Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Приводные валы автомобилей Лада Гранта, Калина

Приводы передних колес Лада Гранта/Калина передают крутящий момент от коробки передач к передним ведущим колесам независимо от угла поворота колес и положения подвески.

Каждый привод состоит из двух шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) и вала, соединяющего шарниры. Короткий вал левого привода изготовлен из стального прутка, длинный вал правого привода — из стальной трубы.

При помощи шлицевого соединения хвостовик корпуса внутреннего шарнира соединен с полуосевой шестерней дифференциала. Шарнир передает крутящий момент на вал привода независимо от угла между корпусом шарнира и валом.

Внутренний ШРУС Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 устроен так, что он не только передает крутящий момент под различными углами, но и допускает взаимное осевое перемещение корпуса шарнира и вала привода подвески во время движения.

Наружный шарнир передает крутящий момент от вала привода к ступице ведущего колеса, с которой он соединен при помощи шлицевого соединения.

Шлицевой конец корпуса наружного шарнира крепится к ступице при помощи гайки. Шарниры защищены от попадания в них грязи и влаги защитными резиновыми чехлами, закрепленными при помощи стальных ленточных хомутов.



Рис.24. Детали левого привода Лада Гранта/Калина

1 — гайка ступицы; 2 — упорная шайба гайки; 3 — корпус наружного шарнира; 4 большой хомут чехла наружного шарнира; 5 - защитный чехол наружного шарнира; 6 — малый хомут чехла наружного шарнира; 7 — вал привода; 8 - малый хомут чехла внутреннего шарнира; 9 - защитный чехол внутреннего шарнира; 10 — большой хомут чехла внутреннего шарнира; 11 — корпус внутреннего шарнира; 12 — стопорное кольцо хвостовика внутреннего шарнира; 13 — внутренняя обойма внутреннего шарнира; 14 — шарики внутреннего шарнира; 15 — сепаратор внутреннего шарнира; 16 — фиксатор внутреннего шарнира; 17 - стопорное кольцо обоймы внутреннего шарнира; 18 - упорное кольцо обоймы внутреннего шарнира; 19 — упорное кольцо обоймы наружного шарнира; 20 - стопорное кольцо обоймы наружного шарнира; 21 — внутренняя обойма наружного шарнира; 22 — шарики наружного шарнира; 23 — сепаратор наружного шарнира

Вал правого привода длиннее и изготовлен из трубы.

Срок службы привода зависит от состояния его шарниров. Шарниры достаточно долговечны и при условии бережной эксплуатации автомобиля могут прослужить более 100 тыс. км. Как правило, наружные шарниры приводов выходят из строя раньше внутренних.

Срок службы шарниров сокращают активный стиль вождения, вмешательство в конструкцию подвески автомобиля Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 (установка прокладок между кузовом и телескопическими стойками), но более всего — повреждение их защитных резиновых чехлов.

При разрыве чехла вода, и грязь попадают во внутреннюю полость шарнира. В результате из шарнира вымывается смазка, ускоряется его износ.

Разрыв защитного чехла может произойти в результате естественного старения резины и механического повреждения (при движении автомобиля в глубокой колее; когда передние колеса автомобиля «зарываются» в грунт, песок или обледенелый снег; в результате замерзания льда или застывания глины на чехле наружного шарнира).

При разрыве чехла в неблагоприятных условиях (грязь, пыль, снег) шарнир может прийти в негодность за несколько десятков километров. Поврежденный защитный чехол можно заменить, если неисправность обнаружена до того, как шарнир вышел из строя. При этом шарнир необходимо разобрать, промыть и заложить новую смазку.

Об износе наружного ШРУС Лада Гранта/Калина могут свидетельствовать щелчки в районе ступицы переднего колеса при движении в крутом повороте.

По мере износа шарнира щелчки будут усиливаться и довольно быстро перерастут в постоянный хруст, даже при движении по прямой. Несвоевременный ремонт приведет к разрушению шарнира.

Проверять техническое состояние шарниров следует через каждые 10 — 15 тыс. км. Лучше всего эту процедуру совместить с заменой масла, когда автомобиль будет находиться на эстакаде или смотровой яме.

Проверка привода колеса Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190:

- Подготавливаем автомобиль к выполнению работы вывешиваем на подставках передние колеса автомобиля и включаем нейтральную передачу.

- Осматриваем защитные чехлы шарниров приводов, убеждаемся в их целостности и отсутствии утечки смазки из них.

- Устанавливаем колеса в направлении прямолинейного движения. Рукой перемешаем и вращаем валы приводов в разных направлениях. Таким образом убеждаемся в отсутствии люфтов между деталями приводов.

- Вращая руками передние колеса, проверяем валы приводов на отсутствие биения.

- Поочередно поворачивая передние колеса то в одну, то в другую сторону и вращая их, убеждаемся в отсутствии посторонних звуков (стуков и хруста) в наружных и внутренних шарнирах.

- У исправного шарнира наличие посторонних звуков при работе или люфтов между деталями недопустимо. Неисправный шарнир следует заменить (либо отдельно, либо весь привод в сборе). Порванный чехол следует заменять только в том случае, если шарнир исправен.

Замена привода переднего колеса Лада Гранта/Калина

Работы по замене привода переднего колеса Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190:

- Снимаем брызговик двигателя.

- Сливаем масло из коробки передач.

- Снимаем колпак ступицы и ослабляем затяжку гайки ступицы.

- Ослабляем затяжку болтов крепления колеса.

- Устанавливаем автомобиль на надежную подставку и снимаем переднее колесо.

- Ослабляем затяжку трех самоконтрящихся гаек крепления верхней опоры стойки подвески и отворачиваем гайки на несколько оборотов.

- Отворачиваем два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку.

- Окончательно отворачиваем гайку ступицы колеса.

- Извлекаем хвостовик наружного шарнира из ступицы. При необходимости выбиваем его через деревянный брусок или выпрессовываем при помощи универсального трёхзахватного съемника.

- При снятии левого привода поворачиваем рулевое колесо до упора вправо; при снятии правого привода поворачиваем рулевое колесо до упора влево.

- Вынимаем тормозной шланг из кронштейна на стойке подвески. Осторожно, не допуская сильного натяжения тормозного шланга, оттягиваем нижнюю часть стойки наружу, извлекаем хвостовик наружного шарнира из ступицы и осторожно опускаем привод на поперечный рычаг подвески.

- Используя монтажную лопатку как рычаг (упираясь ее концом в торец корпуса внутреннего шарнира), сдвигаем шарнир в наружную сторону, преодолевая сопротивление стопорного кольца.

- Поддерживая внутренний ШРУС аккуратно (стараясь не повредить шлицами хвостовика шарнира сальник привода) извлекаем шарнир из коробки передач и снимаем привод в сборе с автомобиля Лада Гранта/Калина.

- Заменяем стопорное кольцо шлицевого хвостовика корпуса внутреннего шарнира новым.

- Наносим пластичную смазку на шлицевую и гладкую поверхности хвостовика.

- Аккуратно вставляем хвостовик в сальник, стараясь не повредить шлицами вала рабочую кромку сальника. При этом направляем стопорное кольцо зазором вверх.

- Энергично вставляем привод в коробку передач и обязательно убеждаемся, что стопорное кольцо хвостовика внутреннего шарнира надежно зафиксировалось и привод не выдвигается из картера коробки передач.

- Дальнейшую работу выполняем в последовательности, обратной разборке.

- При сборке необходимо установить новую гайку ступицы.

Наружный ШРУС привода колес Лада Гранта/Калина

Операции по замене наружного ШРУС привода передних колес Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190:

- Снимаем привод в сборе.

- Концы всех четырех хомутов внутреннего и наружного шарниров на обоих валах направлены в сторону, противоположную вращению приводов при движении вперед.

- Для обеспечения правильной сборки, если хомуты будут использоваться повторно, маркером наносим на них метки, указывающие направление вращения.

- Большими раздвижными пассатижами или специальными щипцами сжимаем большой хомут и при помощи шлицевой отвертки разъединяем замок хомута.

- Таким же способом снимаем малый хомут защитного чехла наружного шарнира.

- Шлицевой отверткой поддеваем и снимаем защитный чехол с корпуса наружного ШРУС Лада Гранта/Калина.

- Поврежденный чехол можно удалить, разрезав его ножом.

- При выполнении следующей операции, если шарнир будет использоваться повторно, нельзя наносить удары по сепаратору или корпусу шарнира.

- Закрепляем вал привода в тисках. Нанося удары по внутренней обойме шарнира через выколотку из мягкого металла, спрессовываем наружный шарнир с вала привода.

- Шлицевой отверткой поддеваем и снимаем со шлицев вала привода стопорное кольцо.

- При помощи съемника наружных стопорных колец снимаем упорное кольцо.

- Снимаем защитный чехол с вала привода.

- Промываем ШРУС Лада Гранта/Калина в керосине, вытираем чистой тканью и даем высохнуть.

- Чтобы не повредить новый чехол при установке, обматываем шлицы вала скотчем или изоляционной лентой.

- Надеваем на вал новый защитный чехол, сдвигаем его к центру вала и удаляем скотч.

- Закрепляем вал привода в тисках вертикально. Устанавливаем на шлицевой конец вала упорное кольцо.

- Аналогично устанавливаем стопорное кольцо.

- Смазываем шлицы вала смазкой для ШРУС Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.

- Устанавливаем шарнир на шлицевой конец вала. Через деревянный брусок запрессовываем шарнир на вал до его фиксации стопорным кольцом. Для наружного шарнира необходимо 40 г смазки.

- Заполняем шарнир смазкой для шарниров равных угловых скоростей. Оставшуюся часть (от 40 г ) смазки закладываем в защитный чехол.

- Сдвигаем защитный чехол в сторону шарнира так, чтобы большой уплотнительный пояс защитного чехла был полностью надет на корпус шарнира, а малый уплотнительный пояс встал в проточку вала.

- Приподняв уплотнительный пояс малого диаметра шлицевой отверткой, выпускаем из внутренней полости чехла воздух.

- При помощи больших раздвижных пассатижей или специальных клещей для установки хомутов и шлицевой отвертки устанавливаем большой и малый хомуты защитного чехла.

- Хомуты устанавливаем с учетом направления вращения привода. Наружный конец хомутов должен быть направлен в сторону, противоположную вращению привода при движении вперед.

- Перед установкой собранного привода на автомобиль обязательно поставьте новое стопорное кольцо на шлицевой хвостовик внутреннего шарнира.

- Устанавливаем привод в сборе на автомобиль.

Внутренний ШРУС привода колеса Лада Гранта/Калина

Операции по замене внутреннего ШРУС привода передних колес Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190:

- Снимаем привод в сборе.

- Закрепляем привод в сборе в тисках и специальными клещами или раздвижными пассатижами снимаем большой и малый хомуты защитного чехла.

- Шлицевой отверткой поддеваем и снимаем защитный чехол с корпуса внутреннего шарнира.

- Поврежденный чехол можно удалить, разрезав его ножом.

- При выполнении следующей операции, если шарнир будет использоваться повторно, нельзя наносить удары по сепаратору или корпусу шарнира.

- Закрепляем вал привода колеса Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 в тисках. Нанося удары молотком через выколотку из мягкого металла по внутренней обойме шарнира, сбиваем шарнир с вала привода.

- Снимаем стопорное и упорное кольца, аналогично тому, как это показано на наружном шарнире.

- Снимаем защитный чехол с вала привода.

- Промываем шарнир в керосине, вытираем чистой тканью и даем высохнуть.

- Закрепляем в тисках вал привода в вертикальном положении.

- Наматываем скотч (или изоляционную ленту) на шлицы вала, надеваем на вал новый защитный чехол, сдвигаем чехол к середине вала и удаляем скотч.

- На правом приводе выворачиваем чехол наизнанку на вал.

- Устанавливаем на шлицевой конец вала новое упорное кольцо.

- При помощи шлицевой отвертки устанавливаем на вал новое стопорное кольцо.

- Наносим на шлицы вала смазку для ШРУС Лада Гранта/Калина.

- Надеваем внутреннюю обойму шарнира на шлицы вала. Выравниваем корпус шарнира с осью вала. Ударами молотка через деревянный брусок напрессовываем шарнир на вал до полной установки стопорного кольца.

- Для внутреннего шарнира необходимо 80 г смазки.

- Заполняем шарнир смазкой для ШРУС, а оставшуюся часть смазки (от 80 г ) закладываем в защитный чехол.

- Надеваем большой уплотнительный пояс защитного чехла на корпус шарнира, а малый уплотнительный пояс чехла устанавливаем в проточку вала.

- Приподняв малый уплотнительный пояс чехла при помощи тонкой шлицевой отвертки, выпускаем воздух из внутренней полости защитного чехла.

- При помощи специальных клешей или больших раздвижных пассатижей устанавливаем большой и малый хомуты защитного чехла.

- Перед установкой собранного привода на автомобиль обязательно поставьте новое стопорное кольцо на шлицевой хвостовик внутреннего шарнира.

- Устанавливаем привод в сборе на автомобиль.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________