Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

________________________________________________________________________________________

Устройство системы смазки 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE


В двигателях Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина используется система смазки с полнопоточной очисткой масла и с подачей масла под давлением к основным движущимся деталям и узлам двигателя.

Система смазки включает в себя: масляный поддон, масляный насос, масляный фильтр и различные элементы, которые обеспечивают подачу масла к различным движущимся деталям двигателя.



Рис.188. Схема расположения элементов системы смазки двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE

1 - масляный насос, 2 - маслоприемник, 3 - редукционный клапан, 4 - масляный фильтр, 5 - масляный радиатор.

Масло из поддона через маслоприемник масляным насосом нагнетается в масляный фильтр. Часть масла сразу после масляного насоса направляется в масляный радиатор.



Рис.189. Схема расположения элементов системы смазки двигателя Toyota 4A-GE

1 - масляный насос, 2 - маслоприемник, 3 - масляный фильтр, 4 - форсунка для подачи масла на днище поршня и стенки цилиндров, 5 - масляный радиатор.

После прохождения масляного фильтра часть масла по различным каналам в блоке цилиндров и через отверстия
подается к коренным подшипникам коленчатого вала. По сверлениям в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам коленчатого вала.

Смазывание стенок цилиндров и нижней части днища поршней (кроме двигателя 4A-GE) осуществляется в основном разбрызгиванием. Для смазывания поршневого пальца в поршневой головке шатуна и во втулке поршневого пальца предусмотрено специальное отверстие.

Часть масла после прохождения масляного фильтра по сверлениям в блоке цилиндров направляется в головку блока цилиндров для смазывания:

- ведомой шестерни распределительного вала впускных клапанов (кроме 4A-GE);

- опорных шеек распределительных валов;

- кулачков;

- толкателей клапанов и стержней клапанов;

- ведущей шестерни распределительного вала выпускных клапанов (кроме 4A-GE).

После выполнения своих функций масло под действием силы тяжести (самотеком) возвращается в поддон. Для контроля уровня масла в картерена одной стороне корпуса масляного насоса устанавливается измерительный щуп.

Система смазки двигателя Тойота 4A-GE в основном аналогична системе смазки двигателей 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE. Ее отличия от системы смазки этих двигателей связаны:

- с отсутствием в двигателе 4A-GE синхронизирующих шестерен распределительных валов впускных и выпускных клапанов, в связи с чем отпадает необходимость в подаче масла к этим узлам трения;

- с принудительной периодической (пульсирующей) подачей масла на нижнюю часть днища поршней и на стенки цилиндров через соответствующие клапаны и форсунки

Масляный насос двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Масляный насос двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE через маслоприемник забирает масло из поддона двигателя и подает его под давлением к различным узлам трения.

Маслоприемник с сетчатым фильтром располагается перед входным патрубком масляного насоса.

Сам масляный насос относится к насосам трохоидного типа. Внутри его расположены ведущий и ведомый роторы (шестерни) с внутренним зацеплением, которые вращаются в одном направлении.

Поскольку оси ведущего и ведомого роторов (шестерен) смещены друг относительно друга, пространство между обоими роторами изменяется по мере их поворота. Масло засасывается в насос, когда пространство между роторами расширяется, и нагнетается, когда пространство между роторами сужается.

Регулятор давления масла (редукционный клапан)

На высоких частотах вращения количество масла, подаваемого маслонасосом, избыточно по сравнению с его количеством, необходимым для смазывания трущихся пар.

Регулятор давления масла двигателей Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina (редукционный клапан) предотвращает избыточную подачу масла.

На низких частотах вращения клапан регулятора под действием пружины перекрывает перепускной (байпасный) канал.

Но на высоких частотах вращения давление масла резко возрастает, сила давления масла преодолевает усилие пружины, и клапан регулятора открывается. Избыточное масло через клапан возвращается в поддон.

Масляный фильтр двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Масляный фильтр - полнопоточного типа со сменным бумажным фильтрующим элементом.

Частицы металла (продукты износа), частицы грязи, находящиеся в воздухе, частицы нагара и другие виды загрязнения могут попадать в масло в процессе его использования, что приводит к увеличению износа двигателя или к засорению (сужению каналов) маслопроводов, препятствуя циркуляции масла.

Масляный фильтр, установленный в масляной магистрали, позволяет задерживать эти частицы при прохождении масла через него.

Фильтр установлен на внешней стороне двигателя, что позволяет сравнительно просто заменять фильтрующий элемент.

Перед фильтрующим элементом установлен перепускной клапан, который открывается при увеличении давления перед фильтром, возникающим в случае засорения фильтрующего элемента загрязняющими частицами.

Перепускной клапан двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина открывается, когда сила давления масла превысит усилие пружины клапана.

В этом случае масло проходит через обводной (байпасный) канал, минуя масляный фильтр, и направляется прямо в главную масляную магистраль двигателя.

Проверка давления масла

Проверьте качество моторного масла, визуально оценив его состояние: наличие воды, обесцвечивание, загрязнение, разжижение. При плохом качествезамените масло.

Проверьте уровень масла, который должен быть между метками "L" и "F".

Отверните датчик аварийного давления масла (4A-FE, 5A-F, 5A-FE и 7A-FE) или датчик давления масла (4A-GE) и установите на его место манометр.

Для двигателей Тойота 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180)

Предварительно снимите генератор и кронштейн генератора, а после установки манометра верните их на место.

Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.

Убедитесь, что давление масла на холостом ходу составляет:

- при минимальной частоте вращения не ниже 29 кПа (0,3 кгс/см2)
- при 3000 мин -1 245 - 490 кПа (2,5 - 5,0 кгс/см2)

Снимите манометр и установите датчик аварийного давления масла (4A-FE, 5A-FE и 7A-FE) или датчик давления масла (4A-GE).

Применяйте клей типа Loctite 242 или эквивалент, нанеся его на 2-3 последних витка резьбы.

Для двигателей Тойота 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180)

Предварительно снимите генератор и кронштейн генератора, а после установки датчика аварийного давления масла установите их на место.

Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии подтекания масла.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________