Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Устройство задней подвески Лада Гранта, Калина

Задняя подвеска автомобиля Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 полунезависимая, выполнена на «упругой» балке с продольными рычагами, цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами двустороннего действия.

Балка задней подвески состоит из двух продольных рычагов, соединенных поперечиной U-образного сечения. Такое сечение обеспечивает соединителю (поперечине) большую жесткость на изгиб и меньшую — на кручение. Соединитель позволяет рычагам перемешаться относительно друг друга в небольших пределах.

Рычаги выполнены из трубы переменного сечения, — это задает им необходимую жесткость. К заднему концу каждого рычага приварены кронштейны для крепления амортизатора, щита заднего тормозного механизма и оси ступицы колеса.

Спереди рычаги балки закреплены болтами в съемных кронштейнах лонжеронов кузова. Подвижность рычагов обеспечивается резинометаллическими шарнирами (сайлент-блоками), запрессованными в передние концы рычагов.

Нижняя проушина амортизатора крепится к кронштейну рычага балки. К кузову амортизатор прикреплен штоком с гайкой. Эластичность верхнего и нижнего соединений амортизатора обеспечивают подушка штока и резинометаллическая втулка, запрессованные в проушину.

Шток амортизатора закрыт гофрированным кожухом, защищающим его от грязи и влаги. При пробоях подвески ход штока амортизатора ограничивается буфером хода сжатия, выполненным из эластичной пластмассы.

Пружина задней подвески Лада Гранта/Калина своим нижним витком опирается на опорную чашку (стальная штампованная пластина, приваренную к корпусу амортизатора), а верхним — упирается в кузов через резиновую прокладку.

На фланце кронштейна рычага балки установлена ось ступицы заднего колеса (она крепится четырьмя болтами). Ступицу с запрессованным в нее двухрядным роликовым подшипником удерживает на оси специальная гайка.

На гайке выполнен кольцевой буртик, который надежно стопорит гайку путем его замятия в проточку оси. Подшипник ступицы закрытого типа и не требует регулировки и смазки в процессе эксплуатации автомобиля.



Рис.31. Пружина амортизатора задней подвески Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190

1 — пружина; 2 — резиновая прокладка; 3 — крышка кожуха; 4, 10 — подушка штока амортизатора; 5 — распорная втулка; 6 — кожух амортизатора; 7 — гайка; 8 — пружинная шайба; 9 — опорная шайба; 11 — шток амортизатора; 12 — корпус амортизатора; 13 — нижняя опорная плашка пружины; 14 — гайка болта нижнего крепления амортизатора; 15 — проушина; 16 — болт нижнего крепления амортизатора; 17 — буфер хода сжатия

Проверку технического состояния задней подвески Лада Гранта/Калина необходимо выполнять в соответствии с регламентом периодического технического обслуживания.

Оценить техническое состояние задней подвески можно во время движения автомобиля. При движении на небольшой скорости по неровной дороге подвеска должна работать без стуков, скрипов и других посторонних звуков. После переезда через препятствие автомобиль не должен раскачиваться.

Проверять работоспособность амортизаторов лучше после продолжительной поездки, пока рабочая жидкость в амортизаторах не остыла.

Энергично раскачиваем заднюю часть кузова автомобиля в вертикальном направлении. Если по инерции кузов продолжает совершать колебания (более двух: вверх и вниз), после того как его перестали раскачивать, значит, неисправен один или оба амортизатора.

Чтобы выявить неисправный амортизатор, повторяем проверку, прикладывая усилия сначала с одной стороны автомобиля, а затем с другой.

Такая проверка позволяет выявить только неисправные амортизаторы. Проверить эффективность гашения колебаний амортизаторами можно только на специальном стенде.

Осматриваем амортизаторы задней подвески Лада Гранта/Калина — подтекание жидкости из амортизаторов не допускается. Амортизаторы следует заменять парой, даже если второй амортизатор задней подвески исправен.

Визуально проверяем состояние резинометаллических шарниров крепления амортизаторов и рычагов балки заднего моста. Шарниры с односторонним
выпучиванием резины, разрывами и трещинами заменяем.

Проверяем затяжку гаек крепления деталей подвески, при необходимости подтягиваем их. Осматриваем детали подвески. Деформация и усталостные трещины в деталях подвески не допускаются. Поврежденные детали заменяем.

Замена амортизатора и пружины задней подвески Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190

- Снимаем полку багажного отделения.

- Складываем заднее сиденье.

- Поддев шлицевой отверткой, снимаем заглушку.

- Устанавливаем приспособление для разборки стоек на гайку и шток амортизатора. Удерживая с помощью двух ключей шток амортизатора от проворачивания, отворачиваем его гайку.

- Магнитом снимаем со штока амортизатора пружинную шайбу и верхнюю опорную шайбу.

- Снимаем со штока амортизатора верхнюю подушку крепления штока.

- Двумя ключами на 19 мм отворачиваем гайку болта крепления нижнего конца амортизатора к балке заднего моста и вынимаем болт.

- Отводим нижний конец амортизатора в сторону задней части автомобиля Лада Гранта/Калина и снимаем амортизатор.

- Снимаем с амортизатора пружину и ее прокладку, а также, если необходимо, снимаем со штока амортизатора нижнюю подушку и распорную втулку.

- В задней подвеске автомобиля следует устанавливать пружины одного класса (с одинаковым цветом меток).

- Перед установкой амортизатора закрепляем резиновую прокладку на пружине изоляционной лентой или скотчем.

- Устанавливаем пружину на амортизатор и полностью вытягиваем шток. Надеваем на шток амортизатора буфер, защитный кожух с крышкой, распорную втулку и нижнюю подушку (если их нет на штоке).

- При установке амортизатор Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 необходимо сориентировать таким образом, чтобы торец нижнего витка пружины был обращен в сторону колеса.

- Вводим шток амортизатора в отверстие чашки кузова, одновременно помощник надевает на шток верхнюю подушку, опорную шайбу и наживляет на несколько оборотов гайку штока.

- Приподнимаем рычаг до совмещения отверстий в амортизаторе и кронштейне балки. Устанавливаем болт нижнего крепления амортизатора и заворачиваем его гайку (не затягивая).

- При отсутствии помощника можно сначала закрепить амортизатор на балке задней подвески.

- Затем, подставив под задний рычаг упор, плавно на домкрате опустить автомобиль, контролируя при этом, чтобы шток амортизатора вошел в отверстие кузова, и уже после этого надеть верхнюю подушку с опорной шайбой и наживить гайку.

- Устанавливаем снятое колесо (если работа выполнялась без смотровой ямы) и опускаем автомобиль на колеса. Несколько раз нажимаем на заднюю часть автомобиля для самоустановки элементов подвески.

- Затягиваем гайку крепления штока амортизатора моментом 50-61,7 Нм (5,1-6,3 кг/см).

- Затягиваем гайку болта нижнего крепления амортизатора моментом 66,6-82,3 Нм (6,8-8,4 кг/см).

Замена сайлентблока балки задней подвески Лада Гранта/Калина

Для замены сайлентблока снятие балки с автомобиля не требуется. Сайлент-блоки меняем по очереди: сначала у одного, затем у другого рычага балки.

- Устанавливаем автомобиль на надежную подставку и снимаем заднее левое колесо.

- Отсоединяем упругий рычаг регулятора давления от серьги.

- Освобождаем левый трос стояночного тормоза из двух кронштейнов крепления троса к левому рычагу задней подвески Лада Гранта/Калина.

- Отворачиваем гайку болта крепления рычага к кронштейну кузова, удерживая болт накидным ключом на 19 мм.

- Вынимаем болт. Оттягиваем рычаг вниз (не натягивая тормозной шланг) и устанавливаем чашку съемника с наружной стороны, а специальную шайбу с внутренней стороны рычага.

- Вращая гайку болта съемника, выпрессовываем сайлент-блок в чашку.

- Сайлентблок с одного края имеет упор, и поэтому выпрессовывать его следует только в сторону порога автомобиля.

- Наносим мыльный раствор на цилиндрическую поверхность нового сайлент-блока.

- Устанавливаем чашку съемника с внутренней стороны рычага.

- Вращая гайку болта съемника, запрессовываем новый сайлентблок в рычаг до упора.

- Устанавливаем рычаг в кронштейн кузова Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 и фиксируем его болтом с гайкой, не затягивая ее.

- Болт крепления рычага вставляется в кронштейн кузова со стороны порога автомобиля.

- Вставляем в серьгу упругий рычаг регулятора давления и фиксируем его стопором.

- Закрепляем в кронштейнах трос ручного тормоза.

- Устанавливаем колесо и снимаем автомобиль с подставок.

- Несколько раз нажимаем на заднюю часть автомобиля для самоустановки подвески.

- Окончательно затягиваем гайку болта крепления рычага моментом 66,6-82,3 Нм (6,8-8,4 кг/см).

- Сайлент-блок второго рычага заменяем аналогично.

Замена подшипника ступицы заднего колеса Лада Гранта/Калина

- Ослабляем затяжку гайки ступицы заднего колеса аналогично тому, как это описано на переднем колесе.

- Устанавливаем автомобиль на подставку, снимаем колесо и тормозной барабан.

- Отворачиваем гайку и снимаем упорную шайбу гайки ступицы.

- Съемником спрессовываем ступицу с оси вместе с подшипником.

- Если подшипник ступицы разрушился и его внутреннее кольцо осталось па оси, спрессовываем его двухзахватным съемником, установив его захваты в специальные выемки.

- Устанавливаем ступицу заднего колеса Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 в тиски.

- Съемником сжимаем и извлекаем стопорное кольцо подшипника.

- Чашечным съемником выпрессовываем подшипник из ступицы.

- Используя наружное кольцо старого подшипника как оправку, съемником запрессовываем в ступицу новый подшипник.

- Съемником устанавливаем стопорное кольцо подшипника.

- Устанавливаем ступицу на ось.

- Устанавливаем упорную шайбу и наживляем гайку ступицы заднего колеса Лада Гранта/Калина.

- Заворачивая гайку, напрессовываем подшипник на ось ступицы.

- Устанавливаем тормозной барабан и колесо.

- Опускаем автомобиль на колеса.

- Затягиваем гайку ступицы моментом 186,3—225,6 Нм (19—23 кг/см) и заминаем край гайки в проточку оси ступицы.

- Устанавливаем колпак ступицы.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________