Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Установка ГБЦ двигателя Тойота 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE


Установите головку блока цилиндров.



Рис.205. Головка блока цилиндров 5A-FE и 4A-FE (АЕ101, АТ190) автомобилей Тойота Карина Е, Тойота Королла, Кариб, Корона

1 - ремень привода генератора и жидкостного насоса, 2 - генератор, 3 - стопорный болт генератора (МЗ = 18 Нм), 4 - болт крепления генератора (МЗ = 58 Нм), 5 - шкив привода насоса охлаждающей жидкости, 6 - блок цилиндров с головкой блока в сборе, 7 - прокладка входного патрубка №2 охлаждающей жидкости, 8 - уплотнительное кольцо маслоизмерительного щупа, 9 - маслоизмерительный щуп в сборе с направляющей, 10 - крепежный болт входного патрубка №2 охлаждающей жидкости, 11 - гайка крепления входного патрубка №2 охлаждающей жидкости (МЗ = 15 Нм), 12 - входной патрубок №2 охлаждающей жидкости, 13 - болт крепления опорной стойки впускного коллектора (МЗ = 39 Нм), 14 - болт крепления опорной стойки впускного коллектора (МЗ = 19 Нм), 15 - опорная стойка впускного коллектора, 16 - электропроводка двигателя, 17 - трубка перепуска воздуха, 18 - впускной коллектор с камерой впуска воздуха (резонатором), 19 - болт крепления впускного коллектора (МЗ = 19 Нм), 20 - прокладка впускного коллектора, 21 - прокладка под корпус дроссельной заслонки, 22 - корпус дроссельной заслонки, 23 - болт крепления корпуса дроссельной заслонки, (МЗ = 22 Нм), 24 - изолятор форсунки, 25 - форсунка, 26 - резиновая втулка форсунки, 27 - уплотнительное кольцо форсунки, 28 - общий топливопровод (коллектор) форсунок, 29 - болт крепления общего топливопровода (коллектора) форсунок (МЗ = 15 Нм), 30 - дистанционная втулка (проставка) болта крепления коллектора форсунок, 31 - трубка подвода топлива к коллектору форсунок, 32 - прокладки трубки подвода топлива к коллектору форсунок, 33 - перепускной (штуцерный) болт трубки подвода топлива к коллектору форсунок (МЗ = 29 Нм), 34 - объединенный блок зажигания (датчик-распределитель зажигания с катушкой зажигания или блок бесконтактной системы зажигания) с высоковольтными проводами, 35 - болт крепления объединенного блока зажигания или блока бесконтактной системы зажигания (МЗ = 20 Нм), 36 - уплотнительное кольцо корпуса датчика-распределителя зажигания, 37 - транспортировочный крюк (рым) двигателя, 38 - болт крепления рыма (МЗ = 20 Нм), 39 - свеча зажигания, 40 - входной
патрубок охлаждающей жидкости и узел подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров, 41 - болт и гайка крепления узла подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров (МЗ = 20 Нм), 42 - патрубок отвода охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров, 43 - болт крепления патрубка отвода охлаждающей жидкости (МЗ = 20 Нм), 44 -датчик кислорода, 45 - верхний теплоизолирующий кожух выпускного коллектора, 46 - выпускной коллектор, 47 – прокладка выпускного коллектора, 48 - гайка крепления выпускного коллектора (МЗ = 34 Нм), 49 - нижний
теплоизолирующий кожух выпускного коллектора, 50 - опорная стойка выпускного коллектора.

- Уложите новую прокладку головки блока цилиндров, учитывая положение направляющих на блоке.

- Опустите на прокладку головку блока цилиндров. Перед установкой нанесите небольшой слой моторного масла на резьбы болтов и под головки болтов.

- С помощью подходящего приспособления установите и постепенно затяните в несколько проходов (не менее 3-х) 10 болтов крепления головки блока. Если при затяжке болта не достигается требуемый момент, замените болт.

Двигатели Toyota 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE

Отметьте кромку болта, обращенную к передней части двигателя (стороне, противоположной отбору мощности) краской.

Подтяните все болты в отмеченной выше последовательности, повернув их на 90°.

Снова подтяните все болты в отмеченной выше последовательности еще на 90°.

Убедитесь, что все метки болтов ориентированы на 180° от начального положения.

Соберите распределительный вал впускных клапанов.

- Закрепите распределительный вал в тисках, зажав его за шестигранный участок.

- Установите следующие детали: Пружину шестерни распределительного вала, Вспомогательную шестерню, Волнистую шайбу.

- Щипцами установите замковое кольцо.

- Введите технологические болты в установочное отверстие вспомогательной шестерни распределительного вала.

- С помощью отвертки поверните вспомогательную шестерню распределительного вала по часовой стрелке и совместите отверстия ведомой шестерни распределительного вала и вспомогательной шестерни, после чего установите технологический болт.

Установите распредвалы впускных и выпускных клапанов двигателя Toyota 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина.

При установке распределительных валов, необходимо учитывать, что величина осевого зазора очень мала, поэтому валы должны укладываться в постели подшипников строго горизонтально, без перекосов, во избежание заедания и/или повреждения валов.

Установите распределительный вал выпускных клапанов.

- Нанесите консистентную смазку на торцевые поверхности распределительного вала.

- Положите распределительный вал выпускных клапанов в головку блока цилиндров таким образом, чтобы установочный штифт располагался несколько правее вертикальной оси распределительного вала. В этом положении кулачки 1-го и 3-го цилиндров в равной степени нажимают на толкатели соответствующих клапанов.

- Удалите остатки старого герметика.

- Нанесите герметик на крышку №1 подшипника распределительного вала.

- Установите крышки подшипников распределительного вала двигателя Toyota 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE на соответствующие шейки в соответствии с выбитыми на них номерами; при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).

- Нанесите моторное масло на резьбу и тыльную сторону головок болтов

- Установите и равномерно затяните болты крепления крышек подшипников за несколько проходов.

- Нанесите консистентную смазку на рабочую кромку сальника.

- С помощью подходящей оправки и молотка, установите сальник распределительного вала. Сальник устанавливается в расточку головки блока до упора.

Установите распределительный вал впускных клапанов двигателя Toyota 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE.

- Установите технологический штифт распределительного вала выпускных клапанов таким образом, чтобы он находился чуть выше кромки головки блока цилиндров.

- Нанесите консистентную смазку на упорные (торцевые) поверхности распределительного вала.

- Введите в зацепление шестерни распределительных валов впускных и выпускных клапанов, совместив друг с другом установочные метки на этих шестернях.

- Удерживая шестерни в зацепленном виде, уложите распределительный вал впускных клапанов в постели опор. В этом положении кулачки 1-го и 3-го цилиндров равномерно нажимают на толкатели соответствующих клапанов, что облегчает монтаж распределительного вала.

- Установите крышки подшипников распределительного вала на соответствующие шейки в соответствии с выбитыми на них номерами; при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).

- Нанесите свежее моторное масло на резьбу и тыльную сторону головок болтов крышек подшипников распределительного вала.

- Равномерно затяните болты крепления крышек подшипников за несколько проходов.

- Снимите технологический болт, соединяющий вспомогательную и основную шестерни распределительного вала впускных клапанов.

- Установите крышку 1-го подшипника распределительного вала впускных клапанов стрелкой вперед (в сторону привода ГРМ). Если крышка 1-го подшипника не садится на место, отверткой переместите распределительный вал вперед-назад вдоль его оси.

- Равномерно затяните болты крепления крышек подшипников за несколько проходов (окончательный МЗ = 13 Нм).

- Поверните по часовой стрелке распределительный вал выпускных клапанов за его шестигранную часть на 1 оборот (от ВМТ до НМТ) с тем, чтобы установочный штифт оказался в нужном положении.

- Убедитесь, что установочные метки шестерен распределительных валов выпускных и впускных клапанов находятся в крайнем верхнем положении, а метки ВМТ ("метки газораспределение), совпадают друг с другом.

Проверьте и отрегулируйте зазоры в клапанах двигателя Toyota 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE .

Установите кронштейн крепления генератора и транспортировочные крюки (рымы) двигателя.

Установите зубчатый шкив распределительного вала.

- Совместите установочный штифт распределительного вала с установочной канавкой шкива и установите шкив.

- Удерживая ключом распределительный вал за его шестигранную часть, затяните крепежный болт шкива (МЗ = 59 Нм).

Установите зубчатый ремень ГРМ двигателя Toyota 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина.

- Убедитесь, что установочные метки ремня привода ГРМ находятся на одном уровне с верхней поверхностью защитной крышки №1 ремня. В противном случае необходимо изменить зацепление зубчатого ремня привода ГРМ с зубчатым шкивом коленчатого вала.

- Совместите метки на ремне и на шкиве, нанесенные при демонтаже, и установите зубчатый ремень.

Проверьте установку фаз газораспределения.

- Отпустите болт крепления натяжного шкива ремня привода ГРМ.

- Поверните коленчатый вал на 2 оборота от ВМТ до ВМТ. Всегда вращайте коленчатый вал только по часовой стрелке.

Проверьте фазы газораспределения, убедившись в том, что:

- центр малого отверстия на зубчатом шкиве распределительного вала совмещается с меткой на крышке 1-го подшипника распределительного вала;

- метка на шкиве коленчатого вала (шкиве привода генератора и насоса охлаждающей жидкости) совмещается с соответствующей меткой на защитной крышке ремня.

- Затяните установочный болт натяжного шкива (ролика) ремня (МЗ = 37 Нм).

- Установите резиновую пробку на защитную крышку №1 ремня привода ГРМ.

Проверьте натяжение ремня привода ГРМ двигателя Toyota 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина. Проверьте прогиб зубчатого ремня привода ГРМ, приложив усилие. Прогиб ремня (при усилии 20 Н) 5 - 6 мм.

Если измеренная величина не соответствует техническим условиям, проведите регулировку натяжения, изменив положение натяжного шкива (ролика).

Установите защитные крышки №2 и №3 ремня привода ГРМ, закрепив их 6-ю болтами (МЗ = 7,4 Нм).

Установите сегментную (полукруглую) заглушку.

- Удалите старый герметик.

- Нанесите свежий герметик на сегментную заглушку.

- Установите сегментную заглушку на головку блока цилиндров.

- Установите крышку головки блока цилиндров.

- Удалите старый герметик.

- Нанесите свежий герметик на головку блока цилиндров.

- Установите прокладку крышки головки блока цилиндров.

- Установите крышку через дистанционные резиновые втулки и закрепите ее 3-мя колпачковыми гайками.

Установите свечи зажигания двигателя Toyota 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина, используя специальный ключ.

Установите патрубок №2 ввода охлаждающей жидкости.

- Установите новую прокладку на посадочное место головки блока цилиндров, ориентировав ее таким образом, чтобы выступ на прокладке был направлен вверх.

- Подсоедините патрубок к насосу.

- Подсоедините патрубок к головке блока цилиндров, закрепив его 2-мя гайками (МЗ = 15 Нм).

Установите измеритель уровня масла ("масляный щуп") в сборе с направляющей.

- Установите новое уплотнительное кольцо на направляющую масляного щупа.

- Нанесите немного мыльного раствора на уплотнительное кольцо.

- Установите масляный щуп в сборе с направляющей и закрепите его болтом (МЗ = 9,3 Нм).

Установите впускной коллектор.

Двигатели Тойота 4A-FE (АЕ101 и АТ190) с серийной системой впуска, 5A-FE и 7A-FE

Установите впускной коллектор с новой прокладкой и закрепите его 7-ю болтами и 2-мя гайками.

Равномерно затяните болты и гайки в несколько проходов (окончательный МЗ = 19 Нм).

Для 5A-FE одновременно с установкой впускного коллектора закрепляется провод "заземления" аккумуляторной батареи на "массу".

Двигатели Тойота 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ101 и АТ180) с серийной системой впуска

- Установите впускной коллектор с новой прокладкой и закрепите его 7-ю болтами и 2-мя гайками вместе с проводом "заземления" аккумуляторной батареи на "массу". Равномерно затяните болты и гайки в несколько проходов (окончательный МЗ = 19 Нм).

- Прикрепите трубку перепуска охлаждающей жидкости к трубке перепуска воздуха.

- Установите опорную стойку впускного коллектора. Закрепите опорную стойку 2-мя болтами.

4A-FE (АЕ101 и АТ190) с системой впуска, обеспечивающей работу двигателя на обедненных составах смеси

- Установите новую прокладку на внешнюю привалочную плоскость корпуса дополнительных заслонок, обращенную к впускному коллектору, и еще одну новую прокладку на привалочную плоскость этого корпуса, обращенную к головке блока цилиндров.

- Установите опускной коллектор и закрепите его 7-ю болтами и 2-мя гайками. Равномерно затяните болты и гайки в несколько проходов, (окончательный МЗ = 19 Нм).

4A-FE, модели 4WD: АЕ92, АЕ95, АТ101 и AT180 автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina

Установите блок вакуумных трубок, закрепив их болтами. К трубкам подсоедините 3 вакуумных шланга.

- Установите форсунки и общий топливопровод (коллектор) форсунок на впускной коллектор.

- Установите новую уплотняющую резиновую втулку на форсунку. Установите также новое уплотнительное кольцо.

- Поворачивая форсунку влево-вправо, установите ее в приемное отверстие коллектора форсунок. Поступите так со всеми 4-мя форсунками.

- Расположите форсунки таким образом, чтобы их разъемы были ориентированы вверх.

- Установите четыре новых изолятора и две (для двигателей с системой сгорания обедненных смесей - три) дистанционные (распорные) втулки в соответствующие места впускного коллектора.

- Установите все четыре форсунки вместе с их общим топливопроводом (коллектором) на соответствующее место впускного коллектора.

- Временно установите два болта (для двигателей с системой сгорания обедненных смесей - три болта), удерживающих коллектор форсунок на впускном коллекторе.

- Убедитесь, что форсунки поворачиваются свободно. Возможной причиной заедания форсунок является неправильная установка уплотнительных колец: в этом случае необходимо заменить уплотнительные кольца форсунок.

- Расположите форсунки таким образом, чтобы их разъемы были бы ориентированы вверх.

- Затяните два болта (для двигателей с системой сгорания обедненных смесей - три болта) крепления общего топливопровода (коллектора) форсунок к впускному трубопроводу.

- Подключите разъемы форсунок.

Подключите шланг подвода топлива к общему топливопроводу (коллектору) форсунок, поставив 2 новые прокладки и затянув перепускной болт (МЗ = 29 Нм).

Подключите шланг обратного слива топлива к регулятору перепада давления топлива.

Установите крышку камеры впуска воздуха (резонатора)

- установите крышку камеры впуска воздуха с новой прокладкой. Используя торцовый ключ с головкой на 6 мм, закрепите крышку камеры впуска 3-мя болтами и 2-мя гайками, затянув их в нужной последовательности.

- Подключите 2 шланга системы принудительной вентиляции картера и шланг передачи разрежения.

Подсоедините электропроводку двигателя к впускному коллектору.

- Закрепите электропроводку 3-мя болтами, затем с помощью зажима присоедините жгут электропроводки к вакуумной трубке.

Подключите следующие разъемы:

- разъем датчика положения дроссельной заслонки,

- разъем исполнительного механизма системы автоматической стабилизации частоты вращения холостого хода (ISC-системы),

- для моделей 2WD с системой рециркуляции отработавших газов), разъем клапана "выключения разрежения" системы рециркуляции отработавших газов,

- разъем форсунки холодного пуска двигателя.

Двигатели Тойота 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171 и АТ180)

Прикрепите жгут электропроводки двигателя к защитной крышке №3 ремня привода ГРМ.

- Установите зажим жгута электропроводки двигателя на кронштейн электропроводки и закрепите зажим болтом.

Подключите следующие разъемы и провода:

- разъем генератора;

- провод генератора;

- разъем датчика аварийного давления масла.

Двигатели модели 4WD: АЕ92. АЕ95, АТ101 и AT180)

Установите вакуумный модулятор системы рециркуляции отработавших газов, закрепив его гайкой.

Затем подключите 4 вакуумных шланга;

- шланг клапана рециркуляции отработавших газов;

- 3 шланга от клапана рециркуляции к вакуумному модулятору.

Двигатели Тойота АЕ92, АЕ95, АТ171 и АТ180)

Установите форсунку холодного пуска двигателя.

Установите трубку системы перепуска воздуха, закрепив ее болтом и гайкой (МЗ = 9,3 Нм).

Двигатели Тойота 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE

Установите опорную стойку впускного коллектора, закрепив ее 3-мя болтами (для 5A-FE - 2-мя болтами).

Установите опорную стойку камеры впуска воздуха (резонатора) и правый транспортировочный крюк (рым) двигателя.

- Установите новую прокладку на фланец входного патрубка камеры впуска воздуха таким образом, чтобы выступ на прокладке был ориентирован вниз.

- Установите опорную стойку камеры впуска воздуха (для 5A-FE - вместе с правым рымом) и закрепите ее болтом и гайкой (МЗ = 28 Нм).

- Закрепите трубку перепуска воздуха (и шланг подвода топлива) болтом (или 2-мя болтами).

Установите корпус дроссельных заслонок.

- Установите новую прокладку на фланец камеры впуска воздуха (после установки на нее опорной стойки) таким образом, чтобы выступ на прокладке был ориентирован вниз.

- Установите корпус дроссельных заслонок, закрепив его 2-мя болтами и 2-мя гайками в нужной последовательности.

- Подключите шланг подвода воздуха к трубке перепуска воздуха.

Установите узел подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров.

Удалите старый герметик и не допускайте попадания масла на контактные поверхности узла подвода охлаждающей жидкости и головки блока цилиндров:

- С помощью острого лезвия и шабера удалите остатки герметика с контактных поверхностей и уплотняющих канавок.

- Полностью очистите все компоненты, удалив остатки материала.

- С помощью растворителя очистите обе контактирующие поверхности.

Нанесите новый герметик в канавки контактной поверхности узла подвода охлаждающей жидкости. Закрепите узел подвода охлаждающей жидкости болтом и двумя гайками (МЗ = 20 Нм).

Подсоедините следующие шланги:

- шланг (шланги) термопневмореле системы улавливания паров топлива,

- шланг перепуска охлаждающей жидкости.

- шланг подвода охлаждающей жидкости.

Подключите следующие разъемы:

- разъем сигнализатора повышения температуры охлаждающей жидкости,

- разъем датчика температуры охлаждающей жидкости,

- разъем реле времени форсунки холодного пуска двигателя.

Установите распределитель системы зажигания или объединенный блок системы зажигания (блок бесконтактной системы зажигания).

Установите патрубок отвода охлаждающей жидкости. Закрепите патрубок отвода охлаждающей жидкости 2-мя болтами. Установите выпускной коллектор.

Двигатели 4A-FE, серийный вариант с трех-компонентным нейтрализатором

- Установите выпускной коллектор с новой прокладкой, закрепив его 5-ю гайками. Равномерно затяните гайки за несколько проходов (МЗ = 34 Нм).

- Установите опорную стойку выпускного коллектора, закрепив ее 2-мя болтами. Постепенно затяните болты.

- Установите верхний защитный экран выпускного коллектора, закрепив его 3-мя болтами и 2-мя гайками (МЗ = 9,3 Нм).

Двигатели Тойота 5A-FE и 4A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina

- Установите нижний защитный экран выпускного коллектора, закрепив его 3-мя болтами (2-мя болтами для 5A-FE).

- Установите выпускной коллектор с новой прокладкой, закрепив его 5-ю гайками. Равномерно затяните гайки за несколько проходов.

- Установите опорную стойку выпускного коллектора, закрепив ее 2-мя болтами. Постепенно затяните болты.

- Установите верхний экран выпускного коллектора, закрепив его 4-мя болтами (5-ю болтами 4A-FE для моделей 2WD).

Двигатели 7A-FE

- Установите опорную стойку выпускного коллектора, закрепив ее двумя болтами.

- Установите выпускной коллектор с новой прокладкой, закрепив его 5-ю гайками. Равномерно затяните гайки за несколько проходов (окончательный МЗ = 34 Нм).

- Затяните болт крепления опорной стойки к выпускному коллектору (МЗ = 34 Нм).

- Установите верхний теплозащитный кожух, закрепив его 3 болтами и 2 гайками (МЗ = 9,3 Нм).

Двигатели Toyota 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

Подключите электропроводку двигателя.

- Установите защитный чехол электропроводки, закрепив его 2-мя болтами.

- Подключите следующие провода, разъемы и зажимы: разъем генератора, провод генератора, разъем датчика аварийного давления масла, два зажима проводов.

Установите шкив насоса охлаждающей жидкости и ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости.

- Временно установите шкив насоса охлаждающей жидкости, закрепив его 4-мя болтами.

- Установите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости и слегка натяните его, используя регулировочный болт. Стопорный болт следует затягивать только после регулировки натяжения ремня.

- Затяните 4 болта крепления шкива насоса охлаждающей жидкости.

Отрегулируйте натяжение ремня привода генератора и насоса охлаждающей жидкости.

Заполните систему охлаждения охлаждающей жидкостью. Подключите провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________