Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Блок и головка цилиндров двс 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE


Блок цилиндров двигателей Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Блоки цилиндров двигателей автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Селика, Тойота Спринтер, Калдина имеют много общих конструктивных особенностей и большинствооднотипных (и даже одинаковых) деталей.

Это следующие компоненты:

- Формы и компоновки самого блока цилиндров.

- Конструкции и места установки масляного насоса, ведущая шестерня или ротор которого, расположены на носке коленчатого вала.

- Способа уплотнения хвостовика коленчатого вала.

- Формы и способа установки задней пластины двигателя.

- Способа фиксации коленчатого вала от осевых перемещений и т.д.

Это позволяет процедуры снятия и установки, сборки и разборки, а также контроля деталей блоков цилиндров данных двигателей рассматривать параллельно, указывая при необходимости конкретные особенности того или иного двигателя, связанные либо с размерами деталей, либо с регулировочными параметрами, либо с различной номенклатурой навесных узлов или присоединений.

В то же время блоки цилиндров этих двигателей имеют конструктивные отличия, оказывающие заметное влияние на процедуры их демонтажа с двигателя и последующей установки на двигатель, а также частично на процедуры их сборки и разборки и на процедуры поверки деталей.

В частности:

- В кривошипно-шатунном механизме двигателя Toyota 4A-GE применяется плавающий поршневой палец, в то время как в остальных двигателях - закрепленный (запрессованный в поршневой головке шатуна).

- Различные двигатели имеют различное число и различное расположение кронштейнов, посредством которых двигатель крепится к раме.

- Для двигателя Toyota 4A-GE характерна несколько иная номенклатура внешних узлов и некоторых деталей (наличие датчика детонации, датчика давления масла повышенного класса, пластины повышения жесткости блока, форсунки для охлаждения поршней, пластины маслоуспокоителя и т.д.).

- В то же время блоки цилиндров двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина по номенклатуре деталей практически полностью идентичны.

Головка блока цилиндров

Головки блока цилиндров двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4А-GE имеют много общих конструктивных особенностей, а именно:

- Шатровую камеру сгорания с четырьмя клапанами на каждый цилиндр (2 впускных и 2 выпускных). Кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111), у которого пять клапанов на каждый цилиндр (3 впускных и 2 выпускных).

- 2 распределительных вала (впускных и выпускных клапанов), кулачки которых воздействуют на клапаны через нажимные стаканы (толкатели), установленные в расточках корпуса головки.

- Посадочные места распределительных валов образованы расточками в корпусе головки и в крышках подшипников валов.

- Привод распределительных валов осуществляется плоскозубчатым ремнем.

- Впускные и выпускные каналы расположены с противоположных сторон головки блока.

- Боковые поверхности головок блока являются привалочными плоскостями для впускного и выпускного коллекторов.

- Подвод охлаждающей жидкости к головке блока и ее отвод из головки осуществляется через патрубки внешнего присоединения.

- Одинаковый конструктивный узел крепления клапанов и способ регулировки их тепловых зазоров, кроме Тойота 4A-GE (AE101,AE111).

В то же время головки блока цилиндров этих двигателей имеют заметные конструктивные отличия, оказывающие существенное влияние на процедуры их демонтажа с двигателя и последующей установки на двигатель, а также частично на процедуры сборки и разборки головок.

Эти отличия головок двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4А-GE связаны:

- С системой питания двигателя (карбюратор или впрыск).

- С конструкцией впускного коллектора, что также частично зависит от системы питания, а частично от системы управления двигателем, например, наличие системы перепуска воздуха помимо дроссельной заслонки на режимах принудительного холостого хода или наличие дополнительных заслонок, устанавливаемых непосредственно перед впускными клапанами (система с изменяемой геометрией впускного коллектора) и т.д.

- Со способом привода распределительных валов от коленчатого вала зубчатым ремнем.

- Например, в двигателях Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE непосредственно зубчатым ремнем приводится во вращение только распределительный вал выпускных клапанов, а уже от него через шестеренную передачу приводится распределительный вал опускных клапанов, в двигателе 4A-GE привод обоих распределительных валов осуществляется непосредственно плоскозубчатым ремнем, охватывающим зубчатые шкивы, установленные на каждом распределительном валу.

- С особенностями формы верхней плоскости головки, от чего зависит форма крышки головки блока цилиндров (или их число), например: в двигателе 4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160) головка накрывается тремя крышками, а в двигателе Тойота 4A-GE (АЕ101, АЕ111)- двумя крышками.

- С местом расположения и формой патрубков подвода и отвода охлаждающей жидкости.

- С местом расположения и привода распределителя (или объединенного блока зажигания), например, в двигателях 4A-FE, 5A-FE и 7А-FE привод осуществляется с заднего конца распределительного вала выпускных клапанов, а в двигателе 4А-GE - с левой стороны этого вала (если смотреть со стороны маховика).

- С особенностями конструкции и расположением клапана системы рециркуляции отработавших газов и системы вентиляции картера.

- С особенностями расположения топливоподводящих трубок к форсункам (в двигателях с впрыском бензина), вакуумных трубок для систем управления двигателем, электропроводки двигателя и т. д.

Кроме всего прочего головки блока цилиндров даже двигателей одного и того же типа могут отличаться в зависимости от модели автомобиля или в зависимости от способа организации управления двигателем или его рабочим процессом, например, наличие системы организации рабочего процесса, обеспечивающей работу двигателя на обедненных составах смеси.

В связи с этим ниже приводятся детали всех вариантов головок блока цилиндров, которые применяются на данных двигателях.

Это устранит возможные недоразумения при проведении операций по демонтажу головки блока цилиндров, а также по ее разборке и сборке.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________