Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Модификации клапанов АКПП


Клапанная сборка АКПП

В корпусе клапанной сборки автоматической коробки передач собраны все управляющие клапаны, а также организована схема подачи гидравлической жидкости к исполнительным различным устройствам AКПП.

Корпус клапанной сборки коробки автомат представляет собой сложное металлическое литье, подвергнутое затем высокоточной механической обработке, и может быть похож на печатную плату, токопроводные дорожки которой заменены гидравлическими каналами.

Укомплектованная же клапанная сборка с установленными в нее управляющими клапанами, контрольными шариками и жиклерами способна выполнять сложнейшие логические переключения и может рассматриваться как своего рода гидромеханический компьютер.

Ввод программного кода в данный компьютер производится посредством клапана ручного переключения, исходные же данные поступают от корпуса дросселя, центробежного регулятора и прочих управляющих элементов.

В клапанной сборке имеется три входных порта, через которые на нее подаются управляющие давления от центробежного регулятора (скорость движения автомобиля), дроссельной заслонки (текущая нагрузка на двигатель) и рычага селектора (выбранное положение коробки).

Количество выходных портов определяется сложностью конструкции AКПП и количеством обеспечиваемых ею переключений.

Обычно предусматривается по одному выходу к каждому исполнительному устройству, а при соответствующей комплектации, - еще один, обеспечивающий блокировку преобразователя вращения.

Так как клапанная сборка автоматической коробки передач является все-таки механическим устройством, логика ее функционирования определяется главным образом особенностями конструктивного исполнения, обладая, тем не менее, интерактивностью, обеспечивающей способность адекватного реагирования на изменение параметров, поступающих на три входных порта.

В современных AКПП с электронным управлением количество входных параметров расширяется за счет мониторинга модулем управления дополнительных сигналов, поступающих от все более расширяющегося спектра информационных датчиков.

Не смотря на все сказанное, главной задачей клапанной сборки коробки-автомат является тем не менее простейшее перераспределение гидравлического давления между подключенными к ней исполнительными устройствами.

Более подробное рассмотрение устройства составляющих компонентов клапанной сборки должно облегчить понимание принципа ее функционирования.

Напорный клапан АКПП

В некоторых ситуациях требуется обеспечение более надежного обжимания тормозных лент сцепления. Задача решается путем повышения давления, подаваемого на соответствующие исполнительные механизмы.

Временное увеличение давления в главном тракте системы управления автоматической коробки передач обеспечивается при помощи специального напорного клапана, обеспечивающего прикладывание дополнительного усилия к подпираемой возвратной пружиной стороне запорного элемента клапана-регулятора.

Дополнительное давление на напорный клапан, в зависимости от логики функционирования и особенностей конструкции трансмиссии, может подаваться из различных управляющих контуров гидравлического тракта, обязательным является лишь контур корпуса дросселя, отвечающий за ввод информации по текущей нагрузке на двигатель.

Используемый в некоторых конструкциях более чем одноуровневый способ повышения главного давления реализуется при помощи набора золотниковых клапанов различного размера.

Клапаны-переключатели АКПП

Функциональное назначение гидравлических клапанов-переключателей аналогично назначению реле в электрических цепях: включение / выключение контура.

В простейших случаях используются двухпозиционные клапаны-переключатели автоматической коробки передач, перевод которых в запертое положение осуществляется при помощи пружины, однако в такой логически сложной конструкции как клапанная сборка не обойтись и без более сложных клапанных переключателей, посредством которых производится управление подачей рабочего давления сразу в несколько контуров.

Так, клапаны автоматического и ручного переключения являются типичными примерами достаточно сложных гидравлических переключателей.

Клапан ручного переключения АКПП

Привод клапана ручного переключения подведен к рычагу селектора. Посредством данного клапана осуществляется управление большинством (но не всеми) функциями автоматической коробки передач.

В классической схеме клапан ручного переключения автоматической коробки передач обеспечивает возможность контроля функционирования большей части исполнительных устройств, управляющие контуры которых подсоединены непосредственно к главной напорной линии.

Однако следует заметить, что в современных конструкциях коробки-автомат наблюдается отчетливая тенденция к сужению сферы влияния данного клапана, вплоть до полного его устранения, как это имеет место в некоторых коробках-автомат с полностью электронным управлением, где перевод рычага селектора приводит лишь к выработке соответствующих команд, выдаваемых модулем управления электромагнитным клапанам-переключателям, входящим в состав клапанной сборки.

Клапаны переключения AКПП

Управление клапанами переключения механического типа (в отличие от используемых на коробки-автомат с полностью электронным управлением электромагнитных клапанов-переключателей) осуществляется посредством управляющих давлений, подаваемых из контуров центробежного регулятора и корпуса дросселя.

Исходное возвратное усилие развивается торцевой возвратной пружиной. К выходному порту клапана подсоединяется управляющий контур соответствующего исполнительного устройства.

Так, выжимание водителем педали акселератора приводит к повышению дроссельного давления, удерживающего клапан в закрытом положении, что обеспечивает требуемую задержку моментов переключения.

Когда давление регулятора начинает превосходить суммарное усилие, прикладываемое к поршню со стороны дросселя и пружины, клапан открывается, обеспечивая автоматический перевод коробки на очередную повышенную передачу.

Четкость переключений обеспечивается за счет сведения к минимуму инерционности срабатывания клапана.

Дроссельный клапан АКПП

Дроссельный клапан автоматической коробки передач обеспечивает ввод исходных данных, поступающих на клапанную сборку через управляющую линию корпуса дросселя.

Посредством специального плунжера клапан соединен с приводом дроссельной заслонки от педали акселератора.

Выдаваемое клапаном управляющее давление, поступающее на клапан переключения, противодействует давлению, выдаваемому регулятором, что позволяет осуществлять управление моментами переключения трансмиссии в полном соответствии с текущими рабочими параметрами (скоростью движения автомобиля и нагрузкой на двигатель).

Нагрузка определяется сиюминутными запросами двигателя и контролируется водителем, причем ее снижение приводит к тому, что переключение автоматической коробки передач на очередную повышенную передачу производится с минимальной задержкой, выжимание же педали акселератора приводит к повышению дроссельного давления и соответствующему запаздыванию переключений.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________