________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Приводы передних колес Лада Гранта/Калина передают крутящий момент
от коробки передач к передним ведущим колесам независимо от угла
поворота колес и положения подвески.
Каждый привод состоит из двух шарниров равных угловых скоростей
(ШРУС) и вала, соединяющего шарниры. Короткий вал левого привода
изготовлен из стального прутка, длинный вал правого привода — из
стальной трубы.
При помощи шлицевого соединения хвостовик корпуса внутреннего
шарнира соединен с полуосевой шестерней дифференциала. Шарнир
передает крутящий момент на вал привода независимо от угла между
корпусом шарнира и валом.
Внутренний ШРУС Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 устроен так, что он не
только передает крутящий момент под различными углами, но и
допускает взаимное осевое перемещение корпуса шарнира и вала привода
подвески во время движения.
Наружный шарнир передает крутящий момент от вала привода к ступице
ведущего колеса, с которой он соединен при помощи шлицевого
соединения.
Шлицевой конец корпуса наружного шарнира крепится к ступице при
помощи гайки. Шарниры защищены от попадания в них грязи и влаги
защитными резиновыми чехлами, закрепленными при помощи стальных
ленточных хомутов.
Рис.24. Детали левого привода Лада Гранта/Калина
1 — гайка ступицы; 2 — упорная шайба гайки; 3 — корпус наружного
шарнира; 4 большой хомут чехла наружного шарнира; 5 - защитный чехол
наружного шарнира; 6 — малый хомут чехла наружного шарнира; 7 — вал
привода; 8 - малый хомут чехла внутреннего шарнира; 9 - защитный
чехол внутреннего шарнира; 10 — большой хомут чехла внутреннего
шарнира; 11 — корпус внутреннего шарнира; 12 — стопорное кольцо
хвостовика внутреннего шарнира; 13 — внутренняя обойма внутреннего
шарнира; 14 — шарики внутреннего шарнира; 15 — сепаратор внутреннего
шарнира; 16 — фиксатор внутреннего шарнира; 17 - стопорное кольцо
обоймы внутреннего шарнира; 18 - упорное кольцо обоймы внутреннего
шарнира; 19 — упорное кольцо обоймы наружного
шарнира; 20 - стопорное кольцо обоймы наружного шарнира; 21 —
внутренняя обойма наружного шарнира; 22 — шарики наружного шарнира;
23 — сепаратор наружного шарнира
Вал правого привода длиннее и изготовлен из трубы.
Срок службы привода зависит от состояния его шарниров. Шарниры
достаточно долговечны и при условии бережной эксплуатации автомобиля
могут прослужить более 100 тыс. км. Как правило, наружные шарниры
приводов выходят из строя раньше внутренних.
Срок службы шарниров сокращают активный стиль вождения,
вмешательство в конструкцию подвески автомобиля Лада Калина/Гранта
ВАЗ-2190 (установка прокладок между кузовом и телескопическими
стойками), но более всего — повреждение их защитных резиновых
чехлов.
При разрыве чехла вода, и грязь попадают во внутреннюю полость
шарнира. В результате из шарнира вымывается смазка, ускоряется его
износ.
Разрыв защитного чехла может произойти в результате естественного
старения резины и механического повреждения (при движении автомобиля
в глубокой колее; когда передние колеса автомобиля «зарываются» в
грунт, песок или обледенелый снег; в результате замерзания льда или
застывания глины на чехле наружного шарнира).
При разрыве чехла в неблагоприятных условиях (грязь, пыль, снег)
шарнир может прийти в негодность за несколько десятков километров.
Поврежденный защитный чехол можно заменить, если неисправность
обнаружена до того, как шарнир вышел из строя. При этом шарнир
необходимо разобрать, промыть и заложить новую смазку.
Об износе наружного ШРУС Лада Гранта/Калина могут свидетельствовать
щелчки в районе ступицы переднего колеса при движении в крутом
повороте.
По мере износа шарнира щелчки будут усиливаться и довольно быстро
перерастут в постоянный хруст, даже при движении по прямой.
Несвоевременный ремонт приведет к разрушению шарнира.
Проверять техническое состояние шарниров следует через каждые 10 —
15 тыс. км. Лучше всего эту процедуру совместить с заменой масла,
когда автомобиль будет находиться на эстакаде или смотровой яме.
Проверка привода колеса Лада
Калина/Гранта ВАЗ-2190:
- Подготавливаем автомобиль к выполнению работы вывешиваем на
подставках передние колеса автомобиля и включаем нейтральную
передачу.
- Осматриваем защитные чехлы шарниров приводов, убеждаемся в их
целостности и отсутствии утечки смазки из них.
- Устанавливаем колеса в направлении прямолинейного движения. Рукой
перемешаем и вращаем валы приводов в разных направлениях. Таким
образом убеждаемся в отсутствии люфтов между деталями приводов.
- Вращая руками передние колеса, проверяем валы приводов на
отсутствие биения.
- Поочередно поворачивая передние колеса то в одну, то в другую
сторону и вращая их, убеждаемся в отсутствии посторонних звуков
(стуков и хруста) в наружных и внутренних шарнирах.
- У исправного шарнира наличие посторонних звуков при работе или
люфтов между деталями недопустимо. Неисправный шарнир следует
заменить (либо отдельно, либо весь привод в сборе). Порванный чехол
следует заменять только в том случае, если шарнир исправен.
Замена привода переднего колеса
Лада Гранта/Калина
Работы по замене привода переднего
колеса Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190:
- Снимаем брызговик двигателя.
- Сливаем масло из коробки передач.
- Снимаем колпак ступицы и ослабляем затяжку гайки ступицы.
- Ослабляем затяжку болтов крепления колеса.
- Устанавливаем автомобиль на надежную подставку и снимаем переднее
колесо.
- Ослабляем затяжку трех самоконтрящихся гаек крепления верхней
опоры стойки подвески и отворачиваем гайки на несколько оборотов.
- Отворачиваем два болта крепления шаровой опоры к поворотному
кулаку.
- Окончательно отворачиваем гайку ступицы колеса.
- Извлекаем хвостовик наружного шарнира из ступицы. При
необходимости выбиваем его через деревянный брусок или
выпрессовываем при помощи универсального трёхзахватного съемника.
- При снятии левого привода поворачиваем рулевое колесо до упора
вправо; при снятии правого привода поворачиваем рулевое колесо до
упора влево.
- Вынимаем тормозной шланг из кронштейна на стойке подвески.
Осторожно, не допуская сильного натяжения тормозного шланга,
оттягиваем нижнюю часть стойки наружу, извлекаем хвостовик наружного
шарнира из ступицы и осторожно опускаем привод на поперечный рычаг
подвески.
- Используя монтажную лопатку как рычаг (упираясь ее концом в торец
корпуса внутреннего шарнира), сдвигаем шарнир в наружную сторону,
преодолевая сопротивление стопорного кольца.
- Поддерживая внутренний ШРУС аккуратно (стараясь не повредить
шлицами хвостовика шарнира сальник привода) извлекаем шарнир из
коробки передач и снимаем привод в сборе с автомобиля Лада
Гранта/Калина.
- Заменяем стопорное кольцо шлицевого хвостовика корпуса внутреннего
шарнира новым.
- Наносим пластичную смазку на шлицевую и гладкую поверхности
хвостовика.
- Аккуратно вставляем хвостовик в сальник, стараясь не повредить
шлицами вала рабочую кромку сальника. При этом направляем стопорное
кольцо
зазором вверх.
- Энергично вставляем привод в коробку передач и обязательно
убеждаемся, что стопорное кольцо хвостовика внутреннего шарнира
надежно
зафиксировалось и привод не выдвигается из картера коробки передач.
- Дальнейшую работу выполняем в последовательности, обратной
разборке.
- При сборке необходимо установить новую гайку ступицы.
Наружный ШРУС привода колес Лада Гранта/Калина
Операции по замене наружного ШРУС привода передних колес Лада
Калина/Гранта ВАЗ-2190:
- Снимаем привод в сборе.
- Концы всех четырех хомутов внутреннего и наружного шарниров на
обоих валах направлены в сторону, противоположную вращению приводов
при
движении вперед.
- Для обеспечения правильной сборки, если хомуты будут
использоваться повторно, маркером наносим на них метки, указывающие
направление
вращения.
- Большими раздвижными пассатижами или специальными щипцами сжимаем
большой хомут и при помощи шлицевой отвертки разъединяем замок
хомута.
- Таким же способом снимаем малый хомут защитного чехла наружного
шарнира.
- Шлицевой отверткой поддеваем и снимаем защитный чехол с корпуса
наружного ШРУС Лада Гранта/Калина.
- Поврежденный чехол можно удалить, разрезав его ножом.
- При выполнении следующей операции, если шарнир будет
использоваться повторно, нельзя наносить удары по сепаратору или
корпусу шарнира.
- Закрепляем вал привода в тисках. Нанося удары по внутренней обойме
шарнира через выколотку из мягкого металла, спрессовываем наружный
шарнир
с вала привода.
- Шлицевой отверткой поддеваем и снимаем со шлицев вала привода
стопорное кольцо.
- При помощи съемника наружных стопорных колец снимаем упорное
кольцо.
- Снимаем защитный чехол с вала привода.
- Промываем ШРУС Лада Гранта/Калина в керосине, вытираем чистой
тканью и даем высохнуть.
- Чтобы не повредить новый чехол при установке, обматываем шлицы
вала скотчем или изоляционной лентой.
- Надеваем на вал новый защитный чехол, сдвигаем его к центру вала и
удаляем скотч.
- Закрепляем вал привода в тисках вертикально. Устанавливаем на
шлицевой конец вала упорное кольцо.
- Аналогично устанавливаем стопорное кольцо.
- Смазываем шлицы вала смазкой для ШРУС Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.
- Устанавливаем шарнир на шлицевой конец вала. Через деревянный
брусок запрессовываем шарнир на вал до его фиксации стопорным
кольцом. Для
наружного шарнира необходимо 40 г смазки.
- Заполняем шарнир смазкой для шарниров равных угловых скоростей.
Оставшуюся часть (от 40 г ) смазки закладываем в защитный чехол.
- Сдвигаем защитный чехол в сторону шарнира так, чтобы большой
уплотнительный пояс защитного чехла был полностью надет на корпус
шарнира, а
малый уплотнительный пояс встал в проточку вала.
- Приподняв уплотнительный пояс малого диаметра шлицевой отверткой,
выпускаем из внутренней полости чехла воздух.
- При помощи больших раздвижных пассатижей или специальных клещей
для установки хомутов и шлицевой отвертки устанавливаем большой и
малый
хомуты защитного чехла.
- Хомуты устанавливаем с учетом направления вращения привода.
Наружный конец хомутов должен быть направлен в сторону,
противоположную
вращению привода при движении вперед.
- Перед установкой собранного привода на автомобиль обязательно
поставьте новое стопорное кольцо на шлицевой хвостовик внутреннего
шарнира.
- Устанавливаем привод в сборе на автомобиль.
Внутренний ШРУС привода колеса Лада Гранта/Калина
Операции по замене внутреннего ШРУС привода передних колес Лада
Калина/Гранта ВАЗ-2190:
- Снимаем привод в сборе.
- Закрепляем привод в сборе в тисках и специальными клещами или
раздвижными пассатижами снимаем большой и малый хомуты защитного
чехла.
- Шлицевой отверткой поддеваем и снимаем защитный чехол с корпуса
внутреннего шарнира.
- Поврежденный чехол можно удалить, разрезав его ножом.
- При выполнении следующей операции, если шарнир будет
использоваться повторно, нельзя наносить удары по сепаратору или
корпусу шарнира.
- Закрепляем вал привода колеса Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 в
тисках. Нанося удары молотком через выколотку из мягкого металла по
внутренней
обойме шарнира, сбиваем шарнир с вала привода.
- Снимаем стопорное и упорное кольца, аналогично тому, как это
показано на наружном шарнире.
- Снимаем защитный чехол с вала привода.
- Промываем шарнир в керосине, вытираем чистой тканью и даем
высохнуть.
- Закрепляем в тисках вал привода в вертикальном положении.
- Наматываем скотч (или изоляционную ленту) на шлицы вала, надеваем
на вал новый защитный чехол, сдвигаем чехол к середине вала и
удаляем
скотч.
- На правом приводе выворачиваем чехол наизнанку на вал.
- Устанавливаем на шлицевой конец вала новое упорное кольцо.
- При помощи шлицевой отвертки устанавливаем на вал новое стопорное
кольцо.
- Наносим на шлицы вала смазку для ШРУС Лада Гранта/Калина.
- Надеваем внутреннюю обойму шарнира на шлицы вала. Выравниваем
корпус шарнира с осью вала. Ударами молотка через деревянный брусок
напрессовываем шарнир на вал до полной установки стопорного кольца.
- Для внутреннего шарнира необходимо 80 г смазки.
- Заполняем шарнир смазкой для ШРУС, а оставшуюся часть смазки (от
80 г ) закладываем в защитный чехол.
- Надеваем большой уплотнительный пояс защитного чехла на корпус
шарнира, а малый уплотнительный пояс чехла устанавливаем в проточку
вала.
- Приподняв малый уплотнительный пояс чехла при помощи тонкой
шлицевой отвертки, выпускаем воздух из внутренней полости защитного
чехла.
- При помощи специальных клешей или больших раздвижных пассатижей
устанавливаем большой и малый хомуты защитного чехла.
- Перед установкой собранного привода на автомобиль обязательно
поставьте новое стопорное кольцо на шлицевой хвостовик внутреннего
шарнира.
- Устанавливаем привод в сборе на автомобиль.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________