Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Сервис распредвалов и головки блока цилиндров Лада Калина

Замена распределительных валов Лада Калина (ВАЗ-1118)

Работы по замене распредвалов Лада Калина:

- Снимаем шкивы распределительных валов.

- Снимаем натяжной и направляющий ролики.

- Отворачиваем шесть болтов крепления задней крышки ремня привода ГРМ.

- Снимаем крышку.

- Снимаем крышку головки блока цилиндров Лада Калина.

- Чтобы не повредить, снимаем датчик давления масла, либо отсоединяем от него наконечник провода.

- Равномерно, по пол-оборота, отворачиваем 20 болтов крепления корпуса подшипников распределительных валов.

- Снимаем корпус подшипников распределительных валов.

- Снимаем распределительный вал выпускных клапанов и распределительный вал выпускных клапанов.

- Вынимаем из посадочных отверстий в головке блока две заглушки технологических отверстий (около задних торцов распределительных валов).

- Снимаем с валов шпонки и сальники.

- Осматриваем валы. На шейках и кулачках вала не должны наблюдаться следы сильного износа, царапины, трещины, следы наволакивания металла.

- Смазываем чистым моторным маслом опорные шейки и кулачки валов.

- Укладываем распредвалы в головку блока цилиндров Лада Калина (ВАЗ-1118). Валы не взаимозаменяемы и имеют маркировку.

- Устанавливаем в головку блока цилиндров распределительные валы шпоночными пазами вверх.

- Устанавливаем корпус подшипников на головку блока цилиндров и равномерно затягиваем болты его крепления до соприкосновения корпуса подшипников с головкой блока.

Окончательно затягиваем болты крепления корпуса подшипников попарно, моментом 8,0-10,0 Нм (0,8-1,0 кг/см).

- Ветошью удаляем излишки герметика, выдавленные из зазора между головкой блока цилиндров и крышкой корпуса подшипников.

- Запрессовываем сальники распределительных валов.

- Запрессовываем две заглушки в головку блока цилиндров.

- Дальнейшую сборку выполняем в последовательности обратной разборке.

Головка блока цилиндров Лада Калина

Головку блока цилиндров двигателя Лада Калина можно снять в сборе с распределительными валами и термостатом (для доступа к шатунно-поршневой группе, для замены прокладки и т. п.).

Если головка подлежит ремонту, целесообразно ее максимально разобрать еще до демонтажа с блока цилиндров.

Операции по снятию головки блока цилиндров Лада Калина (ВАЗ-1118):

- Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость.

- Если предстоит ремонт шатунно-поршневой группы, целесообразно сразу слить масло из картера двигателя.

- Снимаем декоративную накладку двигателя.

- Отворачиваем болт крепления наконечника провода «массы» и отсоединяем его от головки блока.

- Отсоединяем колодку проводов от датчика аварийного давления масла.

- Чтобы не повредить, отсоединяем колодку провода от датчика температуры охлаждающей жидкости.

- Отсоединяем корпус термостата от головки блока цилиндров Лада Калина.

- Снимаем крышку головки блока цилиндров.

- Снимаем распредвалы.

- Извлекаем из посадочных отверстий гидротолкатели.

- Снимаем каталитический коллектор

- Датчики положения распределительного вала и указателя температуры можно не снимать, но при этом нужно снимать головку с блока цилиндров аккуратно, чтобы случайно не повредить датчики.

- Равномерно, в несколько приемов, шестигранным ключом на 10 мм, отворачиваем десять болтов крепления головки блока цилиндров.

- Снимаем головку с блока цилиндров.

- Снимаем прокладку головки блока цилиндров.

- Промываем головку блока цилиндров от грязи и отложений керосином или дизельным топливом.

Операции по установке головки блока цилиндров Лада Калина:

- Удаляем из резьбовых отверстий блока цилиндров (под болты крепления головки блока) остатки масла и охлаждающей жидкости.

- Протираем тканью привалочные плоскости головки и блока цилиндров, обезжириваем их растворителем.

- При установке головки блока цилиндров всегда используйте новую прокладку. Попадание масла на поверхность прокладки недопустимо.

- Устанавливаем направляющие втулки головки в посадочные места блока цилиндров Лада Калина (ВАЗ-1118).

- Укладываем на блок цилиндров прокладку, при этом направляющие втулки должны войти в соответствующие отверстия прокладки.

- Устанавливаем на блок цилиндров головку. Слегка перемещая головку из стороны в сторону, добиваемся, чтобы направляющие втулки вошли в соответствующие углубления головки.

- Повторное использование болтов крепления головки блока цилиндров допускается только в том случае, если их длина не превышает 100 мм.

- Штангенциркулем или слесарной линейкой измеряем длину болтов. Болты длиной более 100 мм заменяем.

- Перед установкой опускаем резьбовую часть болтов в моторное масло, после чего даем маслу стечь, выждав около получаса.

- Устанавливаем в отверстия головки болты ее крепления.

- Динамометрическим ключом затягиваем болты крепления головки в три приема — сначала моментом 20 Нм (2 кг/см), затем доворачиваем болты на 90° и потом еще раз доворачиваем болты на 90°. При этом соблюдаем очередность, указанную на рис.3.

- Дальнейшую сборку двигателя выполняем в последовательности, обратной сборке.



Рис.3. Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров Лада Калина

Проверка и притирка клапанов двигателя Лада Калина

Работы по проверке зазора клапанов Лада Калина (ВАЗ-1118):

- Снимаем головку блока цилиндров.

- Очищаем головку блока и корпус подшипников от грязи и нагара, отмываем ее от масляных отложений, металлической щеткой удаляем нагар со стенок камер сгорания.

- Внимательно осматриваем головку блока и корпус подшипников. На них не должно быть трещин. На рабочих поверхностях опор распределительных валов, корпуса подшипников и стенках посадочных отверстий гидротолкателей не должно быть задиров и следов наволакивания металла.

Направляющие и седла клапанов Лада Калина должны плотно сидеть в теле головки, без следов их смешения при работе ГРМ. Клапаны и их седла не должны иметь трещин и следов прогорания.

- Проверяем плоскостность головки блока цилиндров специальным шаблоном.

- Если шаблона нет, то проверить нижнюю привалочную плоскость головки с достаточной степенью точности можно при помощи широкой слесарной линейки. Ребром прикладываем линейку по диагонали к плоскости головки. Убеждаемся в отсутствии зазора между ребром линейки и плоскостью головки.

- Зазор может наблюдаться как в средней части плоскости, так и по ее краям. Замер зазора проводим по обеим диагоналям набором плоских щупов. Максимально допустимый зазор — 0.1 мм.

- Если зазор больше допустимого, головка подлежит фрезерованию привалочной плоскости или замене.

- Заменять головку блока цилиндров следует только в комплекте с корпусом подшипников.

- Проверяем герметичность головки блока. Для этого на торцевой поверхности головки заглушаем окно подачи охлаждающей жидкости к термостату (можно установить патрубок термостата, подложив под него прокладку, вырезанную из листовой резины).

- Переворачиваем головку и заполняем ее внутренние полости для охлаждающей жидкости керосином.

- Убеждаемся в отсутствии утечки керосина из головки блока.

- В случае обнаружения утечки, а также при обнаружении раковин на привалочной плоскости, можно попытаться отремонтировать головку блока с помощью холодной сварки или заменить ее.

- Для проверки герметичности клапанов головки блока укладываем ее на горизонтальной поверхности привалочной плоскостью вверх.

- Заполняем камеры сгорания головки блока керосином и ждем несколько минут. Если уровень керосина в какой-нибудь камере понижается, значит, негерметичен один или оба клапана.

- Негерметичность клапанов можно устранить притиркой при отсутствии на тарелке и седле клапана трещин, рытвин и механических повреждений.

Работы по притирке клапанов Лада Калина (ВАЗ-1118):

- Снимаем маслосъемный колпачок с клапана.

- Вынимаем клапан из направляющей втулки.

- Наносим на рабочую кромку клапана притирочную пасту.

- Устанавливаем клапан в головку блока и закрепляем на его стержне приспособление для притирки клапанов.

- Прижимая клапан к седлу, поворачиваем его из стороны в сторону. После 10—15 движений поворачиваем клапан на 90° и продолжаем притирку.

- Притирку проводим до образования равномерного кольцеобразного обода на тарелке клапана Лада Калина и его седле.

- Удаляем остатки притирочной пасты с клапана и его седла.

- Устанавливаем клапан на место в последовательности, обратной снятию.

- При сборке устанавливаем новые маслосъемные колпачки.

- Аналогично притираем остальные клапаны.

Сальники коленвала Лада Калина

Замена переднего сальника коленвала Лада Калина (ВАЗ-1118):

- Снимаем ремень привода ГРМ.

- Снимаем зубчатый шкив с коленчатого вала.

- Чтобы не потерять шпонку и не повредить ею новый сальник, плоскогубцами извлекаем шпонку из паза.

- При извлечении сальника не повредите рабочую поверхность коленвала.

- Извлекаем сальник из посадочного отверстия специальным крючком или, завернув в него саморез пассатижами.

- Наносим чистое моторное масло на рабочую кромку нового сальника и запрессовываем его через оправку или отрезок трубы диаметром около 40 мм так, чтобы наружная кромка сальника была заподлицо с кромкой его посадочного отверстия.

- Вставляем шпонку в паз коленвала Лада Калина.

- Устанавливаем зубчатый шкив на вал.

- Устанавливая шкив, контролируйте, чтобы шпонка при этом не выпала из паза.

- Устанавливаем ремень привода ГРМ, шкив коленчатого вала в последовательности, обратной снятию.

- Дальнейшую сборку выполняем в последовательности, обратной разборке.

Замена заднего сальника коленчатого вала Лада Калина (ВАЗ-1118):

- Снимаем маховик.

- Специальным крючком или аккуратно поддев отверткой, извлекаем сальник коленчатого вала из посадочного отверстия.

- Наносим чистое моторное масло на рабочую кромку нового сальника и равномерно запрессовываем его до упора легкими ударами молотка с пластмассовым бойком.

- Запрессовать сальник можно и обычным молотком, используя старый сальник как оправку.

- Дальнейшую сборку двигателя выполняем в последовательности, обратной разборке.

Снятие и установка маховика Лада Калина

Для снятия и установки маховика Лада Калина (ВАЗ-1118) выполнить следующие действия:

- Снимаем нажимной и ведомый диски сцепления.

- Любым доступным способом отмечаем положение маховика на валу (это упростит установку).

- Отворачиваем шесть болтов крепления маховика, удерживая его от проворачивания монтажной лопаткой или отверткой.

- Снимаем шайбу и маховик.

- При необходимости снимаем с направляющих втулок верхнюю крышку картера сцепления.

- Устанавливаем маховик в обратной последовательности в соответствии с меткой, сделанной при разборке.

- Перед заворачиванием болтов крепления маховика нанесите на их резьбовую часть фиксатор резьбы.

- Маховик должен быть установлен на коленчатый вал только в одном положении.

- Если сделанная метка стерлась, маховик можно установить на вал по заводской метке - для этого на наружной стороне маховика высверлена лунка.

- При установке маховика на коленчатый вал, метка должна располагаться напротив шатунной шейки четвертого цилиндра. Не перепутайте метку с балансировочными лунками, которые сделаны сверлом большего диаметра.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________