________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Рис.33. Рабочая тормозная система Лада Калина/Гранта
ВАЗ-2190
1 — тормозной механизм переднего левого колеса; 2, 6, 12, 17 —
тормозные шланги; 3, 7, 11, 18 — тормозные трубки; 4 — главный
тормозной цилиндр; 5 — тормозной механизм переднего правого колеса;
8 — бачок главного тормозного цилиндра; 9 — вакуумный усилитель; 10
— педаль тормоза; 13 — тормозной механизм заднего правого колеса; 14
— регулятор давления жидкости в тормозных механизмах задних колес;
15 — рычаг регулятора давления жидкости в тормозных механизмах
задних колес; 16 — тормозной механизм заднего левого колеса
Примечание. Часть автомобилей оборудована тормозной системой с АБС
(антиблокировочная система).
Автомобиль Лада Гранта/Калина оборудован двумя тормозными системами
— рабочей и стояночной.
Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости
движения автомобиля, вплоть до его полной остановки и
кратковременного удержания автомобиля в неподвижном состоянии.
Рабочая тормозная система Лада Гранта/Калина двухконтурная,
диагональная, с гидравлическим приводом, состоит из главного
тормозного цилиндра с вакуумным усилителем, четырех колесных
тормозных механизмов и регулятора давления жидкости в задних
тормозных механизмах.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, невентилируемые, задних
— барабанные.
Каждый из контуров автомобиля включает в себя тормозные механизмы
двух колес: одного переднего и одного заднего, расположенные на
автомобиле по диагонали.
В один контур входят тормозные механизмы переднего правого и заднего
левого колес, а во второй — тормозные механизмы переднего левого и
заднего правого колес. При выходе из строя одного из контуров второй
контур, хоть и с меньшей эффективностью, обеспечит остановку
автомобиля.
Регулятор давления жидкости ограничивает поступление жидкости в
задние тормозные механизмы при недостаточной нагрузке на заднюю ось,
тем самым
предотвращая блокировку задних колес и занос задней оси автомобиля
Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 при резком торможении.
В корпусе регулятора имеется контрольное отверстие, закрытое
пластмассовой заглушкой. Подтекание жидкости из этого отверстия
свидетельствует о
негерметичности колеи регулятора.
Для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к педали тормоза, в
приводе тормозной системы установлен вакуумный усилитель, работающий
за
счет разрежения, образующегося во впускном трубопроводе работающего
двигателя. Не выключайте двигатель до полной остановки автомобиля.
На корпусе главного тормозного цилиндра установлен бачок с тормозной
жидкостью, в крышку бачка встроен датчик недостаточного уровня
тормозной
жидкости. При опасном падении уровня жидкости в бачке датчик
включает контрольную лампу на щитке приборов.
Часть автомобилей оборудована тормозной системой с АБС
(антиблокировочная система).
Замена передних тормозных колодок Лада Гранта/Калина
Передний тормозной механизм дисковый, невентилируемый, с плавающей
скобой и одним рабочим цилиндром. Тормозной диск чугунный, его
минимально
допустимая толщина при износе составляет 17,8 мм.
Зазор между тормозными колодками и диском поддерживается за счет
упругости резинового уплотнительного кольца, установленного в
проточке стенки
рабочего цилиндра. В зависимости от комплектации, возможна установка
внутренней тормозной колодки с датчиком износа.
Для замены передних тормозных колодок Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 с
датчиками износа отсоединяем наконечник провода датчика от колодки
жгута
проводов.
- Снимаем передние колеса.
- Очищаем от грязи бачок главного тормозного цилиндра. Снимаем
крышку бачка.
- Очищаем тормозной механизм от грязи.
- Через смотровое отверстие в плавающей скобе суппорта немного
раздвигаем тормозные колодки так, чтобы они отошли от тормозного
диска на
максимально возможное расстояние.
- Шлицевой отверткой отгибаем угол стопорной пластины болта нижнего
направляющего пальца.
- Вынимаем тормозной шланг из кронштейна стойки.
- Удерживая от вращения направляющий палец рожковым ключом на 17 мм,
ключом на 13 мм выворачиваем его болт.
- Поднимаем подвижную скобу вверх, поворачивая ее на верхнем
направляющем пальце.
- Снимаем передние тормозные колодки Лада Гранта/Калина.
- Небольшой металлической щеткой очищаем от грязи и ржавчины
посадочные места колодок.
- Убеждаемся в отсутствии подтекания тормозной жидкости из-под
манжеты тормозного цилиндра.
- Устанавливаем на место новые тормозные колодки.
- Опускаем подвижную скобу вниз до совмещения отверстия в корпусе с
отверстием в направляющем пальце (опуская скобу, следите за тем,
чтобы
пружинные усики колодок не встали враспор и не погнулись).
- Заворачиваем и затягиваем болт направляющего пальца.
- Фиксируем болт от отворачивания углом стопорной пластины.
- Устанавливаем тормозной шланг в кронштейн стойки подвески.
- Аналогичным образом меняем передние тормозные колодки Лада
Калина/Гранта ВАЗ-2190 другого колеса.
- Несколько раз нажимаем педаль тормоза для самоустановки зазоров
между колодками и тормозными дисками.
- Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного
цилиндра и при необходимости доводим его до нормы.
- Если уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра
находится выше отметки МАХ, резиновой грушей отбираем часть жидкости
из бачка.
После замены передних тормозных колодок в первые 100-200 км пробега
эффективность торможения будет снижена.
Замена переднего рабочего тормозного цилиндра Лада Гранта/Калина
- Снимаем суппорт.
- Закрепляем суппорт в тисках и отворачиваем болты направляющих
пальцев.
- Выворачиваем два болта крепления корпуса цилиндра к подвижной
скобе.
- Снимаем рабочий тормозной цилиндр.
- Устанавливаем новый цилиндр в обратной последовательности.
- После установки суппорта в сборе на автомобиль и подсоединения к
нему шланга, удаляем воздух из гидропривода тормозной системы.
- Убеждаемся в отсутствии утечек жидкости из нового тормозного
цилиндра, штуцера прокачки и соединения цилиндра с тормозным
шлангом.
Замена заднего тормозного барабана Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
Задний тормозной механизм барабанного типа. При нажатии педали
тормоза жидкость из главного тормозного цилиндра поступает в рабочие
тормозные
цилиндры.
Под действием давления тормозной жидкости, поршни рабочих тормозных
цилиндров выходят из них и прижимают тормозные колодки к рабочей
поверхности тормозного барабана. После отпускания педали тормоза под
воздействием стяжных пружин тормозные колодки утапливают поршни в
цилиндр и отходят от тормозного барабана.
В задних рабочих тормозных цилиндрах Лада Гранта/Калина установлено
устройство автоматической регулировки зазора между тормозными
колодками и
барабаном, ограничивающее утапливание поршней в цилиндр.
Благодаря этому поддерживается оптимальный зазор между колодками и
барабаном. Задние тормозные механизмы (за исключением рабочего
цилиндра)
являются также частью стояночной тормозной системы.
- Полностью опускаем рычаг стояночного тормоза.
- Ослабляем натяжение тросов стояночного тормоза Лада Калина/Гранта
ВАЗ-2190.
- Отворачиваем два направляющих штифта.
- Тщательно очищаем от грязи и коррозии цилиндрическую посадочную
поверхность тормозного барабана на ступице.
- Обрабатываем посадочное место барабана на ступице проникающей
смазкой.
- Для облегчения снятия барабана обстукиваем его молотком с
резиновым бойком по боковой поверхности
- Съемником или, ввернув в два резьбовых отверстия барабана болты М8
(длина резьбовой части 60-70 мм) и равномерно заворачивая их,
спрессовываем барабан со ступицы.
- Во избежание выпадения поршней из рабочего тормозного цилиндра, не
нажимайте педаль тормоза при снятом тормозном барабане.
- Проверяем тормозной барабан Лада Гранта/Калина на отсутствие
трещин, сильного износа или наличия глубоких рисок на рабочей
поверхности
барабана. При необходимости заменяем тормозной барабан.
- Максимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана
201,5 мм.
- Двумя монтажными лопатками, упираясь концами лопаток в буртик
опорного щита тормозного механизма, сдвигаем колодки во встречном
направлении.
- Устанавливаем барабан в обратной последовательности.
- Для самоустановки зазора между тормозными колодками и тормозным
барабаном несколько раз нажимаем педаль тормоза.
- Регулируем стояночный тормоз.
Замена задних тормозных колодок Лада Гранта/Калина
Задние тормозные колодки подлежат замене, если толщина накладки
какой-либо из колодок менее 1,5 мм, а также при отслоении накладки
от основания
колодки.
Задние тормозные колодки Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 меняются только
комплектом, то есть обязательно на обоих колесах.
- Двумя монтажными лопатками максимально сводим колодки
- Шлицевой отверткой выводим конец верхней стяжной пружины из
отверстия тормозной колодки, установленной спереди.
- Отсоединяем прижимную пружину от колодки.
- Опускаем колодку и снимаем вместе с нижней стяжной пружиной.
- Снимаем верхнюю стяжную пружину.
- Снимаем распорную планку.
- Отсоединяем от другой задней тормозной колодки Лада Гранта/Калина
прижимную пружину.
- Снимаем колодку, выводя крюк распорного рычага из зацепления с
наконечником троса стояночного тормоза.
- Плоскогубцами расшплинтовываем осевой палец рычага. Снимаем с
колодки шайбу, распорный рычаг и осевой палец.-
- Очищаем от грязи и коррозии детали тормозного механизма.
- Убеждаемся в отсутствии утечек тормозной жидкости из рабочего
цилиндра (негерметичный цилиндр заменяем).
- Устанавливаем снятые при разборке детали в обратной
последовательности. Верхнюю стяжную пружину натягиваем плоскогубцами
или шлицевой
отверткой.
- Аналогичным образом заменяем колодки заднего правого тормозного
механизма.
- Для самоустановки зазора между тормозными колодками и барабанами
после полной сборки тормозного механизма несколько раз нажимаем
педаль
тормоза.
Замена заднего рабочего тормозного цилиндра Лада Калина/Гранта
ВАЗ-2190
Заменяем цилиндр при подтекании тормозной жидкости и при «закисании»
поршня (поршней) в цилиндре, в результате чего один или оба поршня
перестают перемещаться в цилиндре.
- Снимаем тормозной барабан.
- Поднимаем рычаг стояночного тормоза до упора.
- Снимаем со штуцера прокачки рабочего тормозного цилиндра защитный
резиновый колпачок и специальным или накидным ключом на 8 мм
выворачиваем штуцер
- Обрабатываем штуцер тормозной трубки проникающей смазкой.
- Ослабляем затяжку штуцера тормозной трубки.
- Окончательно выворачиваем штуцер рожковым ключом на 10 мм.
- Выворачиваем два болта крепления рабочего тормозного цилиндра Лада
Гранта/Калина.
- Чтобы из трубки не вытекала тормозная жидкость, надеваем на нее
резиновый колпачок штуцера прокачки.
- Снимаем цилиндр со щита.
- Очищаем детали тормозного механизма от грязи и ржавчины,
обезжириваем рабочую поверхность барабана, незначительное
замасливание накладок
тормозных колодок устраняем при помощи наждачной бумаги.
- Устанавливаем новый цилиндр в обратной последовательности.
- Устанавливаем тормозной барабан.
- Прокачиваем тормозную систему и убеждаемся в герметичности
соединения тормозной трубки с рабочим цилиндром.
Стояночная тормозная система Лада Гранта/Калина
Стояночная тормозная система Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
предназначена для предотвращения самопроизвольного движения
автомобиля во время
стоянки.
Рычаг привода ручного тормоза двумя тросами связан с тормозными
механизмами задних колес. При поднятии рычага в верхнее положение
рычаги,
установленные на задних колодках, поворачиваются и начинают давить
на распорные планки.
При этом колодки задних тормозных механизмов раздвигаются и
фиксируют барабан от проворачивания.
Рис.35. Стояночная тормозная система Лада Гранта/Калина
1 — рычаг стояночного тормоза; 2 — тяга рычага; 3 — трос привода
тормозного механизма правого заднего колеса; 4 — шайба; 5 —
регулировочная гайка;
6 — контргайка; 7 — трос привода тормозного механизма левого заднего
колеса; 8 — распорная планка; 9 - рычаг; 10 - уравнитель тросов; 11
— резиновый
чехол; 12 — ось тяги
Регулировка ручного тормоза Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
Ход рычага стояночного тормоза должен составлять 2—4 щелчка. В
процессе эксплуатации автомобиля допускается увеличение хода рычага
до восьми
щелчков.
- Если ход рычага составляет шесть и более щелчков, отрегулируйте
привод стояночного тормоза.
- Поднимаем рычаг стояночного тормоза до упора вверх, определяя
величину его хода. Если он составляет менее 2 щелчков, необходимо
удлинить
привод, а если более 6 — укоротить.
- Полностью опускаем рычаг ручного тормоза Лада Гранта/Калина.
- Снимаем подушки с кронштейнов дополнительного глушителя. Торцовым
ключом отворачиваем четыре гайки крепления защитного экрана.
- Оттянув дополнительный глушитель от днища автомобиля, подкладываем
под трубу глушителя деревянный брусок. Извлекаем защитный экран.
- Удерживая рожковым ключом на 13 мм регулировочную гайку от
проворачивания, накидным ключом на 13 мм ослабляем затяжку
контргайки.
- При отворачивании регулировочной гайки привод удлиняется, при
заворачивании укорачивается.
- Периодически в процессе регулировки проверяем ход рычага.
- Если длины резьбовой части тяги не хватает для регулировки хода
рычага, необходимо заменить тросы привода, а при сильном износе
накладок и
тормозные колодки.
- Отрегулировав ход рычага ручного тормоза Лада Гранта/Калина,
вывешиваем заднюю часть автомобиля. Проверяем легкость вращения
задних колес и
надежность их фиксации стояночным тормозом.
- Если тормозные колодки не мешают вращению колес, фиксируем
регулировочную гайку контргайкой. Устанавливаем защитный экран на
место.
- Проверяем работоспособность стояночной тормозной системы: на
подъеме с уклоном в 23 % она должна надежно удерживать автомобиль в
неподвижном состоянии.
- При необходимости проверяем состояние деталей привода стояночного
тормоза, состояние задних тормозных колодок и тормозных барабанов.
Неисправные и изношенные детали заменяем. После чего повторяем
регулировку.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________