Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Гидротрансформатор АКПП ZF 6HP19


Муфта блокировки гидротрансформатора АКПП Ауди ZF 6HP19

Гидротрансформатор работает по принципу гидродинамической передачи. Передача крутящего момента возможна только при наличии разности частот вращения насосного и турбинного колес. Эту разность называют проскальзыванием гидротрансформатора.

Проскальзывание приводит к снижению его КПД. Муфта блокировки гидротрансформатора автоматической коробки передач ZF 6HP19 Ауди А4, А3, Ауди А6, БМВ Х3, БМВ Х6, Форд Эксплорер устраняет проскальзывание его колес и тем самым способствует снижению расхода топлива.

Поэтому гидротрансформаторы уже давно оснащаются такими муфтами. Замыкание и размыкание муфты производится плавно, чтобы обеспечить высокую комфортность автомобиля.

Различают три принципиально отличающиеся состояния муфты: муфта разомкнута, муфта находится в состоянии регулируемого замыкания, муфта замкнута.

Ранее не допускалась передача через муфту сколь либо значительных мощностей.

Поэтому она замыкалась преимущественно на высших передачах, а регулируемое замыкание допускалось только при передаче небольших крутящих моментов.

АКПП Audi ZF 6HP19 оснащена муфтой, допускающей относительно большие потери мощности.

Благодаря этому был существенно расширен рабочий диапазон муфты, что способствует повышению общего КПД трансмиссии.

Новая муфта может быть замкнута на всех передачах, может быть замкнута при передаче любых крутящих моментов, действует при температурах жидкости ATF начиная с 40°C.

Чтобы обеспечить длительную передачу больших крутящих моментов, в муфте были предусмотрены две фрикционные накладки.

Фрикционные накладки закреплены на отдельном промежуточном диске с обеих его сторон. В результате передача момента осуществляется через две поверхности трения.

Диск с накладками установлен между корпусом гидротрансформатора и нажимным диском муфты. Диски сжимаются внешними силами.

Промежуточный диск жестко соединен с турбинным колесом. При замыкании муфты коробки-автомат крутящий момент передается на промежуточный диск с двух сторон и далее на турбинное колесо.

Согласно закону физики удвоение числа поверхностей трения позволяет передавать через них вдвое большие силы.

Чтобы обеспечить длительную работу муфты под нагрузкой и повысить срок ее службы, была разработана новая рабочая жидкость ATF G 055 005 A2, которая полностью удовлетворяет повышенным требованиям.

Параметры гидротрансформатора коробки передач были согласованы с передаваемой мощностью и характеристиками двигателя.

При рекламациях и замене гидротрансформатора следует обращать внимание на соответствие его параметров параметрам двигателя.

Отличительные параметры гидротрансформатора выводятся в блоке данных измерений 08 при проведении сеанса самодиагностики.

При монтаже гидротрансформатора следует обратить особое внимание на сопряжение шлиц ступицы с поводками насоса рабочей жидкости.

Гидротрансформатор опирается на износоустойчивый роликовый подшипник, расположенный в корпусе насоса. Эта конструкция надежно работает при тяжелых условиях эксплуатации, особенно при недостаточной смазке (например, при холодном пуске).

Режимы работы гидротрансформатора коробки-автомат АКПП Ауди ZF 6HP19

Увеличение передаваемого через гидротрансформатор крутящего момента используется не только при трогании с места, но и может заменить переключение передач при работе двигателя на частичных режимах.

Например, при разгоне с промежуточными положениями педали акселератора вместо переключения на низшую передачу производится размыкание муфты гидротрансформатора.

В результате происходит аналогичное повышение частоты вращения вала двигателя. Разность частот вращения насосного и турбинного колес приводит к повышению передаваемого через гидротрансформатор крутящего момента, которое практически равнозначно переходу на другую передачу.

С другой стороны повышение частоты вращения вала двигателя приводит к повышению отдаваемой им мощности.

Этой стратегии использования гидротрансформатора автоматической коробки передач автомобилей Audi A4, A3, Audi A6, BMW X3, BMW X6, Ford Explorer следует отдать предпочтение перед переключением передач, так как гидротрансформатор демпфирует колебания в трансмиссии, а процесс его блокировки посредством муфты относительно просто регулируется.

Поэтому комфортность работы при переключении посредством гидротрансформатора существенно выше, чем при переключении передач.

Дополнительно к шести передачам в редукторе работающий с разомкнутой муфтой блокировки гидротрансформатор создает промежуточные передаточные отношения.

В результате динамика автомобиля приближается к уровню, характерному для бесступенчатых трансмиссий.

Подача рабочей жидкости в гидротрансформатор АКПП ZF 6HP19

Циркулирующая через гидротрансформатор рабочая жидкость ATF постоянно подается к нему через отдельную магистраль с гидравлическими элементами управления.

При этом от жидкости отводится тепло (выделяемое при гидродинамической передаче крутящего момента и в результате трения в муфте блокировки).

Управление муфтой блокировки производится посредством электрогидравлических распределителей, которые изменяют направление течения рабочей жидкости и ее давление на ту или иную сторону нажимного диска муфты.

При регулировании процессов блокировки муфтой коробки-автомат учитываются следующие параметры:

– частота вращения вала двигателя,

– отдаваемый двигателем крутящий момент,

– частота вращения турбинного колеса,

– включенная передача,

– частота вращения выходного вала,

– температура жидкости ATF.

По величине этих параметров блок управления коробки-автомат определяет текущее состояние муфты блокировки и соответственно ему регулирует ток управления, протекающий через электромагнитный регулятор давления N371.

Регулятор N371 изменяет давление жидкости в управляющей магистрали в соответствии с протекающим через его обмотку током.

Передаваемое через управляющую магистраль давление жидкости действует на золотниковые клапаны, которые управляют направлением подачи и давлением рабочей жидкости, поступающей в муфту блокировки.



Рис.139

Принцип действия муфты блокировки автоматической коробки передач ZF 6HP19

Муфта блокировки разомкнута

При разомкнутой муфте коробки-автомат на обе стороны ее нажимного диска действует одинаковое давление.

При этом жидкость перетекает из полости под нажимным диском в полость турбинного колеса вдоль поверхностей трения промежуточного диска.

Нагретая жидкость ATF направляется через распределительный клапан к охладителю, в котором от нее отводится тепло.

Эта конструкция обеспечивает достаточное охлаждение деталей и жидкости ATF как при работе гидротрансформатора, так и при неполном замыкании муфты.

Муфта блокировки замкнута частично или полностью

Замыкание муфты блокировки гидротрансформатора АКПП ZF 6HP19производится в результате изменения направления подачи жидкости ATF распределителем и изменения ее давления регулятором.

При этом давление в полости под нажимным диском снижается. Нажимной диск перемещается под давлением жидкости со стороны турбинного колеса, в результате чего муфта замыкается.

Передаваемый муфтой блокировки коробки крутящий момент изменяется в зависимости от положения распределителя и регулятора давления в системе ее управления:

– слабому току управления электромагнитом N371 соответствует небольшой момент, передаваемый муфтой,

– сильному току управления электромагнитом N371 соответствует большой момент.

При частичном замыкании муфты достаточно эффективно гасятся крутильные колебания двигателя, благодаря чему отпадает необходимость в применении специальных демпферов, работающих на скручивание.

Функция защиты муфты блокировки коробки-автомат при неисправности:

При превышении определенного управляющего давления (или соответствующего ему току управления) производится проверка разности частот вращения насосного и турбинного колес с учетом записанных в памяти характеристик.

Если эта разность имеет место, неисправность фиксируется в памяти системы, а замыкание муфты в дальнейшем исключается.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________