________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Замена распределительных валов
Лада Калина (ВАЗ-1118)
Работы по замене распредвалов Лада
Калина:
- Снимаем шкивы распределительных валов.
- Снимаем натяжной и направляющий ролики.
- Отворачиваем шесть болтов крепления задней крышки ремня привода
ГРМ.
- Снимаем крышку.
- Снимаем крышку головки блока цилиндров Лада Калина.
- Чтобы не повредить, снимаем датчик давления масла, либо
отсоединяем от него наконечник провода.
- Равномерно, по пол-оборота, отворачиваем 20 болтов крепления
корпуса подшипников распределительных валов.
- Снимаем корпус подшипников распределительных валов.
- Снимаем распределительный вал выпускных клапанов и
распределительный вал выпускных клапанов.
- Вынимаем из посадочных отверстий в головке блока две заглушки
технологических отверстий (около задних торцов распределительных
валов).
- Снимаем с валов шпонки и сальники.
- Осматриваем валы. На шейках и кулачках вала не должны наблюдаться
следы сильного износа, царапины, трещины, следы наволакивания
металла.
- Смазываем чистым моторным маслом опорные шейки и кулачки валов.
- Укладываем распредвалы в головку блока цилиндров Лада Калина
(ВАЗ-1118). Валы не взаимозаменяемы и имеют маркировку.
- Устанавливаем в головку блока цилиндров распределительные валы
шпоночными пазами вверх.
- Устанавливаем корпус подшипников на головку блока цилиндров и
равномерно затягиваем болты его крепления до соприкосновения корпуса
подшипников с головкой блока.
Окончательно затягиваем болты крепления корпуса подшипников попарно,
моментом 8,0-10,0 Нм (0,8-1,0 кг/см).
- Ветошью удаляем излишки герметика, выдавленные из зазора между
головкой блока цилиндров и крышкой корпуса подшипников.
- Запрессовываем сальники распределительных валов.
- Запрессовываем две заглушки в головку блока цилиндров.
- Дальнейшую сборку выполняем в последовательности обратной
разборке.
Головка блока цилиндров Лада
Калина
Головку блока цилиндров двигателя Лада Калина можно снять в сборе с
распределительными валами и термостатом (для доступа к
шатунно-поршневой группе, для замены прокладки и т. п.).
Если головка подлежит ремонту, целесообразно ее максимально
разобрать еще до демонтажа с блока цилиндров.
Операции по снятию головки блока
цилиндров Лада Калина (ВАЗ-1118):
- Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость.
- Если предстоит ремонт шатунно-поршневой группы, целесообразно
сразу слить масло из картера двигателя.
- Снимаем декоративную накладку двигателя.
- Отворачиваем болт крепления наконечника провода «массы» и
отсоединяем его от головки блока.
- Отсоединяем колодку проводов от датчика аварийного давления масла.
- Чтобы не повредить, отсоединяем колодку провода от датчика
температуры охлаждающей жидкости.
- Отсоединяем корпус термостата от головки блока цилиндров Лада
Калина.
- Снимаем крышку головки блока цилиндров.
- Снимаем распредвалы.
- Извлекаем из посадочных отверстий гидротолкатели.
- Снимаем каталитический коллектор
- Датчики положения распределительного вала и указателя температуры
можно не снимать, но при этом нужно снимать головку с блока
цилиндров аккуратно, чтобы случайно не повредить датчики.
- Равномерно, в несколько приемов, шестигранным ключом на 10 мм,
отворачиваем десять болтов крепления головки блока цилиндров.
- Снимаем головку с блока цилиндров.
- Снимаем прокладку головки блока цилиндров.
- Промываем головку блока цилиндров от грязи и отложений керосином
или дизельным топливом.
Операции по установке головки блока
цилиндров Лада Калина:
- Удаляем из резьбовых отверстий блока цилиндров (под болты
крепления головки блока) остатки масла и охлаждающей жидкости.
- Протираем тканью привалочные плоскости головки и блока цилиндров,
обезжириваем их растворителем.
- При установке головки блока цилиндров всегда используйте новую
прокладку. Попадание масла на поверхность прокладки недопустимо.
- Устанавливаем направляющие втулки головки в посадочные места блока
цилиндров Лада Калина (ВАЗ-1118).
- Укладываем на блок цилиндров прокладку, при этом направляющие
втулки должны войти в соответствующие отверстия прокладки.
- Устанавливаем на блок цилиндров головку. Слегка перемещая головку
из стороны в сторону, добиваемся, чтобы направляющие втулки вошли в
соответствующие углубления головки.
- Повторное использование болтов крепления головки блока цилиндров
допускается только в том случае, если их длина не превышает 100 мм.
- Штангенциркулем или слесарной линейкой измеряем длину болтов.
Болты длиной более 100 мм заменяем.
- Перед установкой опускаем резьбовую часть болтов в моторное масло,
после чего даем маслу стечь, выждав около получаса.
- Устанавливаем в отверстия головки болты ее крепления.
- Динамометрическим ключом затягиваем болты крепления головки в три
приема — сначала моментом 20 Нм (2 кг/см), затем доворачиваем болты
на 90° и потом еще раз доворачиваем болты на 90°. При этом соблюдаем
очередность, указанную на рис.3.
- Дальнейшую сборку двигателя выполняем в последовательности,
обратной сборке.
Рис.3. Последовательность затяжки болтов головки блока
цилиндров Лада Калина
Проверка и притирка клапанов
двигателя Лада Калина
Работы по проверке зазора клапанов Лада
Калина (ВАЗ-1118):
- Снимаем головку блока цилиндров.
- Очищаем головку блока и корпус подшипников от грязи и нагара,
отмываем ее от масляных отложений, металлической щеткой удаляем
нагар со стенок камер сгорания.
- Внимательно осматриваем головку блока и корпус подшипников. На них
не должно быть трещин. На рабочих поверхностях опор
распределительных валов, корпуса подшипников и стенках посадочных
отверстий гидротолкателей не должно быть задиров и следов
наволакивания металла.
Направляющие и седла клапанов Лада Калина должны плотно сидеть в
теле головки, без следов их смешения при работе ГРМ. Клапаны и их
седла не должны иметь трещин и следов прогорания.
- Проверяем плоскостность головки блока цилиндров специальным
шаблоном.
- Если шаблона нет, то проверить нижнюю привалочную плоскость
головки с достаточной степенью точности можно при помощи широкой
слесарной линейки. Ребром прикладываем линейку по диагонали к
плоскости головки. Убеждаемся в отсутствии зазора между ребром
линейки и плоскостью головки.
- Зазор может наблюдаться как в средней части плоскости, так и по ее
краям. Замер зазора проводим по обеим диагоналям набором плоских
щупов. Максимально допустимый зазор — 0.1 мм.
- Если зазор больше допустимого, головка подлежит фрезерованию
привалочной плоскости или замене.
- Заменять головку блока цилиндров следует только в комплекте с
корпусом подшипников.
- Проверяем герметичность головки блока. Для этого на торцевой
поверхности головки заглушаем окно подачи охлаждающей жидкости к
термостату (можно установить патрубок термостата, подложив под него
прокладку, вырезанную из листовой резины).
- Переворачиваем головку и заполняем ее внутренние полости для
охлаждающей жидкости керосином.
- Убеждаемся в отсутствии утечки керосина из головки блока.
- В случае обнаружения утечки, а также при обнаружении раковин на
привалочной плоскости, можно попытаться отремонтировать головку
блока с помощью холодной сварки или заменить ее.
- Для проверки герметичности клапанов головки блока укладываем ее на
горизонтальной поверхности привалочной плоскостью вверх.
- Заполняем камеры сгорания головки блока керосином и ждем несколько
минут. Если уровень керосина в какой-нибудь камере понижается,
значит, негерметичен один или оба клапана.
- Негерметичность клапанов можно устранить притиркой при отсутствии
на тарелке и седле клапана трещин, рытвин и механических
повреждений.
Работы по притирке клапанов Лада Калина
(ВАЗ-1118):
- Снимаем маслосъемный колпачок с клапана.
- Вынимаем клапан из направляющей втулки.
- Наносим на рабочую кромку клапана притирочную пасту.
- Устанавливаем клапан в головку блока и закрепляем на его стержне
приспособление для притирки клапанов.
- Прижимая клапан к седлу, поворачиваем его из стороны в сторону.
После 10—15 движений поворачиваем клапан на 90° и продолжаем
притирку.
- Притирку проводим до образования равномерного кольцеобразного
обода на тарелке клапана Лада Калина и его седле.
- Удаляем остатки притирочной пасты с клапана и его седла.
- Устанавливаем клапан на место в последовательности, обратной
снятию.
- При сборке устанавливаем новые маслосъемные колпачки.
- Аналогично притираем остальные клапаны.
Сальники коленвала Лада Калина
Замена переднего сальника коленвала Лада
Калина (ВАЗ-1118):
- Снимаем ремень привода ГРМ.
- Снимаем зубчатый шкив с коленчатого вала.
- Чтобы не потерять шпонку и не повредить ею новый сальник,
плоскогубцами извлекаем шпонку из паза.
- При извлечении сальника не повредите рабочую поверхность
коленвала.
- Извлекаем сальник из посадочного отверстия специальным крючком
или, завернув в него саморез пассатижами.
- Наносим чистое моторное масло на рабочую кромку нового сальника и
запрессовываем его через оправку или отрезок трубы диаметром около
40 мм так, чтобы наружная кромка сальника была заподлицо с кромкой
его посадочного отверстия.
- Вставляем шпонку в паз коленвала Лада Калина.
- Устанавливаем зубчатый шкив на вал.
- Устанавливая шкив, контролируйте, чтобы шпонка при этом не выпала
из паза.
- Устанавливаем ремень привода ГРМ, шкив коленчатого вала в
последовательности, обратной снятию.
- Дальнейшую сборку выполняем в последовательности, обратной
разборке.
Замена заднего сальника коленчатого вала
Лада Калина (ВАЗ-1118):
- Снимаем маховик.
- Специальным крючком или аккуратно поддев отверткой, извлекаем
сальник коленчатого вала из посадочного отверстия.
- Наносим чистое моторное масло на рабочую кромку нового сальника и
равномерно запрессовываем его до упора легкими ударами молотка с
пластмассовым бойком.
- Запрессовать сальник можно и обычным молотком, используя старый
сальник как оправку.
- Дальнейшую сборку двигателя выполняем в последовательности,
обратной разборке.
Снятие и установка маховика Лада
Калина
Для снятия и установки маховика Лада
Калина (ВАЗ-1118) выполнить следующие действия:
- Снимаем нажимной и ведомый диски сцепления.
- Любым доступным способом отмечаем положение маховика на валу (это
упростит установку).
- Отворачиваем шесть болтов крепления маховика, удерживая его от
проворачивания монтажной лопаткой или отверткой.
- Снимаем шайбу и маховик.
- При необходимости снимаем с направляющих втулок верхнюю крышку
картера сцепления.
- Устанавливаем маховик в обратной последовательности в соответствии
с меткой, сделанной при разборке.
- Перед заворачиванием болтов крепления маховика нанесите на их
резьбовую часть фиксатор резьбы.
- Маховик должен быть установлен на коленчатый вал только в одном
положении.
- Если сделанная метка стерлась, маховик можно установить на вал по
заводской метке - для этого на наружной стороне маховика высверлена
лунка.
- При установке маховика на коленчатый вал, метка должна
располагаться напротив шатунной шейки четвертого цилиндра. Не
перепутайте метку с балансировочными лунками, которые сделаны
сверлом большего диаметра.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________