Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Сервисное обслуживание сцепления автомобиля Киа Рио

На автомобили Киа Рио, укомплектованные механической коробкой передач, монтируют сухое однодисковое сцепление с центральной диафрагменной пружиной.

Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач и предназначено для разъединения и соединения маховика, расположенного на коленчатом валу двигателя, и первичного вала коробки передач.

Сцепление Киа Рио состоит из ведомого (фрикционного) диска, кожуха сцепления с нажимным диском и диафрагменной пружиной, а также механизма выключения сцепления.



Рис.5. Элементы сцепления Киа Рио

1- кожух сцепления с нажимным диском; 2- диафрагменная пружина; 3- ведомый диск; 4- маховик.

Нажимной диск (корзина) смонтирован в стальном штампованном кожухе 1 (рис.5.), прикрепленном шестью болтами к маховику 4 двигателя.

Ведомый диск 3 установлен на шлицах первичного вала коробки передач и зажат диафрагменной пружиной 2 между маховиком и нажимным диском.

Подшипник выключения сцепления установлен на направляющей втулке 3, запрессованной в картер 1 сцепления, и перемещается по втулке вилкой 4, которую в свою очередь приводит в действие рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления.

Рис.6. Механизм выключения сцепления Kia Rio

1- картер сцепления; 2- подшипник выключения сцепления; 3- направляющая втулка подшипника выключения сцепления; 4- вилка выключения сцепления.

Гидравлический привод выключения сцепления Киа Рио включает в себя следующее:

- главный цилиндр выключения сцепления, установленный в моторном отсеке на щите передач;

- рабочий цилиндр, расположенный на картере коробки передач;

- трубопровод, состоящий из трубки и промежуточного шланга, соединяющих главный цилиндр с рабочим цилиндром;

- педаль сцепления, кронштейн которой прикреплен к кузову.

В исходное положение педаль возвращается пружиной.

Главный цилиндр сцепления соединен шлангом с бачком, установленным на главном тормозом цилиндре (бачок общий для обоих главных цилиндров).

В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость. Предусмотрена регулировка привода выключения сцепления в эксплуатации.

Диагностика и регулировки сцепления Киа Рио

Регулировка хода педали привода выключения сцепления Киа Рио

Ход педали сцепления проверяют для оценки его технического состояния и при выяснении причин нарушения его нормальной работы (сцепление «ведет», буксует и пр.).

Проверьте свободный ход педали. Для этого нажмите на педаль до появления ощутимого сопротивления ее перемещению. Измеренное значение должно быть в пределах 6-13 мм.

Измерьте высоту педали, расстояние от площадки педали до пола должно составлять (140+5) мм. Если свободный ход педали больше, возможно нечеткое выключение сцепления (сцепление «ведет»).

При чрезмерно малом свободном ходе или его полном отсутствии сцепление не полностью включается (сцепление пробуксовывает).

Если свободный ход педали отличается от номинального значения, ослабьте на педальном узле затяжку контргаек, и, изменяя положение датчика начала хода педали сцепления, добейтесь требуемого значения свободного хода.

При этом должен появиться небольшой зазор между педалью сцепления и резьбой датчика начала хода педали сцепления, номинальный зазор должен составлять 0,5-1,0 мм. Если положение педали сцепления отрегулировать не удается, прокачайте гидропривод или замените сцепление.

Снятие и установка сцепления Kia Rio

Основные неисправности, для устранения которых необходимы снятие и разборка сцепления Киа Рио:

- повышенный (по сравнению с привычным) шум при выключении сцепления;

- рывки при работе сцепления;

- неполное включение сцепления (сцепление буксует);

- неполное выключение сцепления {сцепление ведет).

Работы по замене сцепления Киа Рио:

- Снимите коробку передач.

- Если устанавливается прежний нажимной диск, следует пометить любым способом (например, маркером) взаимное расположение кожуха диска и маховика, чтобы установить нажимной диск в прежнее положение (для сохранения балансировки).

- Удерживая маховик монтажной лопаткой (или большой отверткой) от проворачивания, выверните шесть болтов крепления кожуха нажимного диска (корзины) сцепления к маховику.

- Затяжку болтов ослабляйте равномерно: каждый болт по два оборота ключа, переходя от болта к болту по диаметру.

- Снимите с маховика корзину и ведомый диски сцепления Киа Рио, придерживая ведомый диск.

- Осмотрите ведомый диск сцепления. Трещины на деталях ведомого диска не допускаются. Ведомый диск состоит из двух кольцевых фрикционных накладок, которые укреплены на ступице диска через демпферные пружины.

- Если накладки ведомого диска замаслены, то причиной может быть износ сальника первичного вала коробки передач. Возможно, требуется его замена.

- Проверьте степень износа фрикционных накладок ведомого диска. Если головки заклепок утоплены менее чем на 1,4 мм, поверхность фрикционных накладок замаслена или ослаблены заклепочные соединения, то ведомый диск необходимо заменить.

- Проконтролируйте надежность фиксации демпферных пружин в гнездах ступицы ведомого диска сцепления Киа Рио, пытаясь переместить их в гнездах ступицы рукой. Если пружины легко перемещаются в гнездах или сломаны, замените диск.

- Проверьте биение ведомого диска, если при визуальном осмотре обнаружено его коробление. Если биение больше 0,5 мм, замените диск.

- Осмотрите рабочие поверхности трения маховика и нажимного диска, обратив внимание на отсутствие глубоких рисок, задиров, забоин, явных следов износа и перегрева. Замените дефектные узлы.

- При ослаблении заклепочных соединений деталей кожуха и нажимного диска (корзины) замените корзину сцепления Киа Рио в сборе.

- Внешним осмотром оцените состояние диафрагменной пружины нажимного диска. Наличие трещин на диафрагменной пружине не допускается.

- Места контакта лепестков пружины с подшипником выключения сцепления должны находиться в одной плоскости и не иметь явных следов износа (износ не должен быть более 0,8). В противном случае замените нажимной диск в сборе.

- Осмотрите соединительные звенья кожуха и диска. Если звенья деформированы или сломаны, замените нажимной диск в сборе.

- Внешним осмотром оцените состояние опорных колец нажимной пружины с наружной и внутренней стороны пружины. Кольца не должны иметь трещин и следов износа. В противном случае замените корзину сцепления Киа Рио в сборе.

- Перед установкой сцепления проверьте легкость перемещения ведомого диска по шлицам первичного вала коробки передач. При необходимости устраните причины заедания или замените дефектные детали.

- Нанесите на шлицы ступицы ведомого диска тугоплавкую консистентную смазку.

- При монтаже сцепления Киа Рио сначала установить ведомый диск, а затем кожух корзины (нажимного диска), совместив нанесенные перед снятием метки, и вверните болты крепления кожуха к маховику.

- Вворачивайте болты равномерно, по одному обороту ключа каждый, в нужной последовательности.

- Снимите оправку и установите коробку передач.

- Проверьте работу сцепления.

Замена подшипника и вилки выключения сцепления Киа Рио

Признаком необходимости замены подшипника выключения сцепления является повы-шенный шум в момент нажатия на педаль сцепления.

При замене подшипника выключения сцепления по причине шума проверьте состояние лепестков нажимной пружины ведущего диска.

При сильном износе концов лепестков в местах контакта с подшипником замените ведущий диск в сборе.

Подшипник выключения сцепления в сборе с муфтой установлен на направляющей втулке и соединен с вилкой выключения сцепления.

Вилка своими цапфами вставлена до упора в пазы муфты подшипника и опирается на шаровую опору, ввернутую в картер сцепления.

Фиксацию вилки в определенном положении обеспечивает пружинный фиксатор.

Операции по замене подшипника и вилки сцепления Kia Rio:

- Снимите коробку передач.

- Перемещая подшипник выключения сцепления по направляющей втулке вперед выведите вилку из пазов муфты подшипника и снимите подшипник.

- Подденьте отверткой фиксатор крепления вилки на шаровой опоре и выведите концы фиксатора из зацепления с вилкой выключения сцепления.

- Извлеките вилку выключения сцепления из картера сцепления.

- При необходимости снимите грязезащитный чехол. Поврежденный грязезащитный чехол можно заменить, не снимая вилку выключения сцепления Киа Рио.

- Смажьте тонким слоем тугоплавкой консистентной смазки наружную поверхность направляющей втулки, шлицы первичного вала коробки передач, шаровую опору вилки выключения сцепления поверхности вилки, контактирующие с шаровой опорой и с муфтой подшипника выключения сцепления.

- Установите вилку выключения сцепления, грязезащитный чехол и новый подшипник в сборе с муфтой (убедившись в плавности и бесшумности его вращения и отсутствии люфтов) в порядке, обратном снятию.

Замена главного цилиндра привода выключения сцепления Киа Рио

Работы по замене главного цилиндра сцепления Киа Рио:

- Снимите аккумуляторную батарею.

- Демонтируйте блок управления двигателем в сборе с кронштейном.

- Откройте пробку бачка главного тормозного цилиндра и откачайте тормозную жидкость, например шприцем или резиновой грушей.

- Сожмите отогнутые ушки хомута крепления шланга подачи рабочей жидкости из бачка главного тормозного цилиндра и сдвиньте хомут по шлангу.

- Отсоедините шланг от штуцера бачка и слейте тормозную жидкость.

- Поддев отверткой, извлеките пружинный фиксатор и отсоедините наконечник трубки.

- Соединение трубок с главным цилиндром сцепления Киа Рио уплотнено резиновым кольцом. Заменяйте кольца новыми при каждом разъединении соединений.

- Сожмите отогнутые ушки хомута крепления шланга подачи рабочей жидкости в главный цилиндр привода выключения сцепления и сдвиньте хомут по шлангу.

- Отсоедините шланг от штуцера главного цилиндра привода выключения сцепления и снимите его.

- В салоне автомобиля под панелью приборов подденьте пружинный фиксатор и извлеките его из отверстия оси крепления наконечника штока главного цилиндра привода выключения сцепления Киа Рио.

- Снимите шайбу.

- Удалите с оси педали наконечник штока главного цилиндра привода выключения сцепления.

- Отверните три гайки шпилек крепления главного тормозного цилиндра привода выключения сцепления к кронштейну педали и извлеките главный цилиндр привода выключения сцепления из отверстия щита передка.

- Установите детали в порядке, обратном снятию, и удалите воздух из гидропривода выключения сцепления.

Замена рабочего цилиндра привода выключения сцепления Киа Рио

Рабочий цилиндр заменяют при неполном выключении сцепления, чаще всего это происходит при износе уплотнительных манжет, установленных а цилиндре, вследствие чего появляется течь рабочей жидкости.

Для замены рабочего цилиндра сцепления Киа Рио выполните следующие операции:

- Выверните болт-штуцер и отведите его от рабочего цилиндра.

- Заглушите отверстие штуцера, чтобы не вытекала тормозная жидкость.

- Обратите внимание на наличие и взаимное расположение двух медных уплотнительных шайб. Шайбы при сборке замените новыми.

- Выверните два болта крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления Киа Рио.

- Снимите рабочий цилиндр.

- Установите детали в порядке, обратном снятию, предварительно смазав консистентной смазкой сопрягаемые поверхности штока рабочего цилиндра и вилки выключения сцепления.

- Удалите воздух из системы.

Прокачка гидропривода выключения сцепления Киа Рио

Если при нажатой до упора педали сцепление выключается не полностью («ведет»), что сопровождается характерным скрежетом шестерен при включении передачи заднего хода, возможно, в гидравлический привод сцепления попал воздух. Удалите его прокачкой гидропривода.

Кроме того, прокачку выполняют при заполнении гидропривода жидкостью после ее замены или ремонта узлов системы, связанного с разгерметизацией системы.

Прокачку гидравлического привода сцепления Киа Рио проводят следующим образом:

- Проверьте уровень рабочей жидкости в бачке главного тормозного цилиндра (бачок общий для обоих главных цилиндров) и при необходимости доведите его до нормы.

- Снимите защитный колпачок с клапана рабочего цилиндра сцепления для удаления воздуха.

- Наденьте на клапан шланг и опустите его конец в емкость с небольшим количеством тормозной жидкости. Попросите помощника нажать на педаль сцепления 4 или 5 раз с интервалами 2-3 с, а затем удерживать ее нажатой.

- Выверните клапан на 3/4 оборота. Из шланга в емкость будет вытекать жидкость с пузырьками воздуха.

- Заверните клапан и попросите отпустить педаль сцепления Kia Rio.

- Повторите операции 3 и 4 несколько раз до начала выхода из шланга жидкости без пузырьков воздуха.

- Во время прокачки гидропривода периодически проверяйте уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Не допускайте падения уровня жидкости в бачке ниже 25 мм от его дна.

- Своевременно доливайте жидкость, иначе при осушении дна бачка в систему попадет воздух и прокачку придется повторять снова.

- Заверните клапан, наденьте защитный колпачок и при необходимости долейте жидкость в бачок главного тормозного цилиндра.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________