Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Двигатель Toyota 2AZ-FE


Двигатель Toyota 2AZ-FE автомобилей Тойота Камри, Тойота Рав 4, Лексус РХ представляют собой четырехцилиндровый, рядный мотор с рабочим объемом 2,4 литра, с 16-клапанной головкой цилиндров.



Рис.212

Конструкция двигателя Toyota 2AZ-FE автомобилей Тойота Камри, Тойота Рав4, Лексус РХ

Клапанная крышка

- Клапанная крышка выполнена из легкого магний-алюминиевого сплава.

- Прокладка клапанной крышки выполнена из теплостойкого и долговечного акрилового каучука.

Прокладка головки блока цилиндров

Прокладка головки блока цилиндров стальная, многослойная. Для увеличения площади контакта по окружности цилиндров предусмотрены стальные пояски, благодаря чему повышается герметичность и надежность прокладки.

Блок цилиндров двигателя



Рис.214

- Блок цилиндров мотора 2AZ-FE выполнен из легкого алюминиевого сплава.

- Заливка чугунных гильз цилиндров непосредственно в блок цилиндров позволило уменьшить размеры блока.

- В зоне постели коленчатого вала выполнены воздушные каналы. Это позволило сгладить колебания давления картерных газов, вызванное возвратно- поступательным движением поршней и уменьшить насосные (газодинамические) потери, что сказалось на повышении эффективного кпд.

- Кронштейны масляного фильтра и компрессора кондиционера выполнены заодно с масляным поддоном. В блоке цилиндров выполнены также улитка насоса системы охлаждения и корпус термостата.

- Гильзы цилиндров снаружи имеют развитую ребристую поверхность, обеспечивающую более прочное соединение гильзы с алюминиевым блоком цилиндров. Благодаря более надежному контакту, улучшается теплоотвод, в результате уменьшается тепловая нагрузка на гильзы и их деформация.

- В рубашке блока цилиндров установлены дефлекторы охлаждающей жидкости.

- Дефлекторы перераспределяют поток охлаждающей жидкости от среднего пояса цилиндра к верхней и нижней их частям, способствуя равномерному распределению температуры. Следствием перераспределения потока жидкости является снижение вязкости моторного масла на стенках цилиндров и уменьшение механических потерь.

Поршень

- Поршень, с легкой и компактной юбкой, выполнен из алюминиевого сплава.

- Для улучшения качества рабочего процесса на днище поршня выполнены клиновые вытеснители.

- На юбку поршня, для уменьшения трения, наносится полимерное покрытие.

Шатун

- Тело шатуна и шатунная крышка, для снижения массы, спекаются под давлением из высокопрочного стального порошка.

- Шатунная крышка крепится к телу шатуна болтами, которые тянутся по пределу текучести, что повышает точность затяжки.

- Для уменьшения трения ширина вкладышей уменьшена.

Коленвал двигателя toyota 2AZ-FE автомобилей Тойота Камри, Тойота Рав4, Лексус РХ

- Пятиопорный кованый коленчатый вал имеет 8 противовесов.

- Вал выполнен из стали.

- Галтели шатунных и коренных шеек упрочнены накаткой роликом.

- На коленвале предусмотрен привод зубчатого колеса уравновешивающего вала.

Уравновешивающий вал

- Уравновешивающий вал предназначен для уменьшения вибрации.

- Уравновешивающий вал N1 приводится непосредственно от коленчатого вала.

- Для уменьшения уровня шума и снижения общей массы ведомое колесо привода уравновешивающего вала выполнено полимерным.



Рис.215

У рядного 4 цилиндрового двигателя toyota 2AZ-FE автомобилей Тойота Камри, Тойота Раф 4, Лексус РХ поршни цилиндров 1 и 4 и поршни цилиндров 2 и 3 двигаются в противофазах (180). Поэтому силы инерции возвратно-поступательного движения этих поршней и приведенной массы шатунов практически взаимно погашаются.

Однако из-за того, что точка, где поршень развивает максимальную скорость, находится ближе к ВМТ от средней точки хода поршня, сила инерции при движении вверх выше силы инерции при движении вниз. Неуравновешенная сила инерции второго порядка появляется дважды на один оборот двигателя.

Для погашения неуравновешенных сил инерции второго порядка уравновешивающие валы вращаются в противоположные стороны, в два раза быстрее коленчатого вала. Два уравновешивающих вала, которые вращаются в противоположные стороны, образуют систему, в которой гасятся собственные силы инерции.

Клапанный механизм

- Для улучшения характеристики двигателя, уменьшения расхода топлива и выброса токсичных веществ в двигателе применяется механизм регулирования фаз газораспределения (VVT-i).

- Впускной и выпускной распредвалы приводятся цепью.

- Клапаны имеют увеличенную высоту подъема и для их привода используются толкатели без регулировочных шайб. У такого толкателя увеличена площадь контакта с кулачком распредвала.



Рис.216

Регулировка зазора клапанов производится путем выбора толкателей клапанов соответствующей толщины. Поставляются регулировочные толкатели клапанов 35 размеров с шагом 0,02 мм, от 5,06 мм до 5,74 мм.

Распределительный вал

- Для определения положения впускного распредвала на нем установлен задающий ротор, работающий в паре с датчиком положения.

- В распределительном вале впускных клапанов имеется масляный канал для подачи моторного масла в систему VVT-i.

- Для изменения фаз впускных клапанов, на переднем конце распределительного вала впускных клапанов установлена регулирующая муфта.

Цепь ГРМ двигателя toyota 2AZ-FE



Рис.217

- Для уменьшения размеров привода ГРМ в нем использована роликовая цепь с шагом звена 8 мм.

- Смазка цепи клапанного механизма осуществляется масляным жиклером.

- Для создания постоянного усилия в натяжителе цепи используется пружина и давление масла.

- Натяжитель уменьшает шум, создаваемый цепью.

- Натяжитель фиксируемого типа, с храповиком.

- Для уменьшения трудоемкости обслуживания конструкция натяжителя допускает его снятие и установку с внешней стороны передней крышки двигателя.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________