Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Техобслуживание системы рулевого управления Киа Рио

На все модификации автомобилей Киа Рио устанавливают рулевое управление с гидроусилителем и механизмом рулевой рейки.

Рулевое управление состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма, оснащенного гидроусилителем, и двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с поворотными кулаками передней подвески.

Рулевое колесо с подушкой безопасности водителя, в центральной накладке рулевого колеса установлена клавиша включения звукового сигнала.

В зависимости от комплектации автомобиля Киа Рио может быть установлено рулевое колесо с клавишами управления аудиосистемой и клавишами управления телефоном. Ступица рулевого колеса прикреплена гайкой к валу рулевой колонки.



Рис.17. Детали рулевой колонки Киа Рио

1- нижний карданный шарнир промежуточного вала; 2- промежуточный вал; 3- верхний карданный шарнир промежуточного вала; 4, 6- кронштейн крепления рулевой колонки; 5- корпус рулевой колонки; 7- выключатель (замок) зажигания.

Рулевая колонка (рис.17) травмобезопасное, регулируемая по высоте, оборудована противоугонным устройством в замке зажигания, блокирующим вал рулевого колеса.

Промежуточный вал рулевого управления соединен с валом рулевого механизма карданным шарниром. На рулевой колонке размещены также органы управления светом фар, указателями поворота, омывателем и очистителем ветрового стекла.



Рис.18. Рулевая рейка автомобиля Киа Рио

1,11- наконечники рулевых тяг; 2,10- контргайки; 3,9- рулевые тяги; 4- возвратный трубопровод; 5- кронштейны крепления термоэкрана; 6- трубопроводы рулевого механизма; 7- уплотнитель; 8- вал-шестерня рулевого управления; 12,17- защитные чехлы; 13,16- кронштейны крепления рулевого механизма; 1; 14-напорный трубопровод; 15- картер рулевого механизма.

Механизм рулевой рейки Киа Рио (рис.18) установлен в подкапотном пространстве. Картер 15 рулевого механизма закреплен на поперечине передней подвески.

Давление рабочей жидкости в гидроусилителе создается насосом лопастного типа, который установлен на кронштейне двигателя и приводится в действие поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала.

Установленный в насосе перепускной клапан поддерживает требуемое давление рабочей жидкости в гидроусилителе рулевого управления в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Бачок гидроусилителя рулевого управления (ГУР) Киа Рио установлен в подкапотном пространстве на кронштейне возле правой передней стойки и соединен шлангами с насосом гидроусилителя рулевого управления и магистралью возврата рабочей жидкости.

При отказе гидроусилителя рулевого управления возможность управления автомобилем сохраняется, но усилие на рулевом колесе возрастает.

Рулевые тяги 3 и 9 (см. рис.18) прикреплены к рейке рулевого механизма шаровыми шарнирами. Наконечники 1 и 11 рулевых тяг с помощью шаровых шарниров прикреплены к поворотным кулакам передней подвески.

От проворачивания на рулевых тягах наконечники зафиксированы контргайками 2 и 10. Вращением наконечника на рулевой тяге регулируют схождение управляемых колес.

Снятие и установка рулевой колонки Киа Рио

Рулевая колонка автомобилей Kia Rio - один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения, поэтому замените установленные в рулевой колонке валы рулевого управления при наличии следующих дефектов:



- деформация или повреждение промежуточного вала В, люфт в карданном шарнире Б, повреждение его клеммовых соединений А с валом рулевого управления и валом-шестерней механизма рулевой рейки;

- деформация или повреждение вала рулевого управления А;



- повреждение шлицев соединения вала со ступицей Б рулевого колеса;

- повреждение механизма регулировки положения рулевой колонки.

Операции по замене рулевой колонки Киа Рио:

- Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

- Снимите рулевое колесо.

- Удалите кожух рулевой колонки.

- Снимите контактное кольцо подушки безопасности.

- Снимите подрулевые переключатели.

- Демонтируйте нижний декоративный щиток панели приборов.

- Сожмите фиксатор колодки жгута проводов и отсоедините колодку от контактной группы.

- Сожмите фиксатор колодки жгута проводов антенного блока иммобилизатора и отсоедините колодку блока от переходной колодки.

- Отожмите фиксатор и отсоедините держатель жгута проводов подрулевых переключателей, контактного кольца и выключателя (замка) зажигания.

- Выверните стяжной болт клеммового соединения нижнего карданного шарнира и снимите нижний шарнир с вала-шестерни рулевого механизма.

- Отверните болт нижнего крепления и отверните две гайки шпилек верхнего крепления рулевой колонки Киа Рио.

- Снимите рулевую колонку.

- Выверните стяжной болт клеммового соединения верхнего карданного шарнира и снимите верхний шарнир промежуточного вала с рулевого вала,

- Установите рулевую колонку, промежуточный вал и все детали в порядке, обратном снятию.

Замена механизма рулевой рейки Киа Рио

Рулевую рейку Киа Рио снимают для ремонта или замены. Однако учитывайте, что рулевой механизм - это важнейший элемент обеспечения безопасности движения.

Неквалифицированный ремонт рулевого механизма может привести к тяжелым последствиям, поэтому при необходимости ремонтируйте его только в специализированной мастерской или заменяйте новым.

Работы по замене механизма рулевой рейки Kia Rio:

- Снимите поперечину передней подвески.

- Отверните гайки крепления термоэкрана и снимите термоэкран.

- Выверните болт крепления держателя обратного трубопровода к кронштейну на скобе и отведите трубопровод в сторону.

- Выверните четыре болта крепления рулевого механизма к поперечине и снимите рулевой механизм.

- Отверните гайку крепления обратного трубопровода и снимите трубопровод.

- Открутите гайку напорного провода и демонтируйте трубопровод.

- Отверните гайки крепления трубопроводов рулевого механизма Киа Рио.

- Снимите трубопроводы механизма рулевой рейки.

- Демонтируйте кронштейн и резиновую втулку с рулевого механизма. Замените порванную или потрескавшуюся резиновую втулку.

- Вытяните резиновый уплотнитель из зацепления с фиксаторами и снимите резиновый уплотнитель с рулевого механизма.

- Установите детали в порядке, обратном снятию. Заполните систему гидроусилителя руля рабочей жидкостью и удалите из нее воздух.

Замена и ремонт редуктора рулевой рейки Киа Рио

Операции по демонтажу редуктора рулевой рейки Киа Рио:

- Снимите переднее колесо.

- Отсоедините напорный и возвратный шланги и слейте жидкость из системы ГУР Киа Рио.

- Отверните гайку и отсоедините тягу стабилизатора с узлом передней стойки.

- Открутите гайку и отсоедините наконечник рулевой тяги от переднего моста.

- Отверните гайку и снимите нижний рычаг.

- Выверните болт, затем отсоедините узел кардана от приводной шестерни рулевого механизма.

- Заблокируйте рулевое колесо в положении прямолинейного движения, чтобы предотвратить повреждение спиральной пружины при снятии-установке рулевого колеса.

- Снимите резиновый элемент подвески.

- Отвернув крепежные гайки и сняв болты крепления реактивной штанги, снимите поперечину с кузова.

- Выверните болты, отверните гайки и снимите передний подрамник.

- Выкрутите крепежные болты и снимите рулевой редуктор с поперечины.

- Установка производится в обратном порядке.

- Залейте в резервуар жидкость для гидроусилителя рулевого управления.

- Выпустите воздух из системы ГУР.

Операции по разборке редуктора рулевой рейки Киа Рио:

- Снимите наконечник соединительной тяги.

- Удалите пылезащитный чехол с шарового шарнира.

- Снимите хомут гофрированного чехла.

- Отсоедините фиксатор гофрированного чехла.

- Потяните сильфон наружу по направлению к поперечной рулевой тяге.

- Проверьте наличие ржавчины на рейке при замене сильфонов.

- Отсоедините питающую трубку от корпуса рулевой рейки Киа Рио.

- Медленно перемещая рейку, слейте жидкость из ее корпуса.

- Отожмите зубилом язычок стопорной шайбы, скрепляющей поперечную рулевую тягу и рейку.

- Демонтируйте наконечник соединительной тяги.

- Снимите поперечную рулевую тягу с рейки. Действуйте осторожно, чтобы не скрутить рейку.

- Отверните стопорную гайку заглушки зажима.

- Снимите заглушку зажима с помощью головки 14 мм.

- Отверните стопорную гайку и снимите заглушку зажима, пружину опоры и зажим опоры рулевой рейки с редуктора.

- Когда стопорное кольцо появится в прорези цилиндра корпуса рейки, поверните стопор рейки по часовой стрелке и выньте стопорное кольцо.

- Когда стопорное кольцо появится в прорези цилиндра корпуса рейки, поверните стопор рейки против часовой стрелки и снимите стопорное кольцо.

- Выньте втулку и рейку из корпуса.

- Снимите уплотнительное кольцо со втулки рулевой рейки Киа Рио.

- Снимите сальник со втулки рейки.

- Выньте клапан из корпуса с помощью мягкого молотка.

- Используя специальный инструмент, снимите с корпуса клапана сальник и шариковый подшипник.

- Выньте сальник и кольцевое уплотнение из корпуса рулевой рейки.

- Действуйте осторожно, чтобы не повредить цилиндр клапана приводной шестерни, расположенный в корпусе рейки.

- С помощью специальных инструментов извлеките сальник из корпуса рейки.

- Сборка проводится в порядке, обратном порядку разборки.

Замена насоса гидроусилителя рулевого управления Киа Рио

Для замены насоса ГУР Киа Рио выполните следующие операции:

- Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.

- Ослабьте хомут крепления к насосу гидроусилителя рулевого управления питающего шланга, сжав пассатижами его отогнутые ушки.

- Сдвиньте хомут по шлангу и отсоедините питающий шланг от патрубка насоса.

- Слейте рабочую жидкость из бачка ГУР Kia Rio в заранее подготовленную емкость.

- Отожмите фиксатор колодки жгута проводов датчика давления рабочей жидкости системы гидроусилителя рулевого управления и разъедините колодки.

- Извлеките держатель жгута проводов из кронштейна на корпусе насоса гидроусилителя рулевого управления.

- Выверните болт-штуцер напорного трубопровода и снимите болт вместе с уплотнительной шайбой.

- Отсоедините от насоса напорный трубопровод с уплотнительной шайбой, установленной под ней. При этом возможно вытекание небольшого количества рабочей жидкости из трубопровода насоса.

- Снимите уплотнительную шайбу.

- С помощью шприца откачайте остатки рабочей жидкости из насоса ГУР Киа Рио.

- Выверните два болта крепления насоса к кронштейну двигателя (второй болт находится под шкивом насоса) и снимите насос с кронштейна двигателя.

- Отожмите фиксатор колодки жгута проводов и отсоедините колодку от датчика давления рабочей жидкости системы гидроусилителя рулевого управления.

- Выверните два болта крепления трубопровода подводящего контура гидроусилителя и снимите трубопровод.

- Подденьте отверткой уплотнительное кольцо и снимите кольцо с насоса гидроусилителя.

- Выверните датчик давления рабочей жидкости системы гидроусилителя рулевого управления Киа Рио.

- Для предотвращения попадания грязи в насос заглушите отверстия трубопровода и датчика давления.

- Зафиксировав насос любым доступным способом, выверните клапан напорного трубопровода.

- Удерживая монтажной лопаткой шкив насоса от проворачивания, отверните гайку крепления шкива и снимите шкив насоса ГУР.

- Установите насос ГУР Киа Рио в порядке, обратном снятию.

- Смонтируйте ремень привода вспомогательных агрегатов.

- Залейте жидкость в систему гидроусилителя руля и удалите из нее воздух.

Замена наконечника рулевой тяги Киа Рио

Работу удобнее выполнять на подъемнике. Можно выполнить ее и на автомобиле, установленном на надежные опоры.

Замена наконечника показана на примере левой рулевой тяги, наконечник правой тяги заменяйте аналогично. Резьба левого наконечника правая, а правого - левая.

Работы по замене наконечника рулевой тяги Киа Рио:

- Поднимите и установите на опору переднюю часть автомобиля со стороны заменяемого наконечника. Снимите колесо.

- Сомкните усики шплинта гайки крепления пальца наконечника рулевой тяги и извлеките шплинт из отверстия пальца.

- Отверните гайку крепления шарового пальца наконечника к рычагу поворотного кулака передней подвески.

- Установите съемник шаровых шарниров и выпрессуйте палец наконечника рулевой тяги из рычага поворотного кулака передней подвески.

- Измерьте и запомните длину свободной части резьбы рулевой тяги, чтобы при сборке по возможности не нарушить угол схождения колес. Разница значений длины свободных резьбовых частей рулевых тяг должна быть не более 3 мм.

- Ослабьте затяжку контргайки наконечника рулевой тяги Kia Rio.

- Отверните наконечник от рулевой тяги, подсчитывая количество оборотов, чтобы при установке нового наконечника по возможности не изменилось схождение колес.

- Установите новый наконечник в порядке, обратном снятию, ввернув его в рулевую тягу на число оборотов, подсчитанное при снятии, и затяните контргайку.

- Повторно измерьте длину свободной части резьбы рулевой тяги. Она должна соответствовать значению, измеренному ранее.

- Если значение не соответствует, ослабьте контргайку и либо навинтите, либо свинтите наконечник в зависимости от того, увеличилась или уменьшилась длина свободной части резьбы. Затяните контргайку и повторите проверку.

Замена рулевой тяги Киа Рио

Рулевую тягу заменяют сравнительно редко, обычно при ее повреждении (деформация или срыв резьбы).

Узел крепления рулевой тяги к рейке рулевого механизма на автомобиле труднодоступен, поэтому в случае повреждения рулевой тяги для ее замены рекомендуем снять с автомобиля рулевой механизм в сборе с тягами.

Замену рулевой тяги Киа Рио производите в следующем порядке:

- Снимите рулевой механизм.

- Измерьте и запомните длину свободной части резьбы рулевой тяги, чтобы при сборке по возможности не нарушить угол схождения колес.

- Ослабьте затяжку контргайки наконечника рулевой тяги.

- Отверните наконечник от рулевой тяги Киа Рио, подсчитывая количество оборотов, чтобы при установке нового наконечника по возможности не изменилось схождение колес.

- Отверните контргайку.

- Ослабьте наружный хомут крепления чехла тяги, сжав его отогнутые ушки, и снимите хомут с чехла.

- Ослабьте замок внутреннего хомута чехла тяги.

- Сдвиньте чехол по тяге и отверните внутренний шаровой шарнир рулевой тяги Киа Рио.

- Отсоедините рулевую тягу от рейки.

- Снимите чехол с рулевой тяги.

Установите рулевую тягу и все детали в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:

- проверьте защитный чехол рулевой тяги. Если на чехле обнаружены трещины, замените его;

- установите новые хомуты крепления защитного чехла рулевой тяги.

Замена бачка гидроусилителя рулевого управления Киа Рио

Заменяйте бачок при чрезмерном загрязнении и повреждении расположенного в нем фильтра.

Операции по замене бачка ГУР Киа Рио:

- Сжав отогнутые ушки хомута крепления, сдвиньте хомут по шлангу и отсоедините питающий шланг от трубопровода насоса.

- Слейте рабочую жидкость из гидроусилителя в заранее подготовленную емкость и соедините шлаг с трубопроводом.

- Отожмите фиксаторы крепления бачка гидроусилителя рулевого управления и снимите бачок с кронштейна.

- Сжав отогнутые ушки хомутов крепления, сдвиньте хомуты вдоль шлангов.

- Отсоедините питающий и обратный шланги, а затем снимите бачок ГУР Киа Рио.

- Установите бачок гидроусилителя рулевого управления в порядке, обратном снятию.

- Долейте жидкость в бачок до метки «МАХ» и удалите воздух из системы гидроусилителя руля.

Замена рабочей жидкости и прокачка системы гидроусилителя рулевого управления Киа Рио

Согласно рекомендации завода-изготовителя жидкость в системе ГУР Киа Рио не меняют в течение всего срока эксплуатации автомобиля.

Однако если жидкость в бачке сильно загрязнена и потемнела, то ее следует заменить. При сильном загрязнении и потемнении жидкости проверьте исправность насоса гидроусилителя рулевого управления. Возможно, его необходимо заменить.

Для замены рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля Kia Rio выполните следующее:

- Поднимите переднюю часть автомобиля до момента отрыва колес от поверхности площадки и установите на опоры.

- Снизьте давление в системе питания двигателя.

- Ослабьте хомут крепления к трубопроводу насоса гидроусилителя руля питающего шланга, сжав пассатижами его отогнутые ушки.

- Сдвиньте хомут по шлангу и отсоедините питающий шланг от трубопровода насоса ГУР Киа Рио.

- Слейте рабочую жидкость из бачка гидроусилителя в заранее подготовленную емкость.

- Выверните болт-штуцер напорного трубопровода и снимите болт вместе с уплотнительной шайбой.

- Отсоедините от насоса напорный трубопровод с уплотнительной шайбой, установленной под ней. При этом возможно вытекание небольшого количества рабочей жидкости из трубопровода насоса. При сборке замените уплотнительные шайбы новыми.

- Опустите отсоединенные питающий и напорный трубопроводы в заранее подготовленную емкость.

- Слейте рабочую жидкость из системы гидроусилителя рулевого управления, два-три раза включив стартер и поворачивая рулевое колесо в обе стороны до упора.

- Присоедините к насосу ГУР Киа Рио трубопроводы и шланги, залейте жидкость в бачок и удалите воздух из системы гидроусилителя рулевого управления.

Необходимость в прокачке возникает при попадании в гидравлическую систему воздуха во время замены жидкости, проведения ремонтных работ или при нарушении герметичности при эксплуатации.

Признаком наличия воздуха в системе является подклинивание рулевого колеса при попытке резкого поворота. Кроме того, насос издает повышенный шум в момент поворота рулевого колеса, а жидкость в бачке обычно вспенивается.

Для прокачки системы гидроусилителя рулевого управления Киа Рио выполните следующее:

- Залейте рабочую жидкость в систему гидроусилителя до метки «МАХ» на стенке бачка.

- Пустите двигатель, поверните рулевое колесо пять-шесть раз в обе стороны до упора.

- Заглушите двигатель и долейте рабочую жидкость до метки «МАХ».

- Повторяйте пп. 2-3 до тех пор, пока уровень в бачке не перестанет понижаться.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________