________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Задняя подвеска автомобиля Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
полунезависимая, выполнена на «упругой» балке с продольными
рычагами, цилиндрическими пружинами и телескопическими
амортизаторами двустороннего действия.
Балка задней подвески состоит из двух продольных рычагов,
соединенных поперечиной U-образного сечения. Такое сечение
обеспечивает соединителю (поперечине) большую жесткость на изгиб и
меньшую — на кручение. Соединитель позволяет рычагам перемешаться
относительно друг друга в небольших пределах.
Рычаги выполнены из трубы переменного сечения, — это задает им
необходимую жесткость. К заднему концу каждого рычага приварены
кронштейны для крепления амортизатора, щита заднего тормозного
механизма и оси ступицы колеса.
Спереди рычаги балки закреплены болтами в съемных кронштейнах
лонжеронов кузова. Подвижность рычагов обеспечивается
резинометаллическими шарнирами (сайлент-блоками), запрессованными в
передние концы рычагов.
Нижняя проушина амортизатора крепится к кронштейну рычага балки. К
кузову амортизатор прикреплен штоком с гайкой. Эластичность верхнего
и нижнего соединений амортизатора обеспечивают подушка штока и
резинометаллическая втулка, запрессованные в проушину.
Шток амортизатора закрыт гофрированным кожухом, защищающим его от
грязи и влаги. При пробоях подвески ход штока амортизатора
ограничивается буфером хода сжатия, выполненным из эластичной
пластмассы.
Пружина задней подвески Лада Гранта/Калина своим нижним витком
опирается на опорную чашку (стальная штампованная пластина,
приваренную к корпусу амортизатора), а верхним — упирается в кузов
через резиновую прокладку.
На фланце кронштейна рычага балки установлена ось ступицы заднего
колеса (она крепится четырьмя болтами). Ступицу с запрессованным в
нее двухрядным роликовым подшипником удерживает на оси специальная
гайка.
На гайке выполнен кольцевой буртик, который надежно стопорит гайку
путем его замятия в проточку оси. Подшипник ступицы закрытого типа и
не требует регулировки и смазки в процессе эксплуатации автомобиля.
Рис.31. Пружина амортизатора задней подвески Лада
Калина/Гранта ВАЗ-2190
1 — пружина; 2 — резиновая прокладка; 3 — крышка кожуха; 4, 10 —
подушка штока амортизатора; 5 — распорная втулка; 6 — кожух
амортизатора; 7 — гайка; 8 — пружинная шайба; 9 — опорная шайба; 11
— шток амортизатора; 12 — корпус амортизатора; 13 — нижняя опорная
плашка пружины; 14 — гайка болта нижнего крепления амортизатора; 15
— проушина; 16 — болт нижнего крепления амортизатора; 17 — буфер
хода сжатия
Проверку технического состояния задней подвески Лада Гранта/Калина
необходимо выполнять в соответствии с регламентом периодического
технического обслуживания.
Оценить техническое состояние задней подвески можно во время
движения автомобиля. При движении на небольшой скорости по неровной
дороге
подвеска должна работать без стуков, скрипов и других посторонних
звуков. После переезда через препятствие автомобиль не должен
раскачиваться.
Проверять работоспособность амортизаторов лучше после
продолжительной поездки, пока рабочая жидкость в амортизаторах не
остыла.
Энергично раскачиваем заднюю часть кузова автомобиля в вертикальном
направлении. Если по инерции кузов продолжает совершать колебания
(более
двух: вверх и вниз), после того как его перестали раскачивать,
значит, неисправен один или оба амортизатора.
Чтобы выявить
неисправный амортизатор,
повторяем проверку, прикладывая усилия сначала с одной стороны
автомобиля, а затем с другой.
Такая проверка позволяет выявить только неисправные амортизаторы.
Проверить эффективность гашения колебаний амортизаторами можно
только на
специальном стенде.
Осматриваем амортизаторы задней подвески Лада Гранта/Калина —
подтекание жидкости из амортизаторов не допускается. Амортизаторы
следует
заменять парой, даже если второй амортизатор задней подвески
исправен.
Визуально проверяем состояние резинометаллических шарниров крепления
амортизаторов и рычагов балки заднего моста. Шарниры с односторонним
выпучиванием резины, разрывами и трещинами заменяем.
Проверяем затяжку гаек крепления деталей подвески, при необходимости
подтягиваем их. Осматриваем детали подвески. Деформация и
усталостные
трещины в деталях подвески не допускаются. Поврежденные детали
заменяем.
Замена амортизатора и пружины задней подвески Лада Калина/Гранта
ВАЗ-2190
- Снимаем полку багажного отделения.
- Складываем заднее сиденье.
- Поддев шлицевой отверткой, снимаем заглушку.
- Устанавливаем приспособление для разборки стоек на гайку и шток
амортизатора. Удерживая с помощью двух ключей шток амортизатора от
проворачивания, отворачиваем его гайку.
- Магнитом снимаем со штока амортизатора пружинную шайбу и верхнюю
опорную шайбу.
- Снимаем со штока амортизатора верхнюю подушку крепления штока.
- Двумя ключами на 19 мм отворачиваем гайку болта крепления нижнего
конца амортизатора к балке заднего моста и вынимаем болт.
- Отводим нижний конец амортизатора в сторону задней части
автомобиля Лада Гранта/Калина и снимаем амортизатор.
- Снимаем с амортизатора пружину и ее прокладку, а также, если
необходимо, снимаем со штока амортизатора нижнюю подушку и распорную
втулку.
- В задней подвеске автомобиля следует устанавливать пружины одного
класса (с одинаковым цветом меток).
- Перед установкой амортизатора закрепляем резиновую прокладку на
пружине изоляционной лентой или скотчем.
- Устанавливаем пружину на амортизатор и полностью вытягиваем шток.
Надеваем на шток амортизатора буфер, защитный кожух с крышкой,
распорную втулку и нижнюю подушку (если их нет на штоке).
- При установке амортизатор Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 необходимо
сориентировать таким образом, чтобы торец нижнего витка пружины был
обращен
в сторону колеса.
- Вводим шток амортизатора в отверстие чашки кузова, одновременно
помощник надевает на шток верхнюю подушку, опорную шайбу и наживляет
на
несколько оборотов гайку штока.
- Приподнимаем рычаг до совмещения отверстий в амортизаторе и
кронштейне балки. Устанавливаем болт нижнего крепления амортизатора
и
заворачиваем его гайку (не затягивая).
- При отсутствии помощника можно сначала закрепить амортизатор на
балке задней подвески.
- Затем, подставив под задний рычаг упор, плавно на домкрате
опустить автомобиль, контролируя при этом, чтобы шток амортизатора
вошел в отверстие
кузова, и уже после этого надеть верхнюю подушку с опорной шайбой и
наживить гайку.
- Устанавливаем снятое колесо (если работа выполнялась без смотровой
ямы) и опускаем автомобиль на колеса. Несколько раз нажимаем на
заднюю
часть автомобиля для самоустановки элементов подвески.
- Затягиваем гайку крепления штока амортизатора моментом 50-61,7 Нм
(5,1-6,3 кг/см).
- Затягиваем гайку болта нижнего крепления амортизатора моментом
66,6-82,3 Нм (6,8-8,4 кг/см).
Замена сайлентблока балки задней подвески Лада Гранта/Калина
Для замены сайлентблока снятие балки с автомобиля не требуется.
Сайлент-блоки меняем по очереди: сначала у одного, затем у другого
рычага балки.
- Устанавливаем автомобиль на надежную подставку и снимаем заднее
левое колесо.
- Отсоединяем упругий рычаг регулятора давления от серьги.
- Освобождаем левый трос стояночного тормоза из двух кронштейнов
крепления троса к левому рычагу задней подвески Лада Гранта/Калина.
- Отворачиваем гайку болта крепления рычага к кронштейну кузова,
удерживая болт накидным ключом на 19 мм.
- Вынимаем болт. Оттягиваем рычаг вниз (не натягивая тормозной
шланг) и устанавливаем чашку съемника с наружной стороны, а
специальную шайбу с
внутренней стороны рычага.
- Вращая гайку болта съемника, выпрессовываем сайлент-блок в чашку.
- Сайлентблок с одного края имеет упор, и поэтому выпрессовывать его
следует только в сторону порога автомобиля.
- Наносим мыльный раствор на цилиндрическую поверхность нового
сайлент-блока.
- Устанавливаем чашку съемника с внутренней стороны рычага.
- Вращая гайку болта съемника, запрессовываем новый сайлентблок в
рычаг до упора.
- Устанавливаем рычаг в кронштейн кузова Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
и фиксируем его болтом с гайкой, не затягивая ее.
- Болт крепления рычага вставляется в кронштейн кузова со стороны
порога автомобиля.
- Вставляем в серьгу упругий рычаг регулятора давления и фиксируем
его стопором.
- Закрепляем в кронштейнах трос ручного тормоза.
- Устанавливаем колесо и снимаем автомобиль с подставок.
- Несколько раз нажимаем на заднюю часть автомобиля для
самоустановки подвески.
- Окончательно затягиваем гайку болта крепления рычага моментом
66,6-82,3 Нм (6,8-8,4 кг/см).
- Сайлент-блок второго рычага заменяем аналогично.
Замена подшипника ступицы заднего колеса Лада Гранта/Калина
- Ослабляем затяжку гайки ступицы заднего колеса аналогично тому,
как это описано на переднем колесе.
- Устанавливаем автомобиль на подставку, снимаем колесо и тормозной
барабан.
- Отворачиваем гайку и снимаем упорную шайбу гайки ступицы.
- Съемником спрессовываем ступицу с оси вместе с подшипником.
- Если подшипник ступицы разрушился и его внутреннее кольцо осталось
па оси, спрессовываем его двухзахватным съемником, установив его
захваты в
специальные выемки.
- Устанавливаем ступицу заднего колеса Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 в
тиски.
- Съемником сжимаем и извлекаем стопорное кольцо подшипника.
- Чашечным съемником выпрессовываем подшипник из ступицы.
- Используя наружное кольцо старого подшипника как оправку,
съемником запрессовываем в ступицу новый подшипник.
- Съемником устанавливаем стопорное кольцо подшипника.
- Устанавливаем ступицу на ось.
- Устанавливаем упорную шайбу и наживляем гайку ступицы заднего
колеса Лада Гранта/Калина.
- Заворачивая гайку, напрессовываем подшипник на ось ступицы.
- Устанавливаем тормозной барабан и колесо.
- Опускаем автомобиль на колеса.
- Затягиваем гайку ступицы моментом 186,3—225,6 Нм (19—23 кг/см) и
заминаем край гайки в проточку оси ступицы.
- Устанавливаем колпак ступицы.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________