Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Обзор двигателя К4М автомобилей Рено Сценик

Двигатель автомобилей Рено Сценик типа К (бензиновый двигатель K4J/К4М/К7М с рабочим объемом 1,6 литра)

Двс К4М автомобилей Рено Сценик представляет собой модификацию двигателя типа Е и принят в эксплуатацию в 1995 году. Однако в отличие от двигателя типа Е этот двигатель имеет несъемные гильзы цилиндров, что позволило уменьшить расстояние между цилиндрами и увеличить диаметр отверстия под поршни.

Это в свою очередь обеспечило увеличение рабочего объема двигателя K4M автомобилей Рено Сценик с 1,4 литра до 1,6 литров без изменения его размеров. Изменение приготовления топливовоздушной смеси в сочетании с её многоточечным впрыском с использованием системы зажигания без распределителя обеспечило повышение мощностных характеристик двигателя.

Бензиновые двигатели с рабочим объемом 1,4 и 1,6 литра с обозначением K4J и К4М представляют собой разработку, предназначенную для второго поколения автомобилей Рено Сценик и Меган. Обе модели этих двигателей являются 16-клапанными.

Клапаны двигателя K4M автомобилей Рено Сценик приводятся в действие двумя распределительными валами с верхним расположением. Привод распределительных валов выполняется зубчатым ремнем.

Замена ремня ГРМ двигателя К4М автомобилей Рено Сценик

Для снятия защитной крышки зубчатого ремня, а затем и самого ремня, особенно у моделей Рено Сценик, необходимо выполнить большой объем подготовительных работ.

При снятом зубчатом ремне ГРМ двигателя К4М автомобилей Рено Сценик не допускается проворачивание коленчатого или распределительного валов. В противном случае произойдет соударение клапанов с днищем поршней и их повреждение.

При необходимости поворота распределительного вала на значительный угол следует следить затем, чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ, так как это приведет к повреждению клапанов или поршней.

При необходимости коленвал Рено Сценик следует повернуть в ту или другую сторону примерно на 90° (1/4 оборота) от ВМТ. При этом ременный шкив не должен проворачиваться более чем на 90°.

После натяжения зубчатого ремня следует убедиться, что метки ВМТ совпадают с опорными. Если такового добиться не удалось, то запуск двигателя не допускается. В противном случае возможно соударение поршней и клапанов и значительное повреждение двигателя Renault Scenic.

Если одна или несколько меток не совпадают, то установленный зубчатый ремень надлежит снять и полностью повторить процедуру его укладки и натяжения. Снятый зубчатый ремень не подлежит повторной установке. Его следует заменить на новый.

Для проверки точности натяжения ремня ГРМ Двс К4М Рено Сценик необходимо приспособление, которое также подходит и для проверки натяжения клинового или ручейкового (поликлинового) ремней. Если такового приспособления в распоряжении нет, то натяжение зубчатого ремня можно выполнить только на глаз.

В этом случае проверку натяжения следует произвести в мастерской при первой же возможности. До проверки рекомендуется избегать работы двигателя с большими оборотами.

В случае невозможности проверки натяжения установленного зубчатого ремня ГРМ Рено Сценик пробный запуск двигателя рекомендуется выполнять при снятой защитной крышке ремня. Проверьте визуально натяжение ремня. «Пляшущий» ремень свидетельствует о слишком слабо натянутом ремне, а свист - о его перенапряжении.

Снятие зубчатого ремня ГРМ двигателя К4М



- Отсоедините клемму провода массы (-) от аккумулятора. При этом из памяти запоминающих устройств удаляются некоторые данные, например, из радиоприемника и происходит стирание кода доступа, предотвращающего несанкционированное пользование приемником.

- Отметьте краской положение правого переднего колеса на ступице. Это позволит в последствии установить отбалансированное колесо в прежнее положение.

- Ослабьте болты крепления колеса. При этом колеса автомобиля Renault Scenic должны стоять на земле.

- Установите перед автомобиля на подставку и снимите правое переднее колесо.

- Снимите подкрылок (защиту) правой колесной арки.

- Снимите клиновой ремень.

- Вывинтите болт крепления и снимите с коленчатого вала шкив клинового ремня. Во избежание проворачивания коленчатого вала при вывинчивании болта включите первую передачу и затяните стояночный тормоз.

- Вывинтите болты крепления защитной крышки зубчатого ремня ГРМ Рено Сценик и снимите её.

- Ввинтите болт крепления шкива клинового ремня в центральное отверстие ведущей шестерни газораспределительного механизма и включите нейтральную передачу.

- Вращайте коленвал двс К4М Рено Сценик за болт 8 в центральном отверстии шестерни по направлению вращения двигателя до тех пор, пока метка 3 на ведомой шестерне 5 распределительного вала не совпадет с меткой 2 на крышке головки блока цилиндров.

- При совпадении указанных меток цилиндр № 1 будет находиться в ВМТ. Имеется иная возможность установки цилиндра №1 в ВМТ. Для этого следует попросить помощника вращать переднее левое колесо при включенной 5-й передаче.

- Отвинтите зажимную гайку 7 с помощью накидного ключа (см. рис. 1).

- Поверните ролик натяжения против стрелки 6, ослабив таким образом натяжение ремня газораспределительного механизма двигателя K4M Рено Сценик (см. рис.1). При необходимости поворота распредвала на значительный угол следует следить за тем, чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ, так как это приведет к повреждению клапанов или поршней.

- При необходимости коленчатый вал Рено Сценик следует повернуть в ту или другую сторону примерно на 90° (1/4 оборота) от ВМТ. При этом ременный шкив не должен проворачиваться более чем на 90°.

Установка ремня ГРМ двс К4М автомобилей Рено Сценик

- Снятый зубчатый ремень не подлежит повторной установке. Его следует менять на новый.

- Уложите новый зубчатый ремень ГРМ двигателя К4М Рено Сценик так, чтобы стрелка 4 на его внешней стороне указывала по направлению вращения двигателя. Укладку ремня начинайте с шестерни 5 распределительного вала, обращая внимание на то, чтобы метки на шестерне 3, на зубчатом ремне 1 и на крышке головки блока цилиндров 2 совпадали. 13 - точка, в которой должно выполняться измерение степени натяжения зубчатого ремня.

- Уложите зубчатый ремень на шестерню водяного насоса и шестерню на коленчатом валу, а затем на ролик натяжения. При этом следите за тем, чтобы совпадали метки на ведущей шестерне II зубчатого ремня на коленчатом валу, на самом зубчатом ремне 9 и на корпусе ГРМ Renault Scenic.

- При укладке зубчатого ремня ГРМ Рено Сценик не допускается изменение положения распределительного и коленчатого валов. В случае изменения их положения возможно значительное повреждение двигателя или двигатель не будет работать с полной отдачей. После натяжения ремня еще раз проверьте положение распределительного и коленчатого валов, руководствуясь опорными метками.

- Поверните ролик натяжения ремня 6 по направлению стрелки, как показано на рисунке и натяните зубчатый ремень.

- Подтяните зажимную гайку 7 (см.рис.1).

Проверка и регулировка натяжения зубчатого ремня ГРМ автомобилей Рено Сценик

- Без контрольно-измерительного прибора натяжение зубчатого ремня ГРМ двигателя Renault Scenic можно выполнить только ориентировочно для того, чтобы продолжить движение. До выполнения такой проверки избегайте высоких оборотов двигателя.

- Натяните зубчатый ремень настолько, чтобы его на отрезке между направляющим роликом и шестерней водяного насоса можно было повернуть рукой только лишь примерно на 90°.

- Затяните зажимную гайку натяжного ролика.

- Проверьте прогиб зубчатого ремня ГРМ двигателя К4М. Для этого надавите на ремень в точке 13 большим пальцем руки с приложением усилия около 30 Н (примерно 3 кг). В этом случае ремень, если он должным образом натянут, должен прогибаться не более чем на 6,0±0,5 мм.

- Выполняя эту операцию, попросите помощника положить линейку на зубчатый ремень на отрезке между шестерней распределительного вала и шестерней водяного насоса, а образовавшийся прогиб измерить другой линейкой.

- Затяните гайку ролика натяжения зубчатого ремня с приложением усилия 50 Нм. Гайку ролика следует затягивать прочно, чтобы она не ослабла при работе двс К4М Рено Сценик, что чревато значительными повреждениями двигателя.

- Проверните коленчатый вал за центральный болт крепления ведущей шестерни зубчатого ремня натри оборота по направлению вращения двигателя, а затем повторно проверьте натяжение ремня. При необходимости регулировку натяжения повторите.

- Убедитесь, что при натянутом ремне ГРМ Рено Сценик поршень цилиндра находится в ВМТ. Это значит, что метки 1,2 и 3, а также 9, 10 и 11 должны совпадать (см. рис.1). Если это не так, то зубчатый ремень снимите, уложите его вновь, а затем натяните.

- Установите на место и закрепите болтами крышку зубчатого ремня.

- Вывинтите центральный болт из коленчатого вала, который был ввинчен для его проворачивания.

- Поставьте на коленчатый вал ременный шкив двигателя K4M Рено Сценик и закрепите его новым болтом с приложением усилия 20 Нм. После этого доверните болт на 68°±6°.

- Для этого установите на головку болта ключ, обозначьте с помощью угломера нужный угол доворота, нанеся мелом метку на корпусе, а после этого одним непрерывным движением доверните болт ключом до нужной отметки.

- Уложите клиновой ремень двигателя Renault Scenic и натяните его.

- Установите на место защиту (подкрылок) переднего правого крыла.

- Установите на место переднее колесо, руководствуясь метками, сделанными при снятии. Перед установкой колеса смажьте центрирующее седло диска на ступице, а также конусы колесных болтов тонким слоем смазки для подшипников. Резьбу колесных болтов не смазывать.

- Ввинтите колесные болты и опустите автомобиль.

- Затяните колесные болты в перекрестном порядке с приложением усилия 90 Нм.

- Подсоедините к полюсному выводу аккумулятора клемму провода «массы» (-).

Ведущую шестерню ГРМ двигателя К4М Рено Сценик на коленчатом валу и ведомые шестерни на распределительных валах снимать не разрешается. Это возможно лишь в условиях мастерской.

- Снимите защитные крышки с верхних опор крепления амортизационных стоек к брызговикам. Вывинтите соединительный болт, а затем соединительную крышку с тремя гайками.

- Отсоедините штекер и клемму провода.

- Ослабьте болт крепления жгута проводов.

- Высвободите жгут проводов из верхней части защитной крышки ремня ГРМ Рено Сценик.

- Высвободите топливопроводы из держателей на нижней части защитной крышки зубчатого ремня.

- Удалите пробки с торцов распределительных валов, пробив пробки отверткой. Пробки подлежат замене на новые после каждого демонтажа.

- Проверните двигатель по часовой стрелке за ременный шкив на коленвалу двигателя K4M Рено Сценик.

- Вывинтите болт-заглушку из отверстия для фиксирования коленчатого вала в положении ВМТ цилиндра № 1 и вставьте до упора соответствующий штырь или ввинтите болт.

- Проверните коленчатый вал по часовой стрелке, чтобы он прилегал к вставленному фиксирующему штырю. Пазы на торцах распределительных валов при этом должны установиться горизонтально.

- Зафиксируйте коленвал Рено Сценик в этом положении, вставив в шлицы маховика отвертку.

- Вывинтите болт крепления ременного шкива и снимите его с коленчатого вала.

- Вывинтите болты, которыми к продольной балке в моторном отсеке прикреплена защитная крышка клинового ремня, и снимите её.

- Вывинтите болты крепления нижней и верхней частей защитной крышки зубчатого ремня ГРМ двигателя K4M Рено Сценик и снимите их.

- Ослабьте натяжение зубчатого ремня, отвернув гайку на ролике натяжения зубчатого ремня.

- Снимите направляющий ролик с помощью приспособления или же с помощью изогнутого ключа.

Следите за тем, чтобы при снятии зубчатого ремня ГРМ Рено Сценик с коленчатого вала не свалилась ведущая шестерня. Перед установкой деталей на место и сборкой снимите шестерню с коленчатого вала и удалите с места посадки шестерни и шкива клинового ремня попавшую смазку.

В противном случае это может привести к значительному повреждению двигателя. Ролик натяжения зубчатого ремня и направляющий ролик подлежат замене после их каждого демонтажа.

- Убедитесь, что пазы на концах распредвалов двигателя K4M Рено Сценик располагаются горизонтально.

- 3акрепите в пазах распределительных валов приспособление.

- Убедитесь, что коленчатый вал прилегает к штырю, который фиксирует его в положении ВМТ цилиндра № 1. В этом положении паз на конце коленчатого вала должен быть обращен вверх.

- Установите на опорный палец новый ролик натяжения зубчатого ремня и лишь немного затяните гайку крепления. Штифт ролика должен заходить в соответствующий паз.

- Уложите зубчатый ремень ГРМ двигателя К4М.

- Установите направляющий ролик и закрепите его с помощью приспособления. Усилие затяжки ролика составляет 45 Нм.

Регулировка натяжения зубчатого ремня ГРМ Рено Сценик

- Подтяните болт ролика натяжения с приложением усилия 7 Нм.

- Установите на коленчатый вал ременный шкив и закрепите его болтом.

- Затяните болт крепления ременного шкива на коленвалу Рено Сценик с приложением усилия 20 Нм. После этого доверните болт на 135°± 15°(3/8 оборота). Коленчатый вал по-прежнему должен оставаться в зафиксированном положении.

- Извлеките штырь, которым фиксировался коленчатый вал в положении ВМТ цилиндра №1, и снимите упорную линейку с распределительных валов.

- Проверните коленвал Рено Сценик на два оборота. При этом перед завершением второго оборота снова ввинтите болт и уприте коленчатый вал в этот болт. В этом положении коленчатого вала извлеките стопорный болт.

- Ослабьте гайку крепления ролика натяжения ремня максимум на один оборот, удерживая его с помощью 6-мм ключа с внутренним шестигранником.

- Затяните ролик натяжения с приложением усилия 27 Нм.

- Проверните коленчатый вал Рено Сценик на два оборота. Как только цилиндр №1 будет находиться в положении ВМТ, обе стрелки на ролике натяжения зубчатого ремня должны будут совпадать.

- Если ввинтить упорный болт, которым фиксируется коленчатый вал в ВМТ цилиндра № 1, то на торцы распределительных валов можно установить линейку. В противном случае регулировку необходимо повторить.

Система зажигания двс К4М Рено Сценик

Система зажигания двигателей Рено Сценик является полностью электронной и не требует обслуживания. Каждый цилиндр имеет отдельную катушку зажигания, находящуюся непосредственно на соответствующей свече зажигания. Провод, которым обычно соединена свеча и катушка зажигания, в данном случае отсутствует.

Система зажигания Рено Сценик вырабатывает искру зажигания, которая воспламеняет впрыснутую в камеру сгорания топливовоздушную смесь. Для этого в катушке зажигания напряжение от аккумулятора 12 В преобразуется в напряжение, достигающее 30 В.

Бензиновые двигатели оборудованы системой зажигания, в память блока управления которой заложены параметрические данные, определявшиеся в ходе стендовых и дорожных испытаний двигателя. Блок управления дает команду катушкам зажигания посредством подачи соответствующих импульсов.

Синхронизация системы зажигания Рено Сценик выполняется на основе сигналов импульсного датчика, поступающих на блок управления. Импульсный датчик установлен на фланце коробки передач и считывает количество оборотов коленчатого вала двигателя.

Автомобили Renault Scenic с бензиновым двигателем объемом 1,4-/1,6 литра (K4J/К4М) имеют в целом такую же систему зажигания, что и бензиновые двигатели объемом 1,6 и 2,0 литра.

Отличием является то, что каждая свеча зажигания имеет собственную катушку зажигания. Все четыре катушки встроены в наконечники свечей, которые в свою очередь посажены на свечи и таким образом провода высокого напряжения отсутствуют.

Для определения оптимального угла опережения зажигания блок управления системой Рено Сценик использует заложенные в его память параметрические данные, что позволяет системе быстро и легко подстраиваться к разным эксплуатационным условиям.

Угол опережения зажигания определяется также с помощью детонационных датчиков. Ввиду того, что расход топлива при высоком сжатии минимальный, то компрессия у современных двигателей достаточно высокая.

Однако высокая компрессия может привести к неконтролируемому воспламенению, называемом детонационным сгоранием топлива. Детонационное сгорание топлива негативно сказывается на состоянии двигателя Рено Сценик, который со временем повреждается.

Чтобы избежать детонационного сгорания топлива, необходимо установить датчик детонационного сгорания, обеспечивающий более поздний угол зажигания. Все компоненты системы зажигания отрегулированы относительно друг друга и обеспечивают неизменность угла опережения зажигания.

При ремонте системы зажигания двигателя Renault Scenic следует придерживаться определенных мер безопасности, исключающих поражение обслуживающего персонала или повреждение самой системы.

Снятие и установка катушки зажигания Рено Сценик

Автомобили с бензиновым двигателем объемом 1,4/1,6 литра (K4J/K4M)

- Отсоедините наконечник провода высокого напряжения от катушки зажигания Рено Сценик. Тянуть следует за сам наконечник, а не за провод.

- Вывинтите болт.

- Снимите катушку со свечи зажигания.

При сборке затяните болт с приложением усилия 15 Нм.

К блоку управления двигателем Рено Сценик последовательно подсоединены две катушки зажигания. Клемма 1 блока управления соответствует цилиндрам 2 и 3, клемма 32 - цилиндрам 1 и 4.

Свечи зажигания Рено Сценик

Свеча зажигания Рено Сценик состоит из изолятора с корпусом, центрального электрода, а также из одного или нескольких боковых электродов. Центральный электрод герметично установлен в изоляторе, а изолятор прочно соединен с корпусом.

Между центральным электродом и боковым проскакивает искра зажигания, воспламеняющая топливовоздушную смесь. От свечей зажигания зависят запуск двигателя Renault Scenic, холостой ход, увеличение скорости максимальная скорость движения.

По этой причине без веских на то оснований не следует пренебрегать предписаниями завода-изготовителя относительно типа применяемых свечей зажигания.

Тип свечей зажигания Рено Сценик определяется величиной калильного числа. Величина калильного числа показывает степень тепловой нагрузки на свечу зажигания при определенных эксплуатационных нагрузках. Чем ниже калильное число свечи, тем выше её способность к тепловым нагрузкам.

Такая свеча лучше отводит тепло, предотвращая детонационное сгорание. Свеча с высокой степенью теплостойкости имеет свой недостаток, заключающийся в том, что ей нужна высокая температура самоочищения.

Поэтому такие свечи зажигания Рено Сценик быстрее покрываются нагаром, особенно в условиях, когда двигатель во время движения не успевает достичь своей рабочей температуры (движение в городских условиях, на короткие расстояния зимой).

Повышение теплопроводимости и теплоустойчивости достигается за счет медного сердечника в центральном электроде. Наибольшие показатели по теплоустойчивости достигаются за счет сердечника центрального электрода, выполненного из серебра.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________