________________________________________________________________________________________
Разборка соединения поршень-шатун
двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Проверьте посадку поршень-поршневой палец, пытаясь перемещать поршень
"взад-вперед" на поршневом пальце в направлении, перпендикулярном оси
поршневого пальца. При наличии любого люфта замените весь узел.
Снимите поршневые кольца. Экспандером снимите оба компрессионных кольца.
Вручную снимите элементы маслосъемного кольца (скребки и экспандер
кольца). Отделите шатун от поршня.
Двс 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE - Подходящим приспособлением выпрессуйте
поршневой палец из бобышек поршня и поршневой головки шатуна. Снимите
шатун.
4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина - Снимите
стопорные кольца поршневого пальца.
- Вставьте плоскую отвертку в выточку и аккуратно извлеките стопорное
кольцо.
- Постепенно нагрейте поршень до 70-80°С.
С помощью пластикового молотка и латунной выколотки легкими ударами
выпрессуйте поршневой палец из поршневой головки шатуна.
- Не разукомплектовывайте поршень и поршневой палец.
- Разложите детали поршневой группы в требуемом порядке.
Проверка состояния поршня и шатуна двигателей
Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Очистите поршень.
- Скребком удалите нагар и углеродные отложения с днища поршня.
- Очистите канавки поршня от отложений куском сломанного кольца.
- Растворителем и мягкой волосяной щеткой окончательно очистите поршень.
Проверьте поршень и поршневые кольца. Проверьте зазор поршень-цилиндр.
Существует 3 размерных группы номинального диаметра поршня, обозначаемые
цифрами "1", "2" и "3" соответственно. Метка набивается на днище поршня
(как правило, в центре).
Для некоторых двигателей (в частности, для двигателя 4A-GE) эта метка
может быть смещена по направлению к передней части двигателя. Обратите
внимание на метку "перед" (стрелку или выемку), по которой поршень
должен устанавливаться в цилиндр.
Двс 4A-FE (AE101 и АТ190), 5А-FE и 7A-FE - Микрометром измерьте диаметр
поршня на расстоянии 24,5 мм от поверхности днища поршня.
Двс 4A-FE (AE92, AE95, AT171 и AT180) и 4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160) -
Микрометром измерьте диаметр поршня на расстоянии, заданном от нижней
кромки юбки поршня.
Это расстояние составляет:
4A-FE - 38,5 мм
4A-GE (AE92, AW11, АТ160) - 42,0 мм
4A-GE (AE101,AE111)
Микрометром измерьте диаметр поршня на расстоянии 8 мм от оси отверстия
под поршневой палец.
- Измерьте диаметр цилиндра в поперечном направлении.
- Вычтите диаметр поршня из измеренного диаметра цилиндра и определите
величину зазора между цилиндром и поршнем.
Если зазор превышает допустимую величину, замените все 4 поршня и
расточите все 4 цилиндра. Проверьте зазор между компрессионным кольцом и
канавкой, измерив его плоским щупом. Проверьте зазор в замке поршневого
кольца.
- Установите кольцо в цилиндре блока.
- Поршнем протолкните кольцо на расстояние - 80 мм 4A-GE (АЕ101, АЕ111))
, 87 мм 4A-FE, 5A-FE и 4А-GE (AE92, AW11, АТ160)) или 104 мм (7A-FE) от
поверхности блока цилиндров.
- Плоским щупом измерьте зазор в замке. Если зазор больше допустимого,
замените кольцо. Если же зазор больше допустимого даже при установке
нового кольца, расточите все 4 цилиндра и установите кольца ремонтного
(увеличенного) размера или замените блок цилиндров.
4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина -
Проверьте посадку поршневого пальца: при температуре 80°С поршневой
палец
должен входить в бобышки поршня под усилием большого пальца.
Проверьте шатун. Проверьте соосность шатуна.
- Используя специальное приспособление и плоский щуп, проверьте изгиб
шатуна.
Максимальный изгиб на 100 мм длины:
4A-FE, 5A-FE и 7A-FE - 0,05 мм
4A-GE - 0,03 мм
Если изгиб больше допустимого, замените шатун.
- Аналогичным способом проверьте скручивание шатуна.
Максимальное скручивание на 100 мм длины - 0,05 мм Если скручивание
больше допустимого, замените шатун (вместе с крышкой шатуна).
Проверьте шатунные болты.
- Наверните гайку на каждый болт и убедитесь, что гайка легко
наворачивается рукой на всю длину резьбы болта.
Двс 4A-FE, 5A-FE и 4A-GE - Если гайка не наворачивается рукой, измерьте
наружный диаметр резьбы болта штангенциркулем в зоне наибольшего
износа.
Если такую зону трудно обнаружить визуально, то проводите измерение на
расстоянии 15 мм от конца болта.
Наружный диаметр резьбы:
- Номинальный 8,860 - 9,000 мм
- Минимальный 8,600 мм
Если диаметр меньше допустимого, замените болт и гайку.
- 7A-FE. Измерьте наружный диаметр болта штангенциркулем в зоне
наибольшего износа. Если такую зону трудно обнаружить визуально, то
проводите измерение на расстоянии 20 мм от головки болта.
Наружный диаметр резьбы:
- Номинальный 8,860 - 9,000 мм
- Минимальный 8,600 мм
4A-GE (AE101, AE111) - Измерьте диаметр поршневого пальца. Номинальный
диаметр - 20,004 - 20,016 мм. При необходимости подберите поршневой
палец, в соответствии с метками на поршне и пальце.
4A-GE (АЕ101, АЕ111) автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота
Карина диаметры поршневого пальца и отверстия в поршне. Проверьте
зазор
между поршневым пальцем и втулкой шатуна.
- Индикатором измерьте внутренний диаметр втулки шатуна.
Номинальный диаметр - 20,010 - 20,022 мм
- Микрометром измерьте наружный диаметр поршневого пальца.
Номинальный диаметр - 20,004 - 20,016 мм
- Вычтите значение наружного диаметра пальца из значения внутреннего
диаметра втулки шатуна.
Зазор:
- Номинальный 0,004 - 0,008 мм
- Максимальный 0,050 мм
Если зазор больше максимального, замените втулку шатуна. При
необходимости замените поршень вместе с поршневым пальцем.
4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина - При
необходимости замените втулку поршневой головки шатуна.
- С помощью подходящего приспособления выпрессуйте втулку поршневой
головки шатуна.
- Совместите отверстия для прохода масла во втулке и в поршневой головке
шатуна и подходящим приспособлением запрессуйте новую втулку.
- Прошлифуйте отверстие запрессованной втулки до получения размера,
обеспечивающего номинальный зазор.
- Убедитесь, что поршневой палец (предварительно слегка смазанный
моторным маслом) входит в запрессованную втулку шатуна при комнатной
температуре под усилием большого пальца.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________