________________________________________________________________________________________
На все модификации автомобилей Киа Рио устанавливают рулевое управление
с гидроусилителем и механизмом рулевой рейки.
Рулевое управление состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого
механизма, оснащенного гидроусилителем, и двух рулевых тяг, соединенных
шаровыми шарнирами с поворотными кулаками передней подвески.
Рулевое колесо с подушкой безопасности водителя, в центральной накладке
рулевого колеса установлена клавиша включения звукового сигнала.
В зависимости от комплектации автомобиля Киа Рио может быть установлено
рулевое колесо с клавишами управления аудиосистемой и клавишами
управления телефоном. Ступица рулевого колеса прикреплена гайкой к валу
рулевой колонки.
Рис.17. Детали рулевой колонки Киа
Рио
1- нижний карданный шарнир промежуточного вала; 2- промежуточный вал; 3-
верхний карданный шарнир промежуточного вала; 4, 6- кронштейн крепления
рулевой колонки; 5- корпус рулевой колонки; 7- выключатель (замок)
зажигания.
Рулевая колонка (рис.17) травмобезопасное, регулируемая по высоте,
оборудована противоугонным устройством в замке зажигания, блокирующим
вал
рулевого колеса.
Промежуточный вал рулевого управления соединен с валом рулевого
механизма карданным шарниром. На рулевой колонке размещены также органы
управления светом фар, указателями поворота, омывателем и очистителем
ветрового стекла.
Рис.18. Рулевая рейка автомобиля Киа Рио
1,11- наконечники рулевых тяг; 2,10- контргайки; 3,9- рулевые тяги; 4-
возвратный трубопровод; 5- кронштейны крепления термоэкрана; 6-
трубопроводы
рулевого механизма; 7- уплотнитель; 8- вал-шестерня рулевого управления;
12,17- защитные чехлы; 13,16- кронштейны крепления рулевого механизма;
1; 14-напорный трубопровод; 15- картер рулевого механизма.
Механизм рулевой рейки Киа Рио (рис.18) установлен в подкапотном
пространстве. Картер 15 рулевого механизма закреплен на поперечине
передней
подвески.
Давление рабочей жидкости в гидроусилителе создается насосом лопастного
типа, который установлен на кронштейне двигателя и приводится в действие
поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Установленный в насосе перепускной клапан поддерживает требуемое
давление рабочей жидкости в гидроусилителе рулевого управления в
зависимости от
частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Бачок гидроусилителя рулевого управления (ГУР) Киа Рио установлен в
подкапотном пространстве на кронштейне возле правой передней стойки и
соединен
шлангами с насосом гидроусилителя рулевого управления и магистралью
возврата рабочей жидкости.
При отказе гидроусилителя рулевого управления возможность управления
автомобилем сохраняется, но усилие на рулевом колесе возрастает.
Рулевые тяги 3 и 9 (см. рис.18) прикреплены к рейке рулевого механизма
шаровыми шарнирами. Наконечники 1 и 11 рулевых тяг с помощью шаровых
шарниров прикреплены к поворотным кулакам передней подвески.
От проворачивания на рулевых тягах наконечники зафиксированы
контргайками 2 и 10. Вращением наконечника на рулевой тяге регулируют
схождение
управляемых колес.
Снятие и установка рулевой колонки Киа Рио
Рулевая колонка автомобилей Kia Rio - один из важнейших элементов
обеспечения безопасности дорожного движения, поэтому замените
установленные в
рулевой колонке валы рулевого управления при наличии следующих дефектов:
- деформация или повреждение промежуточного вала В, люфт в карданном
шарнире Б, повреждение его клеммовых соединений А с валом рулевого
управления и валом-шестерней механизма рулевой рейки;
- деформация или повреждение вала рулевого управления А;
- повреждение шлицев соединения вала со ступицей Б рулевого колеса;
- повреждение механизма регулировки положения рулевой колонки.
Операции по замене рулевой колонки Киа Рио:
- Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
- Снимите рулевое колесо.
- Удалите кожух рулевой колонки.
- Снимите контактное кольцо подушки безопасности.
- Снимите подрулевые переключатели.
- Демонтируйте нижний декоративный щиток панели приборов.
- Сожмите фиксатор колодки жгута проводов и отсоедините колодку от
контактной группы.
- Сожмите фиксатор колодки жгута проводов антенного блока иммобилизатора
и отсоедините колодку блока от переходной колодки.
- Отожмите фиксатор и отсоедините держатель жгута проводов подрулевых
переключателей, контактного кольца и выключателя (замка) зажигания.
- Выверните стяжной болт клеммового соединения нижнего карданного
шарнира и снимите нижний шарнир с вала-шестерни рулевого механизма.
- Отверните болт нижнего крепления и отверните две гайки шпилек верхнего
крепления рулевой колонки Киа Рио.
- Снимите рулевую колонку.
- Выверните стяжной болт клеммового соединения верхнего карданного
шарнира и снимите верхний шарнир промежуточного вала с рулевого вала,
- Установите рулевую колонку, промежуточный вал и все детали в порядке,
обратном снятию.
Замена механизма рулевой рейки Киа Рио
Рулевую рейку Киа Рио снимают для ремонта или замены. Однако учитывайте,
что рулевой механизм - это важнейший элемент обеспечения безопасности
движения.
Неквалифицированный ремонт рулевого механизма может привести к тяжелым
последствиям, поэтому при необходимости ремонтируйте его только в
специализированной мастерской или заменяйте новым.
Работы по замене механизма рулевой рейки Kia Rio:
- Снимите поперечину передней подвески.
- Отверните гайки крепления термоэкрана и снимите термоэкран.
- Выверните болт крепления держателя обратного трубопровода к кронштейну
на скобе и отведите трубопровод в сторону.
- Выверните четыре болта крепления рулевого механизма к поперечине и
снимите рулевой механизм.
- Отверните гайку крепления обратного трубопровода и снимите
трубопровод.
- Открутите гайку напорного провода и демонтируйте трубопровод.
- Отверните гайки крепления трубопроводов рулевого механизма Киа Рио.
- Снимите трубопроводы механизма рулевой рейки.
- Демонтируйте кронштейн и резиновую втулку с рулевого механизма.
Замените порванную или потрескавшуюся резиновую втулку.
- Вытяните резиновый уплотнитель из зацепления с фиксаторами и снимите
резиновый уплотнитель с рулевого механизма.
- Установите детали в порядке, обратном снятию. Заполните систему
гидроусилителя руля рабочей жидкостью и удалите из нее воздух.
Замена и ремонт редуктора рулевой
рейки Киа Рио
Операции по демонтажу редуктора рулевой рейки
Киа Рио:
- Снимите переднее колесо.
- Отсоедините напорный и возвратный шланги и слейте жидкость из системы
ГУР Киа Рио.
- Отверните гайку и отсоедините тягу стабилизатора с узлом передней
стойки.
- Открутите гайку и отсоедините наконечник рулевой тяги от переднего
моста.
- Отверните гайку и снимите нижний рычаг.
- Выверните болт, затем отсоедините узел кардана от приводной шестерни
рулевого механизма.
- Заблокируйте рулевое колесо в положении прямолинейного движения, чтобы
предотвратить повреждение спиральной пружины при снятии-установке
рулевого колеса.
- Снимите резиновый элемент подвески.
- Отвернув крепежные гайки и сняв болты крепления реактивной штанги,
снимите поперечину с кузова.
- Выверните болты, отверните гайки и снимите передний подрамник.
- Выкрутите крепежные болты и снимите рулевой редуктор с поперечины.
- Установка производится в обратном порядке.
- Залейте в резервуар жидкость для гидроусилителя рулевого управления.
- Выпустите воздух из системы ГУР.
Операции по разборке редуктора рулевой рейки
Киа Рио:
- Снимите наконечник соединительной тяги.
- Удалите пылезащитный чехол с шарового шарнира.
- Снимите хомут гофрированного чехла.
- Отсоедините фиксатор гофрированного чехла.
- Потяните сильфон наружу по направлению к поперечной рулевой тяге.
- Проверьте наличие ржавчины на рейке при замене сильфонов.
- Отсоедините питающую трубку от корпуса рулевой рейки Киа Рио.
- Медленно перемещая рейку, слейте жидкость из ее корпуса.
- Отожмите зубилом язычок стопорной шайбы, скрепляющей поперечную
рулевую тягу и рейку.
- Демонтируйте наконечник соединительной тяги.
- Снимите поперечную рулевую тягу с рейки. Действуйте осторожно, чтобы
не скрутить рейку.
- Отверните стопорную гайку заглушки зажима.
- Снимите заглушку зажима с помощью головки 14 мм.
- Отверните стопорную гайку и снимите заглушку зажима, пружину опоры и
зажим опоры рулевой рейки с редуктора.
- Когда стопорное кольцо появится в прорези цилиндра корпуса рейки,
поверните стопор рейки по часовой стрелке и выньте стопорное кольцо.
- Когда стопорное кольцо появится в прорези цилиндра корпуса рейки,
поверните стопор рейки против часовой стрелки и снимите стопорное
кольцо.
- Выньте втулку и рейку из корпуса.
- Снимите уплотнительное кольцо со втулки рулевой рейки Киа Рио.
- Снимите сальник со втулки рейки.
- Выньте клапан из корпуса с помощью мягкого молотка.
- Используя специальный инструмент, снимите с корпуса клапана сальник и
шариковый подшипник.
- Выньте сальник и кольцевое уплотнение из корпуса рулевой рейки.
- Действуйте осторожно, чтобы не повредить цилиндр клапана приводной
шестерни, расположенный в корпусе рейки.
- С помощью специальных инструментов извлеките сальник из корпуса рейки.
- Сборка проводится в порядке, обратном порядку разборки.
Замена насоса гидроусилителя рулевого управления Киа Рио
Для замены насоса ГУР Киа Рио выполните следующие операции:
- Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.
- Ослабьте хомут крепления к насосу гидроусилителя рулевого управления
питающего шланга, сжав пассатижами его отогнутые ушки.
- Сдвиньте хомут по шлангу и отсоедините питающий шланг от патрубка
насоса.
- Слейте рабочую жидкость из бачка ГУР Kia Rio в заранее подготовленную
емкость.
- Отожмите фиксатор колодки жгута проводов датчика давления рабочей
жидкости системы гидроусилителя рулевого управления и разъедините
колодки.
- Извлеките держатель жгута проводов из кронштейна на корпусе насоса
гидроусилителя рулевого управления.
- Выверните болт-штуцер напорного трубопровода и снимите болт вместе с
уплотнительной шайбой.
- Отсоедините от насоса напорный трубопровод с уплотнительной шайбой,
установленной под ней. При этом возможно вытекание небольшого количества
рабочей жидкости из трубопровода насоса.
- Снимите уплотнительную шайбу.
- С помощью шприца откачайте остатки рабочей жидкости из насоса ГУР Киа
Рио.
- Выверните два болта крепления насоса к кронштейну двигателя (второй
болт находится под шкивом насоса) и снимите насос с кронштейна
двигателя.
- Отожмите фиксатор колодки жгута проводов и отсоедините колодку от
датчика давления рабочей жидкости системы гидроусилителя рулевого
управления.
- Выверните два болта крепления трубопровода подводящего контура
гидроусилителя и снимите трубопровод.
- Подденьте отверткой уплотнительное кольцо и снимите кольцо с насоса
гидроусилителя.
- Выверните датчик давления рабочей жидкости системы гидроусилителя
рулевого управления Киа Рио.
- Для предотвращения попадания грязи в насос заглушите отверстия
трубопровода и датчика давления.
- Зафиксировав насос любым доступным способом, выверните клапан
напорного трубопровода.
- Удерживая монтажной лопаткой шкив насоса от проворачивания, отверните
гайку крепления шкива и снимите шкив насоса ГУР.
- Установите насос ГУР Киа Рио в порядке, обратном снятию.
- Смонтируйте ремень привода вспомогательных агрегатов.
- Залейте жидкость в систему гидроусилителя руля и удалите из нее
воздух.
Замена наконечника рулевой тяги Киа Рио
Работу удобнее выполнять на подъемнике. Можно выполнить ее и на
автомобиле, установленном на надежные опоры.
Замена наконечника показана на примере левой рулевой тяги, наконечник
правой тяги заменяйте аналогично. Резьба левого наконечника правая, а
правого -
левая.
Работы по замене наконечника рулевой тяги Киа Рио:
- Поднимите и установите на опору переднюю часть автомобиля со стороны
заменяемого наконечника. Снимите колесо.
- Сомкните усики шплинта гайки крепления пальца наконечника рулевой тяги
и извлеките шплинт из отверстия пальца.
- Отверните гайку крепления шарового пальца наконечника к рычагу
поворотного кулака передней подвески.
- Установите съемник шаровых шарниров и выпрессуйте палец наконечника
рулевой тяги из рычага поворотного кулака передней подвески.
- Измерьте и запомните длину свободной части резьбы рулевой тяги, чтобы
при сборке по возможности не нарушить угол схождения колес. Разница
значений
длины свободных резьбовых частей рулевых тяг должна быть не более 3 мм.
- Ослабьте затяжку контргайки наконечника рулевой тяги Kia Rio.
- Отверните наконечник от рулевой тяги, подсчитывая количество оборотов,
чтобы при установке нового наконечника по возможности не изменилось
схождение колес.
- Установите новый наконечник в порядке, обратном снятию, ввернув его в
рулевую тягу на число оборотов, подсчитанное при снятии, и затяните
контргайку.
- Повторно измерьте длину свободной части резьбы рулевой тяги. Она
должна соответствовать значению, измеренному ранее.
- Если значение не соответствует, ослабьте контргайку и либо навинтите,
либо свинтите наконечник в зависимости от того, увеличилась или
уменьшилась
длина свободной части резьбы. Затяните контргайку и повторите проверку.
Замена рулевой тяги Киа Рио
Рулевую тягу заменяют сравнительно редко, обычно при ее повреждении
(деформация или срыв резьбы).
Узел крепления рулевой тяги к рейке
рулевого
механизма на автомобиле труднодоступен, поэтому в случае повреждения
рулевой тяги для ее замены рекомендуем снять с автомобиля рулевой
механизм в
сборе с тягами.
Замену рулевой тяги Киа Рио производите в следующем порядке:
- Снимите рулевой механизм.
- Измерьте и запомните длину свободной части резьбы рулевой тяги, чтобы
при сборке по возможности не нарушить угол схождения колес.
- Ослабьте затяжку контргайки наконечника рулевой тяги.
- Отверните наконечник от рулевой тяги Киа Рио, подсчитывая количество
оборотов, чтобы при установке нового наконечника по возможности не
изменилось
схождение колес.
- Отверните контргайку.
- Ослабьте наружный хомут крепления чехла тяги, сжав его отогнутые ушки,
и снимите хомут с чехла.
- Ослабьте замок внутреннего хомута чехла тяги.
- Сдвиньте чехол по тяге и отверните внутренний шаровой шарнир рулевой
тяги Киа Рио.
- Отсоедините рулевую тягу от рейки.
- Снимите чехол с рулевой тяги.
Установите рулевую тягу и все детали в порядке, обратном снятию, с
учетом следующего:
- проверьте защитный чехол рулевой тяги. Если на чехле обнаружены
трещины, замените его;
- установите новые хомуты крепления защитного чехла рулевой тяги.
Замена бачка гидроусилителя рулевого управления Киа Рио
Заменяйте бачок при чрезмерном загрязнении и повреждении расположенного
в нем фильтра.
Операции по замене бачка ГУР Киа Рио:
- Сжав отогнутые ушки хомута крепления, сдвиньте хомут по шлангу и
отсоедините питающий шланг от трубопровода насоса.
- Слейте рабочую жидкость из гидроусилителя в заранее подготовленную
емкость и соедините шлаг с трубопроводом.
- Отожмите фиксаторы крепления бачка гидроусилителя рулевого управления
и снимите бачок с кронштейна.
- Сжав отогнутые ушки хомутов крепления, сдвиньте хомуты вдоль шлангов.
- Отсоедините питающий и обратный шланги, а затем снимите бачок ГУР Киа
Рио.
- Установите бачок гидроусилителя рулевого управления в порядке,
обратном снятию.
- Долейте жидкость в бачок до метки «МАХ» и удалите воздух из системы
гидроусилителя руля.
Замена рабочей жидкости и прокачка системы гидроусилителя рулевого
управления Киа Рио
Согласно рекомендации завода-изготовителя жидкость в системе ГУР Киа Рио
не меняют в течение всего срока эксплуатации автомобиля.
Однако если жидкость в бачке сильно загрязнена и потемнела, то ее
следует заменить. При сильном загрязнении и потемнении жидкости
проверьте
исправность насоса гидроусилителя рулевого управления. Возможно, его
необходимо заменить.
Для замены рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля Kia Rio
выполните следующее:
- Поднимите переднюю часть автомобиля до момента отрыва колес от
поверхности площадки и установите на опоры.
- Снизьте давление в системе питания двигателя.
- Ослабьте хомут крепления к трубопроводу насоса гидроусилителя руля
питающего шланга, сжав пассатижами его отогнутые ушки.
- Сдвиньте хомут по шлангу и отсоедините питающий шланг от трубопровода
насоса ГУР Киа Рио.
- Слейте рабочую жидкость из бачка гидроусилителя в заранее
подготовленную емкость.
- Выверните болт-штуцер напорного трубопровода и снимите болт вместе с
уплотнительной шайбой.
- Отсоедините от насоса напорный трубопровод с уплотнительной шайбой,
установленной под ней. При этом возможно вытекание небольшого количества
рабочей жидкости из трубопровода насоса. При сборке замените
уплотнительные шайбы новыми.
- Опустите отсоединенные питающий и напорный трубопроводы в заранее
подготовленную емкость.
- Слейте рабочую жидкость из системы гидроусилителя рулевого управления,
два-три раза включив стартер и поворачивая рулевое колесо в обе стороны
до
упора.
- Присоедините к насосу ГУР Киа Рио трубопроводы и шланги, залейте
жидкость в бачок и удалите воздух из системы гидроусилителя рулевого
управления.
Необходимость в прокачке возникает при попадании в гидравлическую
систему воздуха во время замены жидкости, проведения ремонтных работ или
при
нарушении герметичности при эксплуатации.
Признаком наличия воздуха в системе является подклинивание рулевого
колеса при попытке резкого поворота. Кроме того, насос издает
повышенный шум в
момент поворота рулевого колеса, а жидкость в бачке обычно вспенивается.
Для прокачки системы гидроусилителя рулевого управления Киа Рио
выполните следующее:
- Залейте рабочую жидкость в систему гидроусилителя до метки «МАХ» на
стенке бачка.
- Пустите двигатель, поверните рулевое колесо пять-шесть раз в обе
стороны до упора.
- Заглушите двигатель и долейте рабочую жидкость до метки «МАХ».
- Повторяйте пп. 2-3 до тех пор, пока уровень в бачке не перестанет
понижаться.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________