Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Двигатель Duratec 2.0


Конструкция двигателей Duratec объемом 2.0 и 1.8 литров автомобилей Форд Фокус практически идентична. В основном отличия связаны с размерами деталей цилиндропоршневой группы, так как диаметр цилиндра у двигателей разный.

Двигатель Дюратек 2.0 бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, шестнадцати-клапанный, с двумя распределительными валами.

Расположение в моторном отсеке поперечное. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет — от шкива привода вспомогательных агрегатов.

Система питания двигателя — фазированный распределенный впрыск топлива (нормы токсичности Еuro-4).

Двигатель Duratec 2.0 автомобиля Ford Focus с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат — единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах.

Правая опора крепится к кронштейну, расположенному на правой стенке блока цилиндров, а левая и задняя — к картерам коробки передач.

Справа на двигателе (по ходу движения) расположены: приводы газораспределительного механизма ГРМ и масляного насоса (цепями), привод насоса охлаждающей жидкости и генератора (поликлиновым ремнем), привод компрессора кондиционера (поликлиновым ремнем), датчик положения коленчатого вала.

Слева на двигателе расположены: выпускной патрубок системы охлаждения с датчиком температуры охлаждающей жидкости, клапан рециркуляции отработавших газов, блок электромагнитных клапанов систем изменения сечения впускных каналов и длины впускного тракта.

Спереди на двигателе Duratec 2.0 автомобилей Ford Focus установлены: впускной трубопровод с дроссельным узлом, топливная рампа с форсунками, масляный фильтр, указатель уровня масла, генератор, стартер, термостат, датчики детонации и недостаточного давления масла.

Сзади на двигателе монтируется катколлектор системы выпуска отработавших газов.

Сверху установлены катушки и свечи зажигания, датчик фаз (на автомобилях выпуска до 11.2007 г.), а снизу - компрессор кондиционера — крепится к поддону картера двигателя.

Блок цилиндров и коленвал Форд Фокус

Блок цилиндров двигателя Форд Фокус отлит из алюминиевого сплава.

В нижней части блока цилиндров расположены опоры коленчатого вала — пять постелей коренных подшипников вала с общей для всех постелей плитой (съемной крышкой), которая крепится к блоку десятью болтами.

Отверстия в блоке цилиндров под постели коренных подшипников коленчатого вала обрабатываются в сборе с общей плитой.

В качестве подшипников коленвала используются подшипники скольжения, представляющие собой стальные тонкостенные вкладыши, с антифрикционным покрытием, которые вставляются в постели блока цилиндров и плиты.

Вкладыши среднего коренного подшипника выполнены заодно с упорными полукольцами, ограничивающими осевое смещение коленчатого вала.

Коленвал — стальной, с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками.

Вал снабжен четырьмя противовесами, выполненными на продолжении его щек — по одному противовесу рядом с крайними коренными шейками вала и два противовеса (противоположно направленные крайним) рядом со средней (третьей) коренной шейкой.

Противовесы предназначены для уравновешивания сил и моментов инерции, возникающих при движении кривошипно-шатунного механизма во время работы двигателя Дюратек 2.0.

Коренные и шатунные шейки коленвала соединяют каналы, просверленные в теле вала, которые служат не только для подвода моторного масла от коренных к шатунным подшипникам вала, но и для центробежной очистки масла от твердых частиц и отложений при вращении вала.

На переднем конце (носке) коленвала двигателя установлены: звездочка привода газораспределительного механизма (ГРМ) и масляного насоса, а также шкив привода вспомогательных агрегатов.

К фланцу коленчатого вала шестью болтами прикреплен маховик, который облегчает пуск двигателя, обеспечивает вывод его поршней из мертвых точек и более равномерное вращение коленчатого вала в режиме работы двигателя Дуратек на холостом ходу.

Маховик отлит из чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером.

Замена заднего сальника коленвала Форд Фокус

Замену заднего сальника коленвала проводим при наличии следов течи моторного масла из отверстия, расположенного внизу на стыке картера сцепления с поддоном картера двигателя.

Снимаем коробку передач и сцепление.

Отворачиваем шесть болтов крепления маховика к фланцу коленвала двигателя Форд Фокус, удерживая вал от проворачивания монтажной лопаткой, вставленной между зубьями венца маховика и опирающейся на болт, ввернутый в резьбовое отверстие блока цилиндров. Снимаем маховик.

Отворачиваем шесть болтов крепления держателя сальника и снимаем его.

Держатель с сальником и уплотнительной прокладкой представляют собой неразборный узел.

Очищаем от старого герметика привалочную поверхность поддона картера под держатель.

Наносим тонкий слой герметика на привалочную поверхность поддона картера под держатель.

Наносим слой моторного масла на рабочую кромку нового сальника, надеваем сальник на фланец коленчатого вала и затягиваем болты крепления держателя.

Дальнейшую сборку проводим в обратной последовательности.

При установке маховика используем новые болты для его крепления.

Перед вворачиванием болтов наносим на их резьбовую часть фиксирующий герметик. Затягиваем болты.

Поршни и шатуны Форд Фокус

Шатуны Форд Фокус — кованые стальные, двутаврового сечения.

При изготовлении шатуна применяется метод контролируемого отламывания его нижней части — крышки, которая с телом шатуна образует его нижнюю (разъемную) головку.

При сборке такого шатуна обе его части стыкуются практически идеально, обеспечивая полное совпадение разлома во всех направлениях.

Крепится крышка к шатуну двумя болтами, которые вворачиваются в резьбовые отверстия в теле шатуна.

Своими нижними головками шатуны соединены через вкладыши подшипников с шатунными шейками коленчатого вала, а верхними головками — через поршневые пальцы с поршнями.

Поршни - с укороченной юбкой выполнены из алюминиевого сплава. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца.

Два верхних поршневых кольца — компрессионные, препятствуют прорыву газов из цилиндра в картер двигателя и способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру.

Верхнее компрессионное поршневое кольцо имеет бочкообразную наружную поверхность, а нижнее — трапециевидную (угол наклона образующей составляет несколько минут).

Поэтому нижнее компрессионное кольцо выполняет также функции маслосъемного.

В нижнюю канавку поршня установлено маслосъемное кольцо, состоящее из двухфункционального расширителя и двух дисков.

Маслосъемное поршневое кольцо двигателя Форд Фокус удаляет излишки масла со стенок цилиндра при движении поршня.

Поршневые пальцы стальные, трубчатого сечения. В отверстиях поршней пальцы установлены с зазором, а в верхних головках шатунов — с натягом (запрессованы).

Система смазки двигателя Дюратек

Смазка двигателя Дюратек 2.0 — комбинированная. Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, паре опора — шейка распределительного вала, натяжителю цепи привода ГРМ.

Давление в системе смазки создает шестеренчатый масляный насос, расположенный в картере двигателя, — в нише между передней стенкой блока цилиндров и общей плитой коренных подшиников.

Приводится насос отдельной (короткой) цепью от звездочки коленчатого вала.

Натяжение цепи обеспечивается натяжителем, представляющим собой пластмассовый башмак с пружиной.

Масляный насос через маслоприемник забирает масло из поддона картера и через масляный фильтр подает его в главную магистраль блока цилиндров, от которой отходят масляные каналы к коренным подшипникам коленчатого вала и каналы подвода масла к подшипникам распределительных валов в головке блока цилиндров.

Масляный фильтр — полнопоточный, неразборный, снабжен перепускным и противодренажным клапанами.

Разбрызгиванием масло подается на поршни, стенки цилиндров и кулачки распределительных валов. Излишнее масло через каналы головки и блока цилиндров стекает в поддон картера.

Система вентиляции картера двигателя Дуратек

Система вентиляции картера двигателя Форд Фокус — принудительная, закрытого типа.

Благодаря разрежению, возникающему во впускном трубопроводе при работе двигателя, газы из его картера поступают во впускной воздушный тракт и затем — в цилиндры двигателя.

В зависимости от режимов работы двигателя (частичная или полная нагрузка, холостой ход) картерные газы попадают во впускной тракт по вентиляционным трубкам двух контуров.

По одному контуру вентиляции картерные газы отбираются из-под крышки головки блока цилиндров и по трубке подводятся к корпусу воздушного фильтра.

При этом газы очищаются от частиц масла, проходя через маслоотделитель (расположенный в крышке головки блока цилиндров) и поролоновый фильтр, который находится в корпусе воздушного фильтра двигателя.

По другому контуру вентиляции газы картерные газы через окна в блоке цилиндров попадают в маслоотделитель (в котором газы очищаются от частиц масла) прикрепленный к блоку цилиндров.

Из маслоотделителя двигателя картерные газы через клапан вентиляции (регулирующий расход газов), расположенный в маслоотделителе, по трубке подводятся к впускному трубопроводу в пространство за дроссельной заслонкой.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________