. Маркировка шатуна на крышке и нижней
головке шатуна должны быть с одной стороны.
- Заверните болты крепления крышки и затяните требуемым моментом.
Таким же образом установите и остальные поршни.
- Установите маслоприемник и заверните три болта его крепления.
- Нанесите на болты крепления маховика анаэробный фиксатор резьбы.
Установите маховик, стопорную пластину и заверните болты крепления
маховика.
- Для удобства установки нанесите тонкий слой консистентной смазки
на поверхность блока и «приклейте» к нему прокладку масляного
картера.
- Установите масляный картер и заверните болты его крепления.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________