Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Головка блока цилиндров двигателя К4М Рено Меган 2

Замена и ремонт головки блока цилиндров Рено Меган 2

Если необходим ремонт головки блока цилиндров двс К4М автомобиля Рено Меган 2, установленного на автомобиле, снимите ее. В большинстве случаев ремонт головки блока цилиндров заключается в притирке или замене клапанов и их направляющих втулок, в замене или шлифовке седел клапанов.

Причем для выполнения работ, связанных с ремонтом направляющих втулок клапанов и седел, требуются специальные инструменты и оборудование, поэтому эти работы нужно выполнять в специализированном сервисе.

При таких неисправностях, как нарушение герметичности каналов рубашки системы охлаждения и коробление привалочной поверхности к блоку цилиндров, головку блока меняют.

Операции по замене головки блока цилиндров Рено Меган 2:

- Снимите выпускной коллектор.

- Снимите впускную трубу в сборе с топливной рампой.

- Проверьте работу гидрокомпенсаторов, при необходимости промойте или замените их новыми.

- Установите приспособление для сжатия пружин клапанов, сожмите пружины, снимите сухари, тарелки пружин, пружины.

- Извлеките клапаны Рено Меган 2 из направляющих втулок.

- Удалите смолистые отложения с верхней поверхности головки и из впускных каналов. Эти отложения можно размягчить и смыть керосином или дизельным топливом.

- Очистите от нагара камеры сгорания и выпускные каналы. Удаляйте нагар круглой металлической щеткой, установленной в патрон электродрели.

- Очистите внутренние поверхности направляющих втулок клапанов тонкой цилиндрической кисточкой из медной проволоки, зажатой в патрон электродрели.

- Удалите с поверхности прилегания головки к блоку цилиндров двс К4М автомобиля Рено Меган 2 пригоревшие остатки уплотнительной прокладки.

- После очистки осмотрите головку блока, чтобы не допустить ее эксплуатацию с повреждениями резьбовых отверстий, трещинами (особенно между седлами клапанов и в выпускных каналах), коррозией, включениями инородных материалов, раковинами и свищами.

- Проверьте с помощью щупа и металлической линейки, установленной на ребро, плоскостность поверхности прилегания головки к блоку Рено Меган 2 в продольном и поперечном направлениях, а также по диагоналям. Если зазор между ребром линейки и поверхностью головки превышает 0,05 мм, замените головку.

- Очистите от остатков прокладок и нагара поверхности фланцев головки блока Renault Megane 2 для установки впускной трубы и выпускного коллектора.

- Проверьте наличие деформации фланцев крепления впускной трубы и выпускного коллектора, деформированную головку замените.

- Поврежденные резьбовые отверстия отремонтируйте прогонкой резьбы метчиками или установкой ремонтной втулки (ввертыша).

- Определите износ направляющих втулок клапанов Рено Меган 2, измерив внутренний диаметр отверстия втулки и диаметр стержня клапана и по разности этих размеров определив зазор. Предельно допустимый зазор при износе для впускных клапанов составляет 0,10 мм, для выпускных – 0,15 мм.

- Если зазор остается больше предельно допустимого значения и при установке новых клапанов, замените направляющие втулки. Заменяйте направляющие втулки в специализированной мастерской, располагающей соответствующими инструментами и оборудованием.

- Проверьте состояние седел клапанов Renault Megane 2. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и других дефектов. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и пр.) можно вывести притиркой клапанов.

- Более значительные дефекты седел клапанов двс К4М устраняют шлифовкой. Седла необходимо шлифовать в специализированной мастерской, так как для этого требуются специальные инструменты и оборудование. Если не удается устранить значительные дефекты седел шлифовкой, замените седла.

- Удалите нагар с клапанов и осмотрите их. Деформация стержня клапана и трещины на его тарелке не допускаются. При наличии повреждений замените клапан. Проверьте, не слишком ли изношена и не повреждена ли рабочая фаска. Допускается шлифовка рабочей фаски клапанов. После шлифовки толщина цилиндрической части тарелки должна быть не менее 0,5 мм для впускных клапанов и не менее 1,0 мм – для выпускных. Незначительные риски и царапины на фаске можно вывести притиркой клапана к седлу.

- Проверьте концентричность расположения тарелки клапана и седла Рено Меган 2: нанесите на фаску головки клапана тонкий слой краски, вставьте его в направляющую втулку и, слегка прижав к седлу, проверните. По следам краски на фаске седла можно судить о концентричности расположения клапана и седла.

- Проверьте состояние проточек стержня клапана под сухари. При обнаружении следов выкрашивания кромок проточек и износа цилиндрической части замените клапан.

- Маслосъемные колпачки замените независимо от их состояния.

- Осмотрите пружины клапанов Рено Меган 2. Трещины и снижение упругости пружин не допускаются. Могут быть установлены пружины одного из двух типов. Номинальная длина пружины первого типа в свободном состоянии (46,5±2) мм, второго типа – (46,64±2) мм. Длина с полностью сжатыми витками
соответственно 26,0 и 23,63 мм. Пружины, длина которых в свободном со стоянии меньше предельно допустимого значения, а также искривленные пружины (отклонение оси пружины от вертикали в свободном состоянии более 4°) и с трещинами замените.

- Проверьте состояние тарелок пружин. Замените тарелки со значительным износом опорных канавок под пружины.

- Установите все снятые детали и узлы головки блока цилиндров Рено Меган 2 в последовательности, обратной снятию.

- Прокладки головки блока цилиндров, впускной трубы и выпускного коллектора всегда заменяйте новыми, так как снятые с двигателя, даже внешне не поврежденные прокладки могут оказаться сильно обжатыми и не обеспечат герметичности уплотнения.

Притирка клапанов Рено Меган 2

Притирку клапанов выполняют на снятой головке блока цилиндров Рено Меган 2. Для извлечения клапанов из направляющих втулок головки блока цилиндров необходимо снять пружины клапанов, сжав их специальным приспособлением и вынув из тарелок пружин сухари.

Для притирки клапанов удобнее всего пользоваться специальным механическим приспособлением (реверсивной дрелью). Кроме того, в продаже имеются готовые ручные держатели клапана.

Вместо резинового шланга и хомутов можно приварить к стержню приспособления наконечник, в боковой стенке которого выполнено сквозное резьбовое отверстие, в которое ввернут болт для фиксации стержня клапана.

Работы по притирке клапанов двс К4М автомобилей Рено Меган 2:

- Очистите клапан от нагара.

- Нанесите на фаску клапана сплошной тонкий слой притирочной пасты.

- Наденьте на стержень клапана двс К4М предварительно подобранную пружину и вставьте клапан в направляющую втулку со стороны камеры сгорания, смазав стержень клапана слоем графитной смазки.

- Наденьте на стержень клапана приспособление для притирки клапанов Рено Меган 2 (или с некоторым натягом резиновую трубку для соединения клапана с реверсивной дрелью).

- Включив дрель на минимальную частоту вращения (в реверсивном режиме) или вращая приспособление (в случае ручной притирки) попеременно в обе стороны на пол оборота, притрите клапан, периодически то прижимая его к седлу, то ослабляя усилие прижатия.

- Притирайте клапан Рено Меган 2 до появления на его фаске матово серого непрерывного однотонного пояска шириной не менее 1,5 мм, при этом на седле клапана после притирки также должен появиться блестящий поясок шириной не менее 1,5 мм.

- После притирки тщательно протрите клапан двс К4М и седло чистой тряпкой и промойте для удаления остатков притирочной пасты. Проверьте герметичность клапана, для чего установите его в головку с пружинами и сухарями. Затем положите головку на бок и залейте керосин в тот канал, который закрыт клапаном. Если в течение 3 мин керосин не просочится в камеру сгорания, клапан герметичен.

Гидрокомпенсаторы зазоров в механизме привода клапанов Рено Меган 2

Гидрокомпенсаторы зазоров в механизме привода клапанов Рено Меган 2 служат для компенсации тепловых расширений элементов при вода.

Работа гидрокомпенсатора основанана принципе несжимаемости моторного масла, постоянно заполняющего при работе двс К4М внутреннюю полость гидрокомпенсатора и перемещающего его плунжер при появлении зазора в приводе клапана, обеспечивая постоянный контакт ролика нажимного рычага привода клапана с кулачком распредвала без зазора.

Благодаря этому отпадает необходимость регулировки клапанов при техническом обслуживании автомобиля Рено Меган 2. Гидрокомпенсаторы представляют собой неразборные компактные устройства, вставленные в гнезда головки блока цилиндров.

Стук клапанов работающего двс К4М Renault Megane 2 может быть вызван:

– попаданием воздуха в надплунжерные полости гидрокомпенсаторов при слишком низком или слишком высоком уровне масла в картере, а также при длительной стоянке автомобиля на уклоне;

– загрязнением прецизионных поверхностей гидрокомпенсаторов зазоров в механизме привода клапанов;

– износом гидрокомпенсаторов.

Если прокачкой или промывкой не удается восстановить работоспособность гидрокомпенсаторов Рено Меган 2, замените их, так как они имеют неразборную конструкцию.

Первоначально убедитесь в том, что посторонний шум при работе двс К4М вызван неисправностью именно гидрокомпенсаторов:

– пустите двигатель. При неисправности гидрокомпенсаторов посторонний шум в зоне крышки головки блока цилиндров появляется сразу после пуска двигателя Рено Меган 2 и изменяется в соответствии с изменением частоты вращения коленчатого вала двигателя. Если шум не появляется сразу после пуска двигателя или не изменяется при изменении частоты вращения коленчатого вала, неисправность вызвана не нарушением работы гидрокомпенсаторов. Более того, если шум не меняется при изменении частоты вращения коленчатого вала, вероятно, причина постороннего шума не в двигателе;

– при работе двигателя Рено Меган 2 на холостом ходу убедитесь, что уровень шума не меняется при изменении нагрузки (например, при переключении селектора автоматической коробки передач из положения «N» в положение «D», при выключении сцепления автомобиля с механической коробкой передач или при включении электропотребителей и кондиционера). Если уровень шума меняется, причиной может быть соударение деталей вследствие износа вкладышей шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, а не неисправность гидроком пенсаторов;

– прогрейте двигатель до рабочей температуры. Если шум уменьшился или исчез, возможно, стук гидрокомпенсаторов вызван загрязнением маслом. В этом случае необходимо промыть гидрокомпенсаторы;

– если шум не исчез, возможно, в гидрокомпенсаторы попал воздух, и его следует удалить.

При слишком низком уровне масла в картере масляный насос захватывает вместе с маслом воздух; при слишком высоком уровне масла в картере масло взбалтывается и вспенивается противовесами коленвала.

При длительной стоянке на уклоне масло вытекает из полостей гидрокомпенсаторов Рено Меган 2 и масляных каналов, а подвод масла к гидрокомпенсаторам после пуска двигателя требует некоторого времени, за которое полость гидрокомпенсатора успевает попасть воздух.

Во всех этих случаях при попадании масла вместе с воздухом в надплунжерную полость гидрокомпенсатора воздух внутри этой полости при открытии клапана будет сжиматься и гидрокомпенсатор будет недожат, что приведет к появлению характерного стука работы клапанного механизма с увеличенными зазорами.

Для удаления воздуха из гидрокомпенсаторов Рено Меган 2 выполните следующее:

– проверьте уровень масла в картере двигателя и при необходимости доведите его до нормы;

– пустите двигатель и прогрейте его на холостом ходу в течение 1–3 мин;

– увеличьте частоту вращения коленчатого вала до 3000 мин 1, затем резко уменьшите до частоты холостого хода и дайте двигателю поработать на холостом ходу;

– повторите цикл и проверьте, исчезает ли шум механизма привода клапанов Рено Меган 2. Если гидрокомпенсаторы исправны, шум исчезает через 10–30 циклов;

– после исчезновения шума повторите цикл удаления воздуха еще пять раз;

– дайте двигателю поработать на холостом ходу 1–3 мин. и убедитесь, что шум механизма привода клапанов исчез.

Если шум механизма привода клапанов Рено Меган 2 не исчез после удаления воздуха и прогрева двс К4М до рабочей температуры, выявите неисправные гидрокомпенсаторы следующим образом:

- Заглушите двигатель и сразу же после его остановки снимите крышку головки блока цилиндров.

- Установите поршень 1 го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.

- Снимите распределительные валы.

- Для проверки работоспособности гидрокомпенсаторов двигателя Рено Меган 2 нажмите на плечо коромысла, опирающегося на гидрокомпенсатор. Если рычаг удается переместить практически без усилия, гидрокомпенсатор неисправен.

- Аналогично проверьте состояние гидрокомпенсаторов остальных цилиндров (порядок работы цилиндров 1–3–4–2). После определения неисправных гидрокомпенсаторов сначала надо попробовать их промыть.

Устанавливайте гидрокомпесаторы на двс К4М как можно быстрее после заправки, чтобы исключить возможную потерю дизельного топлива.

Замена распредвалов Рено Меган 2

Для замены распределительных валов Рено Меган 2 для двс К4М:

- Снизьте давление в системе питания.

- Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

- Слейте жидкость из системы охлаждения двс К4М.

- Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.

- Снимите ремень привода ГРМ Рено Меган 2.

- Отсоедините приемную трубу от выпускного коллектора.

- Снимите ресивер.

- Снимите крышку головки блока цилиндров Рено Меган 2.

- Снимите распределительный вал выпускных и распределительный вал впускных клапанов.

- Осмотрите распредвалы.

- Поверхности опорных шеек и кулачков должны быть хорошо отполированы и без повреждений. На рабочих поверхностях шеек не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от гнезд подшипников в головке блока цилиндров Рено Меган 2. Если на рабочих поверхностях кулачков обнаружены следы заеданий, перегрева, глубокие риски или износ в виде огранки, а также равномерный износ свыше 0,5 мм, замените вал.

- Тщательно очистите от отложений каналы для подвода масла. Шлифовка кулачков распределительного вала двс К4М для устранения ступенчатого износа запрещена, так как при изменении размеров профиля кулачков будут нарушены фазы газораспределения.

- В мастерских, оборудованных специальными инструментами и приспособлениями, можно проверить радиальное биение шеек распредвалов Рено Меган 2. При биении более 0,02мм замените вал, так как его правка не допускается.

- Установите распределительные валы в головку блока и все снятые детали в порядке, обратном снятию. При установке нового распределительного вала рекомендуем заменить коромысла клапанов новыми.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________