Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Тормозная система автомобиля Ниссан Альмера

Автомобиль Ниссан Альмера Классик оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной. Первая, оснащенная гидравлическим приводом, обеспечивает торможение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке.

Рабочая система двухконтурная, с диагональным соединением тормозных механизмов передних и задних колес.

Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой - левого переднего и правого заднего.

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы Ниссан Альмера используется другой контур, обеспечивающий остановку с достаточной эффективностью.

В гидравлический привод включены главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель, гидроэлектрический блок антиблокировочной системы тормозов, тормозные механизмы передних и задних колес вместе с рабочими цилиндрами, трубопроводы.

Привод стояночной тормозной системы тросовый, на тормозные механизмы задних колес.

Тормозные механизмы передних колес дисковые, с автоматической регулировкой зазора между колодками 4 (рис. 35) и диском 7, с плавающей скобой.

Подвижная скоба образована суппортом 6 с однопоршневым рабочим тормозным цилиндром Ниссан Альмера. Направляющая колодок прикреплена болтами к поворотному кулаку.

Подвижная скоба крепится болтами к направляющим пальцам 3, установленным в отверстия направляющей колодок. Направляющие пальцы смазаны консистентной смазкой и защищены резиновыми чехлами.

В полости колесного цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском, поверхность которого защищена щитом тормоза.

При торможении поршень под воздействием давления жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, в результате силы реакции суппорт перемещается на пальцах и наружная колодка тоже прижимается к диску, причем сила прижатия колодок оказывается одинаковой.

При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительного кольца отводится от колодки, между колодками и диском образуется небольшой зазор.

Главный тормозной цилиндр автомобиля Nissan Almera типа «тандем» гидравлического привода тормозов состоит из двух отдельных камер, соединенных с независимыми гидравлическими контурами.

Первая камера связана с правым средним и левым задним тормозными механизмами, вторая - с левым передним и правым задним.

На главный цилиндр через резиновые сочинительные втулки б установлен бачок 2, внутренняя полость которого разделена перегородками на два отсека. Каждый отсек питает одну из камер главного тормозного цилиндра.

При нажатии на педаль тормоза поршни равного тормозного цилиндра начинают перемещаться, рабочими кромками манжет перекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются и начинается вытеснение тормозной жидкости.



Рис. 35. Детали переднего механизма тормоза Ниссан Альмера

1 - клапан выпуска воздуха; 2 - тормозной шланг; 3 - направляющий палец; 4 - тормозные колодки; 5 - направляющая колодок; 6 - суппорт; 7 - тормозной диск


Рис. 36. Главный тормозной цилиндр Ниссан Альмера Классик в сборе с бачком

1 - главный тормозной цилиндр; 2 - бачок главного тормозного цилиндра; 3 - пробка бачка; 4 - датчик уровня тормозной жидкости; 5 - крепежный штифт; 6 - соединительные втулки

Вакуумный усилитель, установленный между механизмом педали и главным тормозным цилиндром, при торможении за счет разрежения во впускной трубе двигателя через шток и поршень первой камеры главного цилиндра создает дополнительное усилие, пропорциональное усилию от педали.

В шланге, соединяющем вакуумный усилить с впускной трубой, установлен обратный клапан.

Он удерживает в усилителе разрежете при его падении во впускной трубе и препятствует попаданию топливовоздушной смеси в вакуумный усилитель.

Тормозные механизмы задних колес барабанные, с регулятором зазора между колодками и барабаном.

Тормозные колодки 1 и 4 (рис. 37) приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром 8 с двумя поршнями.



Рис. 37. Детали заднего механизма тормоза Ниссан Альмера

1 - задняя тормозная колодка; 2 - нижняя стяжная пружина колодок; 3 - шит тормозного механизма; 4 - передняя тормозная колодка, 5 - опорная стойка колодки; 6 - регулятор зазора между тормозными колодками и барабаном; 7 - верхняя стяжная пружина колодок; 8 - колесный цилиндр; 9 - ступица заднего колеса

Стояночный (ручной) тормоз автомобиля Nissan Almera, приводимый в действие механически, состоит из рычага, установленного на основании кузова между передними сиденьями, переднего троса с регулировочным устройством и уравнителем, к которому присоединены два задних троса, а также разжимных рычагов установленных в тормозных механизмах задних колес.

Стояночный тормоз не требует особого ухода. При текущем ремонте проверьте степень износа зубьев сектора и собачки. Чрезмерно изношенные детали замените. При обнаружении обрыва оболочек или проволочек тросов нужно заменить их новыми.

АБС автомобиля Ниссан Альмера Классик

Антиблокировочная система тормозов (ABS) Ниссан Альмера состоит из датчиков частоты вращения колес, выключателя на педали тормоза, гидроэлектронного модуля управления и сигнальной лампы в комбинации приборов.

Антиблокировочная система также оборудована системой Nissan Brake Assist, обеспечивающей торможение автомобиля с максимальной эффективностью при резком нажатии на педаль тормоза, системой распределения тормозных усилий (EBD) и системой самодиагностики, выявляющей неисправности компонентов системы.

ABS служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при торможении в сложных дорожных условиях, предотвращая блокировку колес.

Система АБС Ниссан Альмера обеспечивает следующие преимущества:

- объезд препятствий с более высокой степенью безопасности, в том числе и при экстренном торможении;

- сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением курсовой устойчивости и управляемости автомобиля, в том числе и в повороте.

В случае неисправности системы предусмотрены функции диагностики и поддержания работы при отказах системы.

Гидроэлектронный модуль управления получает информацию о скорости движения автомобиля, направлении движения и дорожных условиях от датчиков частоты вращения колес, датчика давления в системе гидроусилителя рулевого управления и датчика положения дроссельной заслонки.

После включения зажигания блок управления подает напряжение на датчики частоты вращения колес.

В датчиках частоты вращения колес используется эффект Холла, они генерируют выходной сигнал в виде прямоугольных импульсов.

Сигнал изменяется пропорционально частоте вращения импульсного кольца датчика. На основе этой информации блок управления определяет оптимальный режим торможения колес.

Различают следующие режимы работы ABS Ниссан Альмера Классик:

- режим нормального торможения. При нормальном торможении впускной клапан открыт, выпускной клапан закрыт. При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость под давлением подается в рабочий цилиндр и приводит в действие тормозные механизмы колес. При отпускании педали тормоза тормозная жидкость возвращается в главный тормозной цилиндр через впускной и обратный клапаны;

- режим экстренного торможения. Если при экстренном торможении начинается блокировка колеса, модуль выдает на электродвигатель насоса команду на уменьшение подачи тормозной жидкости, затем напряжение подается на каждый электромагнитный клапан. Впускной клапан закрывается, и подача тормозной жидкости из главного цилиндра и насоса перекрывается; выпускной клапан открывается, и тормозная жидкость поступает из рабочего цилиндра в главный, а затем в бачок, что вызывает снижение давления;

- режим поддержания давления. При максимальном снижении давления в рабочем тормозном цилиндре Ниссан Альмера модуль выдает на электромотор насоса команду на поддержание давления тормозной жидкости, напряжение подается на впускной клапан и не подается на выпускной клапан. Впускной и выпускной клапаны закрыты, тормозная жидкость из рабочего цилиндра не уходит;

- режим повышения давления. Если модуль определяет, что колесо не заблокировано, то напряжение на электромагнитные клапаны не подается, тормозная жидкость через входной клапан поступает в рабочий цилиндр, давление в котором возрастает.

Для диагностики и ремонта АБС тормозов требуются специальное оборудование и оснастка. Поэтому в случае выхода ее из строя обращайтесь на специализированную станцию технического обслуживания.

Гидравлическая система тормозов объединена в единое целое металлическими трубками и шлангами. Система заполнена специальной тормозной жидкостью класса не ниже DOT-4, которую необходимо периодически заменять.

Датчики частоты вращения колес АБС Ниссан Альмера

Датчик частоты вращения переднего колеса установлен в отверстии поворотного кулака передней подвески.

Для замены датчика частоты вращения переднего колеса системы ABS Ниссан Альмера Классик выполните следующее:

- Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

- Снимите подкрылок со стороны заменяемого датчика.

- В моторном отсеке сожмите фиксатор колодки жгута проводов датчика частоты вращения колеса и разъедините колодку.

- Выверните болт крепления держателя жгута проводов датчика к брызговику моторного отсека и снимите держатель.

- Извлеките резиновую втулку жгута проводов датчика из держателя амортизаторной стойки.

- Выверните болт крепления датчика к поворотному кулаку.

- Извлеките датчик из отверстия в кулаке и, протолкнув жгут проводов вместе с уплотнительной резиновой втулкой через отверстие брызговика моторного отсека, снимите датчик с автомобиля.

- Установите детали в порядке, обратном снятию.

Датчик частоты вращения заднего колеса установлен на грязезащитном щите тормозного механизма.

Для замены датчика частоты вращения заднего колеса АБС Ниссан Альмера Классик выполните следующее:

- Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

- Включите I передачу и установите упоры под передние колеса.

- Приподнимите заднюю часть автомобиля. установите на надежную опору и снимите заднее колесо.

- Сожмите фиксатор колодки жгута проводов датчика частоты вращения колеса и разъедините колодку.

- Выверните болт крепления держателя жгута проводов датчика к основанию кузова и снимите держатель.

- Выверните болт крепления датчика к грязезащитному щиту.

- Извлеките датчик из отверстия щита.

- Выверните два болта крепления держателя жгута проводов датчика к продольному рычагу задней подвески.

- Извлеките резиновую втулку жгута проводов датчика из держателя балки задней подвески и снимите датчик с автомобиля.

- Установите датчик в порядке, обратном снятию.

Если после замены датчика частоты вращения колеса не гаснет сигнальная лампа неисправности антиблокировочной системы тормозов, обратитесь в центр техобслуживания для диагностики АВS.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________