Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Система охлаждения Рено Логан


Рис.7. Система охлаждения двигателя автомобиля Рено Логан

1 — отводящий шланг радиатора; 2 — подводящий шланг радиатора; 3 — дополнительный резистор; 4 — вентилятор; 5 — радиатор; 6 — кожух вентилятора; 7 — корпус термостата Renault Logan; 8 — выпускной патрубок головки блока цилиндров; 9 — пароотводящий шланг; 10 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 11 — подводящий шланг радиатора отопителя; 12 — штуцер выпуска воздуха; 13 — отводящий шланг радиатора отопителя; 14 — расширительный бачок; 15 — наливной шланг; 16 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости

Система охлаждения Рено Логан — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, термостата, соединительных шлангов и радиатора с электрическим вентилятором. К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя.

Заправляется система охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости. На стенке расширительного бачка нанесены метки «МАХ» и «MIN», между которыми должен находиться уровень жидкости на холодном двигателе.

К верхнему штуцеру бачка подсоединен пароотводящий шланг, соединяющий бачок с корпусом термостата Рено Логан. Нижний штуцер бачка соединяется наливным шлангом с отводящим (нижним) шлангом радиатора и подводящей трубой водяного насоса.

Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпуcкным клапанами в крышке расширительного бачка.

На шланге подвода жидкости к отопителю имеется штуцер для выпуска воздуха из системы охлаждения Рено Логан при ее заправке жидкостью. Штуцер закрыт колпачком. Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает насос охлаждающей жидкости.

Водяной насос Рено Логан



Рис.8. Водяной насос (помпа) Рено Логан

1-корпус, 2-крыльчатка, 3-место нанесения герметика

Водяная помпа Рено Логан — лопастная, центробежного типа, приводится зубчатым ремнем привода ГРМ от зубчатого шкива коленчатого вала.

Помпа состоит из корпуса, подшипникового узла с уплотнением, крыльчатки и зубчатого шкива. Жидкость поступает к ней через подводящую трубу, расположенную на передней стенке блока цилиндров под выпускным коллектором.

Снятие водяного насоса (помпы) системы охлаждения Рено Логан



Рис.9. Порядок затяжки болтов крепления водяной помпы Рено Логан

Помпу Рено Логан заменяем в сборе при появлении шума подшипника или в случае тугого вращения шкива при снятом приводном ремне, большом радиальном люфте вала или появлении течи жидкости из контрольного отверстия. Насос устанавливается на герметик.

Сливаем охлаждающую жидкость. Снимаем зубчатый ремень привода ГРМ и натяжной ролик. Головкой «на 10» отворачиваем семь болтов 1 и головкой «на 13» — один болт 2 крепления водяного насоса Рено Логан к блоку цилиндров. Поддев шлицевой отверткой выступ на корпусе насоса, отжимаем насос от блока цилиндров.

Снимаем водяную помпу Рено Логан. Перед установкой очищаем от остатков старого герметика и жидкости привалочные плоскости насоса и блока цилиндров. Наносим тонкий слой герметика на привалочную плоскость насоса и резьбовую часть болтов крепления насоса.

Устанавливаем помпу в обратной последовательности. Затягиваем болты крепления предписанными моментами.

Термостат системы охлаждения Рено Логан

Из водяного насоса жидкость под давлением подается в рубашку охлаждения двигателя Рено Логан, а оттуда — к выпускному патрубку головки блока цилиндров, к которому присоединен корпус термостата.

На непрогретом двигателе Рено Логан клапан термостата закрыт и перекрывает патрубок корпуса термостата, ведущий к радиатору системы охлаждения.

При этом вся жидкость через выпускной патрубок головки блока цилиндров попадает в радиатор отопителя, минуя радиатор системы охлаждения, и возвращается к насосу — малый круг циркуляции.

По мере прогрева мотора, при температуре жидкости 89 °С клапан термостата начинает перемещаться, пропуская поток жидкости в радиатор системы охлаждения.

При температуре 95±2 °С клапан термостата Рено Логан полностью открывается и жидкость поступает в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху.

Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор системы охлаждения образует большой круг циркуляции. Через радиатор отопителя жидкость циркулирует постоянно и не зависимо от положения клапана термостата.

Снятие и проверка термостата Рено Логан

Термостат Рено Логан заменяем при нарушении теплового режима двс, когда он либо перегревается, либо недостаточно нагревается. При проверке термостата на автомобиле после пуска холодного двигателя отводящий от радиатора нижний шланг некоторое время должен оставаться холодным.

При этом клапан термостата закрыт и жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 89 °С нижний шланг радиатора должен быстро нагреваться, что указывает на начало циркуляции охлаждающей жидкости по большому кругу.

Для демонтажа термостата Рено Логан сливаем охлаждающую жидкость. Для уменьшения объема проводимых работ термостат можно заменить не снимая шланги с патрубков корпуса термостата. Отворачиваем три болта крепления корпуса термостата и отсоединяем его от выпускного патрубка
головки блока цилиндров.

Вынимаем термостат из корпуса. Снимаем резиновую прокладку с термостата. Если прокладка повреждена или потеряла эластичность, ее необходимо заменить новой.

Для проверки термостата Рено Логан опускаем его в сосуд с водой. Подогреваем сосуд, одновременно помешивая воду и контролируя по термометру начало открытия клапана. Шток клапана должен начать выдвигаться при температуре 89 °С на что указывает цифра «89» на клапане термостата.

При температуре 95±2 °С клапан должен полностью открыться — ход штока не менее 8 мм. Устанавливаем термостат в обратной последовательности. При этом затягивать болты крепления следует осторожно, во избежание повреждения пластмассового корпуса термостата.

Радиатор системы охлаждения Рено Логан

Радиатор системы охлаждения Рено Логан состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками с охлаждающими пластинами.

Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок, а отводится через нижний. В радиаторе отсутствует сливное отверстие. Электрический вентилятор установлен в кожухе за радиатором. Лопасти крыльчатки вентилятора выполнены с переменным шагом.



Рис.10. Радиатор Рено Логан

1 — резиновая подушка нижнего крепления; 2 — отводящий патрубок; 3 — левый бачок; 4 — подводящий патрубок; 5 — кронштейн с подушкой верхнего крепления; 6 — правый бачок

С повышением температуры охлаждающей жидкости вентилятор включается по команде электронного блока управления (ЭБУ) двигателем через реле. На автомобилях Renault Logan, оборудованных кондиционером, на кожухе вентилятора установлен дополнительный резистор.

При повышении температуры охлаждающей жидкости или при включении кондиционера ЭБУ включает вентилятор через дополнительный резистор и вентилятор вращается с малой скоростью.

При дальнейшем повышении температуры жидкости и достижении значения давления хладагента выше порогового уровня ЭБУ включает электродвигатель, минуя резистор, и вентилятор вращается с большой скоростью.

Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в торце головки блока цилиндров с левой стороны по ходу автомобиля Renault Logan. Датчик выдает информацию на указатель температуры в комбинации приборов и электронный блок системы управления двигателем.

Все шланги системы охлаждения закреплены на патрубках одноразовыми хомутами. Поэтому при ремонте системы охлаждения заменяем штатные хомуты червячными подходящего размера.

Снятие радиатора Рено Логан

Снимаем радиатор Рено Логан для проверки его на герметичность (при подозрении на течь) или замены при повреждении, а также для доступа к конденсатору системы кондиционирования.

Подводящий и отводящий шланги радиатора крепятся к его патрубкам одноразовыми хомутами, поэтому при последующей установке радиатора хомуты необходимо заменить новыми — червячными (диаметром 40 мм). Cливаем охлаждающую жидкость.

Расстегнув хомут крепления подводящего шланга радиатора Рено Логан снимаем шланг с патрубка радиатора. На автомобиле без кондиционера отворачиваем две гайки кронштейнов верхнего крепления радиатора к верхней поперечине рамки радиатора.

На автомобиле с кондиционером снимаем передний бампер и отворачиваем две гайки кронштейнов верхнего крепления радиатора. Отворачиваем саморез крепления конденсатора к левому бачку радиатора. Аналогично отворачиваем саморез крепления конденсатора к правому бачку радиатора.

В нижней части пластмассовых бачков радиатора Рено Логан выполнены пазы, в которые входят кронштейны конденсатора системы кондиционирования.

Наклоняя верхнюю часть радиатора к двигателю, выводим шпильки кронштейнов его верхнего крепления из отверстий верхней поперечины рамки радиатора.

Сдвигая конденсатор вверх, выводим кронштейны конденсатора системы кондиционирования из пазов радиатора и вынимаем радиатор из моторного отсека вместе с нижними резиновыми подушками его крепления. Снимаем с пальцев радиатора Renault Logan кронштейны верхнего крепления и резиновые подушки нижнего крепления.

При необходимости вынимаем резиновые подушки из кронштейнов верхнего крепления. Потрескавшиеся, потерявшие упругость подушки заменяем.

Устанавливаем радиатор Рено Логан в обратной последовательности. Если резиновые подушки нижнего крепления радиатора снялись вместе с ним, то при установке радиатора сначала вставляем подушки в отверстия подрамника. Заливаем охлаждающую жидкость в систему охлаждения и доводим уровень жидкости в бачке до нормы.

Снятие вентилятора радиатора Рено Логан

Вентилятор снимаем для замены, а также при демонтаже радиатора системы охлаждения двигателя Рено Логан и конденсатора системы кондиционирования. Отсоединяем клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи.

Разжав пластмассовый держатель на кожухе вентилятора вынимаем из него шланг бачка гидроусилителя рулевого управления. Сдвигаем вверх с кронштейна верхней поперечины рамки радиатора бачок, не отсоединяя от него шланг, и отводим в сторону. Отворачиваем два винта крепления кронштейна бачка и снимаем кронштейн.

Раскрываем держатель на кожухе вентилятора и выводим из него трубку компрессора кондиционера. Отжав фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем Рено Логан, отсоединяем колодку от электродвигателя вентилятора. Отжав фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем, отсоединяем колодку от дополнительного резистора.

При необходимости замены дополнительного резистора утапливаем отверткой два фиксатора резистора и сдвигаем его вверх так, чтобы выступы на резисторе вышли из-под скоб на кожухе вентилятора. Кожух вентилятора установлен в четырех держателях, расположенных с левой и правой сторон на пластмассовых бачках радиатора.

Два верхних держателя имеют фиксирующие защелки. Отжав защелки верхних держателей сдвигаем кожух вверх, выводя его из держателей и вынимаем вентилятор Renault Logan с кожухом из моторного отсека.

Отворачиваем три болта крепления вентилятора к кожуху. Снимаем крышку и кожух вентилятора. Устанавливаем вентилятор радиатора системы охлаждения в обратной последовательности.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________