________________________________________________________________________________________
Моторы Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE имеют
жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной
циркуляцией охлаждающей жидкости и термостатом, имеющим перепускной
клапан во входном патрубке охлаждающей жидкости.
Рис.186. Схема системы охлаждения двигателей 4A-FE (АЕ101 и
АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина
Е, Кариб, Тойота Спринтер, Калдина
1 - термостат, 2 - входной патрубок охлаждающей жидкости, 3 - (от
радиатора), 4 - выходной патрубок охлаждающей жидкости, 5 - (к
радиатору), 6 - насос охлаждающей жидкости, 7 - (от отопителя), 8 - (к
отопителю), 9 - трубка подвода охлаждающей жидкости к насосу, 10 - (от
подогревателя дроссельной заслонки), 11 - (к подогревателю дроссельной
заслонки), 12 - радиатор.
Рис.187. Схема системы охлаждения двигателя 4A-GE (АЕ92, AW11 и
АТ160)
1 - термостат, 2 - входной патрубок охлаждающей жидкости, 3 - (от
радиатора), 4 - (к радиатору), 5 - насос охлаждающей жидкости.
Система охлаждения включает в себя: рубашку охлаждения (в блоке
цилиндров и в головке блока цилиндров), радиатор, насос охлаждающей
жидкости,термостат, электрический вентилятор системы охлаждения,
соединительные шланги и другие элементы.
Охлаждающая жидкость, нагреваемая в рубашке охлаждения, нагнетается
жидкостным насосом в радиатор, где она охлаждается с
помощью вентилятора и встречного потока воздуха, возникающего при
движении автомобиля.
Затем охлаждающая жидкость возвращается в рубашку охлаждения с помощью
насоса и охлаждает двигатель.
Рубашка системы охлаждения двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
представляет собой сеть каналов для прохождения жидкости.
Эти каналы образованы промежутками между гильзами цилиндров в блоке
цилиндров и сообщаются с каналами в головке блока.
Движение жидкости организуется таким образом, чтобы обеспечить наиболее
эффективное охлаждение тех элементов двигателя, которые более
всего нагреваются при его работе ( в частности, верхнего пояса цилиндров
двигателя и камер сгорания).
Радиатор
Радиатор Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE размещается в передней
части автомобиля и предназначен для охлаждения охлаждающей жидкости,
поступающей из рубашки охлаждения.
Радиатор состоит из правого и левого бачков и сердцевины радиатора,
которая соединяет два бачка.
В верхнем бачке расположен входной
патрубок,
по которому поступает охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения, а
также шланг для перепуска излишней охлаждающей жидкости или пара.
В нижнем бачке радиатора расположен выходной патрубок охлаждающей
жидкости, через который она поступает в насос охлаждающей жидкости, а
также сливной краник, через который удаляется охлаждающая жидкость.
Сердцевина радиатора двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота
Селика,
Спринтер, Калдина имеет множество оребренных трубок, по которым поток
охлаждающей жидкости проходит из верхнего бачка в нижний, а также
охлаждающие ребра для более эффективного рассеивания теплоты в
окружающую среду.
Охлаждающая жидкость, нагретая при прохождении через рубашку охлаждения,
охлаждается в радиаторе потоком воздуха, просасываемым
электрическим вентилятором, а также встречным потоком воздуха,
возникающем при движении автомобиля.
Модели с автоматической трансмиссией имеют специальный охладитель
рабочей жидкости автоматической коробки передач, который расположен в
нижнем бачке радиатора.
Вентилятор с электрическим приводом располагается позади радиатора, что
облегчает прохождение потока воздуха через радиатор.
Вентилятор включается только в том случае, если температура охлаждающей
жидкости достигнет рабочего значения. Это снижает затраты
мощности на привод вентилятора и предотвращает переохлаждение двигателя.
Особенности радиатора для моделей Тойота AW11 (MR2)
Радиатор Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE для модели MR2 отличается от
радиаторов остальных моделей тем, что поток охлаждающей жидкости в нем
проходит в горизонтальном направлении с одной стороны автомобиля на
другую.
Радиатор имеет два боковых бачка и сердцевину, которая их соединяет.
Входной патрубок, по которому охлаждающая жидкость поступает в радиатор
из рубашки охлаждения, и краник для слива охлаждающей жидкости
расположены в левом бачке.
Выходной патрубок охлаждающей жидкости и воздушный дренажный краник,
облегчающий заполнение двигателя охлаждающей жидкостью,
расположены в правом бачке.
Охладитель рабочей жидкости для моделей с автоматической трансмиссией
расположен в сердцевине радиатора и использует часть ее трубок.
Пробка радиатора имеет обычную конструкцию, но расположена на отдельном
патрубке.
Пробка радиатора - уплотняющего типа,
она должна герметизировать радиатор и выдерживать повышенное давление,
возникающее в результатетеплового расширения охлаждающей
жидкости.
Повышенное давление в радиаторе препятствует закипанию охлаждающей
жидкости даже при температуре выше 100°С. Пробка радиатора имеет
паровой (сбрасывающий) клапан и воздушный клапан (клапан разрежения).
При температуре охлаждающей жидкости 110-120°С избыточное давление
внутри радиатора, вызванное тепловым расширением жидкости, достигает
0,3-1,0 кг/см2 или 30-100 кПа. В случае превышения указанного предела
под действием давления открывается паровой клапан, и пар удаляется через
паровую трубку.
Воздушный клапан открывается под действием разрежения, которое
образуется внутри радиатора Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
автомобилей
Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina после
остановки двигателя и снижения температуры охлаждающей жидкости.
Открытие
этого клапана позволяет охлаждающей жидкости в расширительном бачке
вернуться в систему охлаждения.
Расширительный бачок предназначен для аккумулирования избыточного объема
охлаждающей жидкости, который получается в результате ее
объемного расширения при нагреве. Когда температура охлаждающей жидкости
падает, она возвращается из расширительного бачка в радиатор.
Таким образом, радиатор всегда заполнен охлаждающей жидкостью, и при
этом не допускается ненужных ее потерь. Чтобы убедиться в
необходимости долива охлаждающей жидкости, необходимо проверить ее
уровень в расширительном бачке.
Водяной насос обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей
жидкости через систему охлаждения. Он устанавливается в передней части
блока цилиндров и приводится в действие от коленчатого вала ремнем
привода генератора.
Термостат устанавливается на входном патрубке контура охлаждения. Он
имеет восковой перепускной клапан и автоматический клапан, управляемый в
зависимости от температуры охлаждающей жидкости.
Автоматический клапан закрывается, когда температура охлаждающей
жидкости падает, и тем самым препятствует циркуляции жидкости через
двигатель, ускоряя процесс его прогрева.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________