Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Компоненты передней подвески Лада Калина, Гранта

Передняя подвеска Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 независимая, с телескопическими поворотными стойками, поперечными рычагами, продольными растяжками рычагов и стабилизатором поперечной устойчивости торсионного типа.

Стойка передней подвески состоит из корпуса, в котором установлен гидравлический телескопический амортизатор винтовой пружины и верхней опоры. Снаружи к корпусу стойки приварены кронштейн для крепления поворотного кулака, поворотный рычаг и нижняя опорная чашка пружины.

В зависимости от комплектации автомобиля стойка может быть с бочкообразной или конической пружиной. Пружина своим нижним витком упирается в нижнюю опорную чашку, а верхним — в верхнюю опорную чашку, закрепленную на штоке амортизатора.

Также на штоке амортизатора Лада Гранта/Калина установлена верхняя опора стойки, состоящая из корпуса, резиновой подушки и подшипника. Корпус опоры крепится к кузову автомобиля тремя шпильками с гайками.

Подшипник позволяет штоку амортизатора поворачиваться в опоре при повороте стойки, а резиновый буфер препятствует передаче вибраций на корпус автомобиля.

Шток амортизатора защищён от грязи и пыли пластмассовым кожухом. При пробое подвески ход штока ограничен буфером хода сжатия.

Поворотный рычаг стойки соединяется с рулевой тягой через шаровой палец. Изменение длины тяги при помощи ее соединительной муфты позволяет регулировать схождение передних колес.



Рис.27. Регулировочная втулка рулевой тяги Лада Гранта/Калина

1 — наконечник рулевой тяги; 2 регулировочная втулка; 3 — рулевая тяга

Поворотный кулак крепится к кронштейну стойки двумя болтами с гайками. Верхнее отверстие кронштейна выполнено овальным, а установленный в него болт имеет эксцентриковый поясок и эксцентриковую шайбу.

При вращении этого болта поворотный кулак смещается относительно стойки, поворачиваясь на болте нижнего крепления, как на оси. Благодаря этому изменяется угол между стойкой и кулаком, что в свою очередь позволяет регулировать развал переднего колеса.

Снизу поворотный кулак соединен с поперечным рычагом передней подвески Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 при помощи шаровой опоры.

От перемещения поперечный рычаг удерживается растяжкой, которая своим задним концом крепится через резинометаллический шарнир к рычагу, а передним через подушку к кронштейну, закрепленному на кузове автомобиля.

Изменяя количество шайб в переднем и заднем креплениях растяжки, можно изменять положение рычага, регулируя тем самым угол продольного наклона оси поворота колеса.

Концы стабилизатора поперечной устойчивости при помощи стоек соединены с поперечными рычагами передней подвески автомобиля Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190. Центральная часть стабилизатора закреплена через резиновые подушки на кузове скобами.

Движение одного из рычагов через стабилизатор передается на второй. Это позволяет частично синхронизировать работу обеих сторон подвески и тем самым уменьшить раскачивание автомобиля на неровной дороге и крены в поворотах.



Рис.28. Передняя подвеска Лада Гранта/Калина

1 — штанга стабилизатора; 2 — скоба крепления штанги стабилизатора; 3 — кронштейн поперечного рычага; 4 — поперечный рычаг; 5 — стойка стабилизатора; 6 — телескопическая стойка; 7 — шаровая опора; 8 — поворотный кулак; 9 — продольная растяжка; 10 — кронштейн растяжки

После ремонта любых элементов подвески или рулевого управления обязательно проверьте углы установки передних колес. Качественно провести проверку и регулировку углов установки передних колес можно только в условиях сервисного предприятия, имеющего специальный стенд для выполнения регулировочных работ.



Рис.29. Крепление поворотного кулака к стойке Лада Гранта/Калина

1 — кронштейн крепления поворотного кулака; 2 — корпус стойки; 3 — болт (эксцентриковый) верхнего крепления поворотного кулака; 4 — болт нижнего крепления поворотного кулака; 5 — поворотный кулак

В отверстие поворотного кулака запрессован и зафиксирован двумя стопорными кольцами двухрядный шариковый подшипник. Во внутреннее кольцо подшипника запрессована ступица колеса.



Рис.30. Крепление продольной растяжки к поперечному рычагу передней подвески Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190

1 — задний конец продольной растяжки; 2 — регулировочные шайбы; 3 — упорная шайба; 4 — резинометаллический шарнир; 5 — поперечный рычаг подвески

Замена продольной растяжки передней подвески Лада Гранта/Калина

При регулировке угла продольного наклона оси поворота в сервисном центре продольную растяжку будут снимать повторно, поэтому замену растяжки лучше проводить там же, одновременно с регулировкой.

Чтобы при установке старой продольной растяжки минимизировать нарушение регулировки угла продольного наклона оси поворота, подсчитайте и запишите количество регулировочных шайб, находящихся на заднем и переднем концах растяжки.

- Снимаем кронштейн крепления растяжки передней подвески.

- Удерживая растяжку от проворачивания рожковым ключом на 24 мм, вторым ключом того же размера с длинным воротком отворачиваем гайку крепления переднего конца продольной растяжки к поперечному рычагу.

- Снимаем с растяжки упорную шайбу, извлекаем задний конец растяжки из резинометаллического шарнира поперечного рычага и снимаем с растяжки
регулировочные шайбы.

- Устанавливаем продольную растяжку в обратной последовательности.

- При установке регулировочной шайбы необходимо, чтобы фаска на ее внутренней кромке была обращена к растяжке.

- После замены продольной растяжки необходимо проверить углы установки передних колес в сервисном центре.

Замена шаровой опоры стойки Лада Гранта/Калина

- Снимаем переднее колесо автомобиля.

- Отворачиваем гайку пальца шаровой опоры

- Отворачиваем два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку.

- Устанавливаем на конец рычага съемник.

- Заворачивая болт съемника, выпрессовываем палец шаровой опоры из отверстия рычага и снимаем шаровую опору.

- Если предстоит установка шаровой опоры, бывшей в эксплуатации, предварительно снимите с нее защитный чехол и заложите смазку в шарнир шаровой опоры и на внутреннюю поверхность защитного чехла опоры.

- Устанавливаем шаровую опору в последовательности, обратной снятию.

Замена поперечного рычага передней подвески Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190

- Снимаем переднее колесо.

- Снимаем брызговик двигателя.

- Отворачиваем два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку.

- Вынимаем болт крепления стойки стабилизатора к рычагу.

- Отворачиваем гайку болта крепления поперечного рычага к кронштейну кузова и вынимаем болт.

- Чтобы при установке рычага минимизировать нарушение регулировки угла продольного наклона оси поворота, подсчитайте и запишите количество регулировочных шайб, находящихся на заднем конце продольной растяжки.

- Удерживая растяжку от проворачивания рожковым ключом на 24 мм, торцовым ключом того же размера с длинным воротком отворачиваем гайку заднего конца растяжки.

- Снимаем с заднего конца продольной растяжки упорную шайбу.

- Снимаем нижний рычаг в сборе с шаровой опорой с продольной растяжки передней подвески Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.

- Чтобы не потерять, снимаем с растяжки упорную и регулировочные шайбы.

- При необходимости зажимаем рычаг в тисках и выпрессовываем из него палец шаровой опоры.

- Устанавливаем рычаг в обратной последовательности.

- При установке регулировочной шайбы необходимо, чтобы фаска на ее внутренней кромке была обращена к растяжке.

- Окончательно затягивайте гайки крепления резинометаллических шарниров только после установки автомобиля на колеса.

Замена стойки передней подвески Лада Гранта/Калина

- Стойки следует заменять парой, даже если неисправна только одна.

- Снимаем переднее колесо

- Отсоединяем наконечник рулевой тяги от поворотного рычага стойки.

- Если снимаете стойку для разборки, ослабьте затяжку гайки штока амортизатора специальным приспособлением или накидным ключом на 22 мм, удерживая шток рожковым ключом на 9 мм.

- Ослабляем затяжку трех гаек крепления верхней опоры стойки к кузову автомобиля Лада Гранта/Калина.

- Чтобы минимизировать нарушение угла развала передних колес, кернером или краской наносим метки на болт верхнего крепления поворотного кулака и на кронштейн стойки.

- Отворачиваем гайки болтов верхнего и нижнего крепления поворотного кулака к стойке, удерживая болты от проворачивания накидным ключом на 17 мм.

- Снимаем с болтов шайбы (шайба верхнего болта эксцентриковая) и вынимаем болты.

- Отверткой или монтажной лопаткой выводим поворотный кулак из зацепления с кронштейном стойки.

- Выводим тормозной шланг из кронштейна стойки.

- Отворачиваем гайки крепления верхней опоры стойки и снимаем стойку в сборе.

- Устанавливаем стойку в обратной последовательности, при этом метка (стрелка) на верхней опоре должна быть обращена к передней части автомобиля.

- Гайки крепления верхней опоры к кузову затягиваем моментом 19,6— 24,2 Нм (2,0-2,4 кг/см).

- Перед затягиванием гаек болтов крепления поворотного кулака к стойке совмещаем метки, нанесенные на эксцентриковом болте и кронштейне.

- Затягиваем гайки болтов моментом 77,5-96,1 Нм (7,9-9,8 кг/см).

Замена стоек стабилизатора поперечной устойчивости Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190

- Отворачиваем гайку болта крепления стойки стабилизатора к поперечному рычагу.

- При помощи бородка подходящего диаметра выбиваем болт из стойки и рычага.

- Смазываем конец штанги стабилизатора мыльным раствором.

- Вставляем в отверстие нижнего сайлент-блока бородок и, используя его как рычаг, проворачиваем стойку из стороны в сторону, постепенно сдвигая ее к краю штанги.

- Снимаем стойку со штанги.

- Аналогично снимаем стойку с другого конца штанги стабилизатора.

- Устанавливаем стойки в обратной последовательности, предварительно смазав концы штанги стабилизатора мыльным раствором.

Замена подшипника ступицы переднего колеса Лада Гранта/Калина

Подшипник ступицы переднего колеса нерегулируемый. При появлении люфта в подшипнике его необходимо заменить.

Выпрессовывайте подшипник ступицы только в случае его замены, поскольку при демонтаже он, скорее всего, разрушится.

- Снимаем декоративный колпак с колеса.

- Подкладываем противооткатные упоры под передние колеса автомобиля.

- Постукивая по кернеру молотком, отгибаем замятый в проточки вала привода край гайки (в двух местах).

- Помощник нажимает педаль тормоза и удерживает ее в нажатом положении.

- Ослабляем затяжку гайки ступицы переднего колеса Лада Гранта/Калина.

- Снимаем переднее колесо и отворачиваем гайку ступицы.

- Снимаем суппорт тормозного механизма, не отсоединяя от него тормозной шланг.

- Снимаем тормозной диск.

- Отворачиваем два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку.

- Отворачиваем на несколько оборотов гайки крепления верхней опоры стойки к кузову.

- Отжав нижний рычаг подвески вниз, отводим нижний конец стойки в сторону и выводим из ступицы хвостовик наружного ШРУС.

- Упираем лапы съемника в поворотный кулак и, вращая гайку болта, выпрессовываем ступицу из поворотного кулака.

- Съемником сжимаем и снимаем стопорное кольцо с наружной стороны подшипника ступицы.

- С обратной стороны поворотного кулака съемником сжимаем и снимаем другое стопорное кольцо подшипника ступицы.

- Устанавливаем приспособление и выпрессовываем подшипник из поворотного кулака Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.

- Если на ступице осталось внутреннее кольцо подшипника, спрессовываем его съемником из набора, либо универсальным двухзахватным съемником (для установки лап съемника на ступице имеются специальные выемки).

- Тщательно очищаем от грязи и коррозии посадочное отверстие под подшипник в поворотном кулаке.

- Съемником устанавливаем стопорное кольцо с наружной стороны подшипника.

- Запрессовываем новый подшипник в поворотный кулак до упора в стопорное кольцо.

- Съемником устанавливаем стопорное кольцо с внутренней стороны подшипника.

- Приспособлением запрессовываем ступицу во внутреннее кольцо подшипника.

- Вставляем вал привода в шлицевое отверстие ступицы.

- Надеваем на вал упорную шайбу и заворачиваем новую гайку ступицы.

- Устанавливаем все снятые детали в обратной последовательности.

- Устанавливаем колесо и опускаем машину. Фиксируем колесо противооткатными упорами, а помощник нажимает педаль тормоза.

- Затягиваем гайку подшипника ступицы моментом 225,6—247,2 Нм (23-25,2 кг/см).

- Заминаем край гайки в проточки вала привода (в двух местах) и устанавливаем колпак ступицы.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________