Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Операции по разборке и сборке двигателя Лада Гранта

Операции по разборке двигателя Лада Гранта

- Снимите двигатель с автомобиля.

- Установите двигатель на прочные опоры.

- Отсоедините от двигателя коробку передач.

- Снимите головку блока цилиндров.

- Выверните три болта крепления кронштейна передней опоры силового агрегата к блоку цилиндров

- Снимите кронштейн.

- Снимите масляный фильтр.

- Выверните два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров и снимите трубу и уплотнительную прокладку.

- При сборке двигателя установите новую уплотнительную прокладку.

- Снимите водяной насос и уплотнительную прокладку.

- Выверните шесть болтов крепления сцепления к маховику и снимите сцепление.

- Пометьте взаимное расположение маховика и коленчатого вала Лада Гранта.

- Выверните шесть болтов крепления маховика и снимите маховик.

- Выверните шестнадцать болтов крепления масляного картера и снимите масляный картер вместе с уплотнительной прокладкой.

- Выверните три болта крепления маслоприемника и снимите маслоприемник.

- Подденьте двумя отвертками и снимите зубчатый шкив с носка коленчатого вала.

- Выньте шпонку из паза на носке коленчатого вала.

- Отверните шесть болтов крепления масляного насоса Лада Гранта и снимите его.

- Отверните шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала и снимите держатель с установленным в нем сальником и уплотнительную прокладку.

- Поверните коленчатый вал так, чтобы снимаемый поршень был в НМТ (нижней мертвой точке).

- Ключом отверните два болта крепления крышки шатуна.

- Снимите крышку шатуна. Если демонтаж крышки затруднен, предварительно сдвиньте ее несильными ударами молотка.

- Номер цилиндра на крышке может быть не виден, в этом случае промаркируйте крышку номером цилиндра.

- Протолкните шатун ручкой молотка внутрь цилиндра и осторожно выньте поршень с шатуном из цилиндра.

- При этом следите за тем, чтобы нижняя головка шатуна Лада Гранта не касалась зеркала цилиндра, иначе можно повредить зеркало.

- Аналогично снимите остальные поршни. Если предполагается снимать поршень с шатуна, промаркируйте поршень номером цилиндра, чтобы не перепутать поршни при установке.

- На шатуне так же, как и на крышке, выбит номер цилиндра; если он не виден, промаркируйте шатун.

- Отверните по два болта крепления пяти крышек коренных подшипников и снимите крышки.

- Крышки коренных подшипников промаркированы насечками в соответствии с номерами цилиндров.

- Если эти метки плохо видны, обязательно дополнительно промаркируйте крышки, чтобы установить их на прежние места: крышки не взаимозаменяемы (блок цилиндров обработан вместе с крышками).

- Снимите коленвал Лада Гранта.

- Снимите упорные полукольца, установленные в проточки средней опоры коленчатого вала.

- Выньте вкладыши из крышек коренных подшипников и постелей блока. Если не предполагается замена вкладышей, при снятии промаркируйте на нерабочей стороне вкладыши относительно крышек и постелей.

- Снимите поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, снимите кольца с поршня, аккуратно разведя замки колец.

- Вставив отвертку в выемку на бобышке поршня, снимите стопорное кольцо, удерживающее поршневой палец. Аналогично снимите второе стопорное кольцо.

- С помощью подходящей оправки вытолкните палец из поршня и снимите поршень с шатуна.

- Выньте вкладыши из шатуна и из его крышки. Если вкладыши остались на коленчатом валу, снимите их с вала.

Операции по сборке двигателя Лада Гранта

- Очистите нагар по краям постелей блока цилиндров.

- Очистите от отложений масляные канавки в постелях.

- Установите вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров в соответствии с метками, сделанными при разборке.

- При установке вкладышей их стопорные усики должны войти в пазы постелей.

- Смажьте вкладыши моторным маслом. После установки вкладышей в постели их концы немного выступают наружу, поэтому для правильного ориентирования вкладышей при окончательной затяжке болтов крепления крышек подшипников проследите, чтобы выступание обоих концов было одинаковое.

- Установите коленчатый вал в блок цилиндров Лада Гранта.

- Смажьте упорные полукольца моторным маслом. Обратите внимание на канавки полуколец: этими сторонами полукольца должны быть установлены к щекам коленчатого вала.

- Установите сталеалюминевое полукольцо (белого цвета) с передней стороны средней постели (со стороны привода распределительного вала), металлокерамическое (желтого цвета) – с другой стороны постели.

- Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели.

- Вставьте вкладыши в крышки коренных подшипников в соответствии с метками, сделанными при разборке. При этом стопорные усики вкладышей должны войти в пазы крышек.

- Смажьте вкладыши моторным маслом.

- Установите крышки в соответствии с метками. На крышках нанесены метки (насечки) в соответствии с номером цилиндра. Исключение составляет пятая крышка, на которой нанесены две метки, как и на второй.

- На второй крышке есть два резьбовых отверстия под болты крепления маслоприемника. При этом номера цилиндров считают со стороны привода распределительного вала, а крышки устанавливают метками в противоположную сторону от штуцера масляного фильтра.

- Для установки крышек коренных подшипников коленвала Лада Гранта пользуйтесь молотком с мягким бойком, изготовленным из латуни, свинца или полиуретана.

- Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как при этом будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока цилиндров.

- Смажьте моторным маслом резьбу и торцы головок болтов крепления крышек.

- Заверните болты и затяните их требуемым моментом в следующем порядке: первыми затяните болты третьей крышки, затем второй и четвертой, потом первой и пятой. После затяжки болтов проверните на 2–3 оборота коленчатый вал — он должен вращаться легко, без заеданий.

- Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку масляного насоса и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки смазки.

- Установите масляный насос Лада Гранта и заверните болты его крепления.

- Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку держателя заднего сальника и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки смазки.

- Установите держатель заднего сальника и заверните болты его крепления.

- Вставьте шатун в поршень в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы номер метка на шатуне была обращена в сторону передней части поршня (в эту сторону направлена стрелка, выбитая сверху на днище поршня).

- Смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте палец в поршень и шатун.

- Установите стопорные кольца с обеих сторон пальца. При этом обратите внимание на то, что кольца должны быть четко установлены в канавках поршня.

- Нечетко зафиксированное в канавке поршня кольцо выскочит из нее при работе двигателя Лада Гранта и приведет к аварийным повреждениям.

- Установите на поршень расширитель маслосъемного кольца.

- Установите поршневые кольца. Это рекомендуется делать специальным съемником. Если его нет, установите кольца на поршень, аккуратно разведя замки колец.

- Порядок установки колец: первым устанавливают маслосъемное кольцо (замок кольца должен находиться с противоположной стороны от замка разжимной пружины), затем нижнее компрессионное кольцо, последним — верхнее компрессионное.

- Обратите внимание на то, что на кольцах может быть выбита надпись «TOP». Кольца следует устанавливать этой надписью вверх (к днищу поршня).

- Провернув кольца в канавках поршня, убедитесь в том, что они легко вращаются. Если какое-либо кольцо не проворачивается или заедает, его необходимо заменить.

- Разверните кольца на поршне так, чтобы их замки были расположены под углом 120° друг к другу.

- Тщательно протрите чистой тряпкой шатунные шейки коленвала Лада Гранта.

- Тщательно протрите чистой тряпкой зеркала цилиндров и смажьте их моторным маслом.

- Вставьте вкладыш в шатун в соответствии с ранее сделанными метками таким образом, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в шатуне. После этого смажьте вкладыш и поршень моторным маслом.

- Наденьте на поршень специальную оправку для сжатия поршневых колец и аккуратно опустите шатун в цилиндр. Рекомендуется предварительно провернуть коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируют шатунно-поршневую группу, установилась в НМТ.

- Стрелка на днище поршня должна быть направлена к передней части двигателя (в сторону привода распределительного вала).

- Плотно прижмите оправку к блоку и ручкой молотка протолкните поршень в цилиндр. Если оправка будет неплотно прилегать к блоку цилиндров, можно поломать поршневые кольца.

- Установите нижнюю головку шатуна на шейку коленчатого вала Лада Гранта.

- Вставьте вкладыш в крышку шатуна в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в крышке. После этого смажьте вкладыш моторным маслом.

- Установите крышку шатуна. Маркировка шатуна на крышке и нижней головке шатуна должны быть с одной стороны.

- Заверните болты крепления крышки и затяните требуемым моментом. Таким же образом установите и остальные поршни.

- Установите маслоприемник и заверните три болта его крепления.

- Нанесите на болты крепления маховика анаэробный фиксатор резьбы. Установите маховик, стопорную пластину и заверните болты крепления маховика.

- Для удобства установки нанесите тонкий слой консистентной смазки на поверхность блока и «приклейте» к нему прокладку масляного картера.

- Установите масляный картер и заверните болты его крепления.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________